Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная устойчивость






Способность субъекта выполнять деятельность в сложных трудовых ситуациях с той же успешностью, что и в нормальных условиях, часто связывают с эмоциональной устойчивостью, предполагая, что у неустойчивых лиц эмоциональный срыв приводит к разрушению деятельности. Однако само понятие эмоциональной устойчивости пока не получило отчетливых операциональных определений. Неоднозначность данного термина, отсутствие методик, позволяющих отличить устойчивые и неустойчивые эмоции, заставляют искать новые критерии оценки устойчивости. Так, в центр рассмотрения были поставлены свойства нервной системы и было показано, что в настоящее время успешно выполняют операторские задачи лица, обладающие сильной нервной системой при умеренной лабильности. В других работах понятие профессиональной устойчивости стали определять не только через эмоции. Было предложено перевести рассмотрение профессиональной устойчивости на личностный уровень и анализировать свойства интеллектуальные, эмоционально-волевые, исполнительные, а также рассматривать устойчивость как сложное свойство, как результат тонкой и сложной координации психических и личностных процессов. Большая роль в механизме устойчивости предназначалась профессионально-важным качествам.

В исследовании психологической структуры профессиональной устойчивости, проведенном К.В.Осетровым (1987), с помощью ряда методик оценивались психологические свойства авиадиспетчеров: эмоциональность, стремление к достижению успеха, легкость умственных трансформаций образов, точность и быстрота самоконтроля. Экспертная оценка профессиональной устойчивости авиадиспетчеров проводилась по ряду пунктов, в которых учитывалась работа в нормальных и в сложных условиях. На ее основе операторы были разделены на три группы: устойчивые, неустойчивые и промежуточные. Корреляционный анализ показал, что это деление соответствует трем типам организации личностных качеств. Общее количество взаимосвязей в структуре качеств устойчивых операторов в два раза больше, чем в структуре, полученной для неустойчивых.

Структура психологических качеств устойчивых операторов характеризуется большей организованностью каждой из подсистем и большим количеством связей между разными подсистемами. В отличие от структур неустойчивой и средней групп, в структуре устойчивой группы мотивация к достижению успеха не изолирована, а связана с другими свойствами. С другой стороны, связь между образной и эмоциональной системами для этой группы оказалась недостоверной в отличии от структур, полученных для средней и неустойчивой групп.

В структуре устойчивых операторов выделяются центральные подсистемы (волевая и образная), которые имеют связи с остальными подсистемами. У средней группы в центре расположены эмоциональная и волевая подструктуры, а у неустойчивых централизация отсутствует.

У неустойчивых число внешних связей для каждой из подструктур невелико.

Видно, что для группы устойчивых получены данные, где любой из показателей связан, по крайней мере, с одним из всех остальных. Имеется несколько связей кольцевого типа. Группа неустойчивых дала более рассыпанную структуру. Имеется всего лишь одно кольцо, в котором коэффициент вариации яркости и отчетливости отрицательно связан с показателем эмоциональности и простого контроля.

Таким образом, психологическая структура для групп устойчивых операторов характеризуется наибольшей сложностью, что может свидетельствовать о развитости подструктур и связи между отдельными качествами. Профессиональная устойчивость — это совокупность мотивационных, эмоциональных, когнитивных и волевых свойств, объединяющихся в более или менее интегрированную систему. Она обеспечивается функционированием слаженного механизма и сохраняется при его четкой координированной работе. Резерв профессиональной устойчивости связан с настроенностью этого механизма. Он определяется индивидуальным профессиональным опытом специалиста. Но важно понять, сколь значительна роль сознательного субъекта, группы и социальной среды в обеспечении резерва профессиональной устойчивости.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.