Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоции и потребности в труде






В настоящее время вряд ли найдутся исследователи и практики, которые станут отрицать роль эмоций в трудовом процессе. Однако инструкции по эксплуатации оборудования, эргономические проекты рабочих мест рассчитаны на хладнокровного специалиста, действующего как автомат. С другой стороны, внимательное рассмотрение производственных документов показывает, что в них имеются пробелы, заполнение которых возлагается на самого специалиста-исполнителя. Как правило, они связаны с решением наиболее сложных производственных вопросов. Задача психологов труда, инженерных психологов состоит в том, чтобы помочь такому специалисту, создать своего рода “психотехнологию” эксплуатации техники. Одним из условий ее решения является определение роли эмоций в человеческом труде.

Эмоциональные проявления в операторском труде разнообразны. Прежде всего к ним относятся напряжение и возбуждение во время подготовки к смене. Это продолжается и в начале смены, но затем, при нормальной, очень устойчивой работе системы, может смениться переживанием скуки, утомлением вследствие монотонии условий труда. При быстрой смене условий труда, большой скорости протекания технологического процесса переживания скуки не возникает. Так, оператор-технолог стана проката листовой стали каждые 10-15 мин. принимает новый рулон, в соответствии с паспортом стали задает режим проката, затем выполняет обрез, сварку и прокат. У машиниста энергоблока состояние монотонии возникает только при достаточно надежной работе установки. При частых поломках, отказах, неполадках в системе требуется регулярное взаимодействие машиниста с обходчиком котла и другими рабочими, прближенными непосредственно к устройствам. Ощущение скуки, потери интереса, сонливость отмечается у бортинженера самолета, выполняющего дальний рейс, при движении по трассе, поскольку он меньше загружен, чем другие члены экипажа; у авиадиспетчера при плохой погоде в обслуживаемой зоне, особенно ночью. Эти явления возникают быстрее, если оператор утомлен (в конце смены или после напряженной работы в течение сезона полетов).

У летчиков отмечаются положительные эмоциональные явления при пролетах знакомых мест, особенно при возвращении домой из длительного рейса (Артемьева, Стрелков, 1984). Эмоциональный подъем бывает настолько значительным, что он перекрывает отрицательное действие утомления, неизбежного в конце 2-3-суточного полета и позволяет успешно завершить полет иногда даже в трудных условиях. Зато потом приподнятое настроение сменяется вялостью, апатией, раздражительностью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.