Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоции и когнитивные карты






Решение вопроса об их соотношении предполагает рассмотрение механизмов регулирования действия. Сам вопрос ставится двояко: либо карта имеет исключительно когнитивный характер, а эмоциональным является механизм ее применения, либо когнитивная карта изначально несет в своей структуре эмоциональное наполнение. Склоняясь ко второму, мы считаем целесообразным ставить в соответствие двигательному действию не когнитивную карту, а целостное психическое отражение пространства-времени действия. Характеризуя его, отметим следующее: 1) оно несет в себе следы прошлого. Скорость и точность выполняемых движений опреде-ляются переживаниями успехов и неудач при прежних попытках выполнить действие. Прошлые взаимодействия с предметами и пространственными зонами зафиксированы в их психологической привлекательности, так же как и те человеческие отношения, на фоне которых развертывалась деятельность; 2) на следы прошлого проецируется перцептивный мир с эмоциональной дифференцированностью его зон, предметов, путей; 3) устремленность в будущее (цели, потребности субъекта) не менее важна для характеристики такого отношения.

Каждый штурман при подготовке к полету отмечает наиболее сложные пункты, этапы и зоны, планирует свои действия, в его внутренней карте трассы появляются своего рода горячие точки. Эмоциональная диффе-ренциация этих точек не является одномерной, она чрезвычайно богата. В зависимости от навигационной обстановки в ней выделяются более или менее сложные зоны. На них могут накладываться ожидания опасных метео-явлений, что еще больше обостряет переживания. Разные пути и запасные аэродромы характеризуются разной психологической привлекательностью. Препятствия и ограничения имеют разную отрицательною валентность, но стоящие за нарушениями социальные санкции или физическая угроза определяют качественное различие эмоций.

Впоследствии эмоциональная дифференциация сыграет свою положительную роль: в соответствующих местах пространства на основе соответствующих тревожных сигналов сработают необходимые механизмы, обеспечивающие более внимательный контроль.

Такое понимание внутренних представлений пространства-времени оказалось полезным при исследовании, проведенном на штурманах и пилотах гражданской авиации. В первом исследовании 60 летчикам предлагалось нарисовать, как они представляют полет от Москвы до определенного пункта и отметить наиболее сложные и опасные зоны маршрута. Во втором исследовании 80 летчикам были предложены серии картинок грозовых очагов, обнаруженных радиолокатором, по курсу следования. Требовалось изобразить фактическую линию пути.

В рисунках получили отражение особенности видения ситуации пилотом и штурманом, индивидуальные стратегии решения, различие опыта действий в сложных метеоусловиях. Было показано, что в представлении о маршруте в целом выделяются сложные или опасные зоны, которые сильно отличаются по устойчивости. Важной особенностью внутренней карты является множество имеющихся в ней уровней. От очень абстрактных, выражаемых уравнениями сферической тригонометрии, до конкретных, наполненных представлениями о движениях и яркими переживаниями. Интересно, что возможен прямой доступ к любому уровню и таким же образом, без промежуточных опосредований, формы того или иного уровня могут реализоваться в приказе, команде или в двигательном действии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.