Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рациональность и разум.






Ключевым словом был в истории разум. Понятия разума у Аристотеля 4 причины, что узнать, что такое веши: формальная, двигательная, целевая и....? Основная функция разума в познании целевых причин. Разум способность человека то ради чего, т.е. понимать смысл. Это представление было убрано Лейбницом, Галлилейм.

Э.Кант.

Субъект === (чувственность, рассудок, разум) > > > объект. Мышление на языке К. создает единство в процессе познания. На совр. языке осуществляет систематизацию. Это конструирование системы осуществляется по разному, на уровне рассудка и разума.

Рассудок систематизирует эмпирический материал, средства систематизащим (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) с помощью формальной логики. Главная задача рассудка – качеств. параметры, колич. взаимоотношения между вещами. Для первоначальной систематизации эмпер. материала вполне достаточно деятельности рассудка. Инструментальное определение рациональност совпадает с рассудочной деятельностью. Разум не работает с эмпирическим материалом, руководит рассудком. Это не аналитика, это творческий процесс. Получение общих теор. идей. Есть еще практический разум. Имееющее отношение к этике, политике. Практический разум должен формулировать общие теор. идеи на основе нравственных ценностей. Таким образом, Кант считает, что цели ценности и смыслы, их выяснение – является обязательной функцией разума.

Естествознание убрав цели и ценности, убрав понятие разума и утвердили понятие рассудка назвав понятие рассудка – рациональными. Инструментальная рациональность получила название научной рациональности.

Выводы:

1. Проблема рациональности жизненно практическая проблема

2. Этимология рационального: соизмеримость, выразимость, разум.

3. До 17 века в истории философии доминировало понятие разум.

4. Разум понимался как

1.способность продуцировать идеи

2.руководстваться целями и ценностями (Аристотель)

5.С 17-18 в. доминируют понятие рациональное, рационализм, рациональность

6. В период господства класс. науки сформировалось понятие класс. понятия как инструментально-рационального понятия.

7. Начиная с 17 в. в западно-европейских странах, что наука может решить все проблемы. Соотвественно понятие рациональности было распространено на все сферы бытия.

8. Рациональность, понятие как калькуляция, инструментальность, привела к деструктивным изменениям совр. нучно-техн. общества.

9. Класс. рациональность вероятна должна быть дополнена ценностями, смыслами.

 

Научная рациональность

Понятия рациональность и научная рациональность имеют несовпадающие значения. Необходимо отметить, что многие виды знания: обыденное, философское, религиозное, правовое являются рациональными, но не являются научными. Каждому из этих видов присуща своя собственная «логика» эволюции и каждый может взаимодействовать с другими видами. Сама наука как вид рациональности так же неоднородна, поскольку для разных исторических эпох характерны свои исторические типы рациональности. Типизация научной рациональности, введенная Степиным рассматривает: классический, неклассический и постнеклассический тип научной рациональности.

Классический тип научной рациональности (XVII - первая половина XIX в.в.), центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Объекты в классическом естествознании рассматривались преимущественно в качестве малых (простых) систем.

Неклассический тип рациональности (конец XIX - середина XX в.в.) учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, рассматривая объект как вплетенный в человеческую деятельность.

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием.

Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать как полное исчезновение представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Новый тип рациональности только ограничивает сферу действия предыдущего, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.