Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Добрый конь

Лошади – одни из самых древних и верных спутников человека. Они пашут землю, перевозят грузы, выступают в цирке, участвуют в спортивных соревнованиях. Обычное, знакомое с детства животное, тогда почему при взгляде на лошадь лица людей светлеют? Что за тайна, сквозь века неодолимо влекущая к себе человека? Давайте попробуем разобраться.

Лошадь приручили сравнительно поздно, до неё хозяйство человека пополнили коровы, овцы, козы, свиньи. Точную дату одомашнивания установить невозможно, примерно 5 тысяч лет назад. Главный источник этих сведений – археологические раскопки. Для человека союз с лошадью послужил началом перехода на новую ступень развития, принёс великие плоды – освоение территорий, оседлую жизнь, основание цивилизаций. Одомашнивание лошади – процесс очень долгий, он занял не одно тысячелетие и продолжается по сей день. Выведено множество пород от великанов-тяжеловозов до маленьких пони и крошек фалабелл.

Существовало несколько крупных очагов древних самостоятельных культур, для которых было характерно развитие коневодства: Средняя и Малая Азия, Месопотамия, Аравия, Палестина, Египет, Индия. Замечательно, что человеческая память сохранила этот факт. Географическая карта Азии конца 15 века изображалась в виде крылатого коня.

Также и народы, населявшие территорию нашей страны – южнорусские, южно-сибирские, забайкальские степи, уже в глубокой древности по достоинству оценили это уникальное животное. Для людей лошадь была всем – средством передвижения, источником мяса, молока, кожи, приносилась в жертву богам. Служила предметом покупки, обмена и даже целью военных походов. У скифов коневодство было важнейшей отраслью хозяйства, снабжавшей население верховой лошадью, которая впервые стала орудием войны – непобедимая скифская конница, отбившая атаки войск Александра Македонского и римских завоевателей.

Само приручение лошади в культурах всех народов приравнивалось к подвигу, ведь на службу человек взял животное с необыкновенными достоинствами: быстрый бег, неутомимость в работе, неприхотливость, поразительное мужество и терпение, удивительная память на места и предметы – гармоничное создание, предназначенное для движения вперёд. Надо помнить, что красивое животное с “печальными” глазами во много раз больше и сильнее человека. Средний вес лошади достигает 400-600 кг, даже зубами она может перекусить ключицу, нанести травму. Обладает панорамным зрением, острым обонянием и слухом, а самое главное, огромной силой. Кто хоть раз ездил на лошади знает, как трудно привыкнуть к ощущению напряжённых мышц лошади, которые упруго и могуче двигаются под тобой. Это дикая, непредсказуемая стихия, грозная и пугающая, победить которую можно лишь, победив свой страх, самого себя. Не удивительно, что тема поимки и приручения дикой лошади является распространённой в героическом эпосе многих народов, отразилась в предметах упряжи, ювелирных и культовых изделиях. Один из примеров – представленные в Эрмитаже золотые украшения скифских курганов, поражающие мастерством исполнения.

Уникальные способности лошади и уверенность, что кони не совсем животные, а немножко люди, вдохновили народы на создание множества мифов, легенд, сказок. Так появились единороги, хищные, крылатые лошади, самый известный из которых Пегас – образ вдохновения. В русских сказках – летающий Сивка-бурка, былинный конь Ильи Муромца – Бурушка, не забудем и о Коньке-горбунке. Кроме того, появились полулюди-полулошади: в греческих мифах кентавр, а у нас Полкан, т.е. полконя – знаменитая городецкая игрушка. История человечества хранит немало фактов, когда кони пользовались величайшим уважением и занимали должности. Александр Македонский так почитал мнение своего коня, что не слушал советы боевых соратников, даже назвал в честь коня город – Букефалия. Император Калигула вовсе сделал своего мудрого Инцитатуса сенатором.

И в христианской традиции лошадь занимает особое место среди животных. Она единственная не только изображается на иконах воинов-мучеников, но и участвует в чудесах святых. В древнем Тихвинском монастыре есть икона, изображающая одно их чудес св.вмч. Георгия Победоносца: возвращение родителям уведённого в плен отрока – мальчик сидит на крупе коня, позади святого воина. Недалеко от Керчи у села Войково восстанавливается Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь. Главной святыней этой обители была гранитная глыба, на которой стоял великомученик Георгий и его конь. В начале 30-х годов святыню взорвали, но остался кусок гранита, на поверхности которого виден отпечаток стопы святого и след от подковы его коня. Хочется отметить ещё одно обстоятельство. В 90-х годах на месте разрушенного монастыря хотели создать элитную конюшню, но дальше постройки нескольких зданий дело не пошло. Так что, в возрождающейся обители монахини во главе с матушкой Акилиной живут и молятся святому вмч. Георгию в перестроенных денниках.

“Душа добрый конь” – это слова их старинной песни донских казаков. Действительно, душу человека часто сравнивают с лошадью, животным сложным, в физиологии и характере которого соединены противоречивые черты: сила и беззащитность, своенравие и преданность, независимость и послушание, смелость и пугливость. Может быть благодаря этому “родству”, лошадь с древнейших времён считается лекарем. Лошадью в буквальном смысле лечили многие затяжные болезни. Конину называли не иначе как “великое” мясо и она относилась к первым средствам лечения гнойной инфекции. Использовали также копыта, мозолистый нарост на коленях и лошадиное молоко-кумыс. Ещё античные врачи, включая Гиппократа, и целители средневековья заметили, что верховая езда оказывает благоприятное воздействие на здоровье человека, укрепляет весь организм. В наше время иппотерапия, т.е. лечение лошадью, приобретает всё большее значение. Но взаимоотношения человека и лошади тем ещё уникальны, что затрагивают не только тело, но и душу, потому что помогают понять главное - самого себя. Ни один самый сложный механизм никогда не сможет заменить лошадь в самой важной работе – воспитании сердца. Правы французы, когда говорят, что человек завершает себя через лошадь. Работа с этим удивительным животным требует от человека силы, находчивости, мудрости, какой-то особой привязанности к ним, умения понимать их, жалеть и прощать. Садясь в седло, мы вступаем в никому не слышный диалог с существом наделённым умом, памятью и волей. Человек должен быть ведущим в этом диалоге, а это означает ответственность за ведомого, предоставляющего вам в распоряжение свою мощь и энергию.

На протяжении тысячелетий лошадь остаётся нашим преданным другом. Она всегда рядом, разделяя с человеком радости и беды, мирную жизнь и беспощадные войны, служа бескорыстно и искренне, ничего не требуя взамен. Лошадь всем своим существом, терпением и любовью показывает, как мы должны жить. И это не взвесить, не оценить, не объяснить.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическая работа №5рактическая работа №4 | Соссюр, Фердинанд де




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.