Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика работоспособности и продуктивности труда.






Работоспособность и продуктивность есть величины, изменяющиеся под воздействием ряда факторов. Сушествуют некоторые общие закономерности их колебания в течение смены, суток, недели, года.

Рассмотрим и проанализируем как изменяется работоспособность для этого неоходими построить «кривую работоспособности». Кривая работоспособно­сти — это график изменения технико-экономических или пси­хофизиологических показателей, по которым можно судить о количественном и качественном уровне профессиональной дея­тельности и функциональном состоянии исполнителя работы. Иначе говоря - это график, наглядно отражающий изменение работоспособности во времени. На оси абсцисс откладываются интервалы времени (I час или 30 мин), на оси ординат - значе­ния показателей.

Динамика работоспособности на протяжении рабочей смены (8 часов). Она характеризуется наличием ряда выраженных фаз (рис. 8)

 

 

 

I. Дорабочее состояние или «оперативный покой». Эта фаза ха­рактеризуется большей или меньшей степенью готовности орга­низма к труду. Возможен ряд форм проявления этой фазы:

· активная готовность к работе (в этом случае данная фаза иногда называется «фаза мобилизации»). Прибытие на рабочее место, подготовка его к работе действуют на ор­ганизм как условные раздражители — еще до начала ра­бочих действий формируется повышенный тонус клеток коры полушарий головного мозга, повышается подвиж­ность нервных процессов, возрастает тонус мышц, проис­ходят умеренные изменения в состоянии вегетативных функций (увеличивается потребление кислорода, усили­вается обмен веществ и кровоток);

· лихорадочное состояние (сильное, чрезмерное возбуждение нервной системы);

· предрабочая апатия, вызванная отсутствием трудовой мо­тивации, негативным отношением к работе, проблемами со здоровьем, эмоциональным состоянием.

 

II. Фаза врабатывания. В это время идет постепенное вхож­дение в конкретную производительную работу. Динамический стереотип постепенно приобретает утраченные за время переры­ва в работе свойства, идет настройка нервных центров и функ­циональных систем организма на необходимый для работы уро­вень активности и скорости нервных процессов. В самом начале данной фазы иногда выделяют «фазу первичной реакции», кото­рая характеризуется кратковременным снижением почти всех показателей функционального состояния организма. Дело в том, что в момент начала деятельности резко изменяется характер поступающих в нервную систему раздражителей, что вызывает кратковременный процесс торможения.

Во время фазы врабатывания организм еще не вполне адек­ватно реагирует на структуру и величину рабочих нагрузок: ре­акция как бы гипертрофирована, сила ее больше, чем это необ­ходимо. В связи с этим фазу врабатывания называют иногда фа­зой гиперкомпенсации. Происходит поиск оптимального режи­ма работы и постепенно организм вырабатывает наилучшие ре­акции на внешние раздражители.

 

III. Фаза устойчивой работоспособности на высоком уровне (или фаза компенсации). Физиологические функции достигают устойчивого и постоянного уровня. Основная функциональная система, т.е. рефлекторные акты, составляющие трудовую дея­тельность, приобретает свойства рабочей доминанты. Рабочий динамический стереотип восстановлен и закреплен на высоком уровне. Для этой фазы характерны ритмичность, координиро-ванность движений, высокая выработка и качество работы.

 

IV. Фаза снижения работоспособности в результате развиваю­щегося утомления (или фаза субкомпенсации). Рефлексы замедляются, снижается внимание, растет количество лишних движе­ний и число ошибок, ухудшаются технико-экономические пока­затели. Рабочий динамический стереотип нарушается.

Во второй половине смены для динамики работоспособности характерны те же фазы с небольшими изменениями. Поскольку перерыв в работе меньше, чем между сменами, фаза врабатыва­ния начинается с более высокого уровня и короче по продолжи­тельности. В связи с накопившимся утомлением фаза устойчи­вой работоспособности менее продолжительная и уровень ее ниже. Утомление развивается быстрее, падение работоспособно­сти выражено более ярко.

 

V Иногда в конце смены может возни­кать специфическое состояние — «фаза конечного порыва». Это — срочная мобилизация дополнительных резервных сил организма через мотивационную, волевую сферу, обусловленная либо необходимостью во что бы то ни стало закончить работу, либо связанными с окончанием рабочего дня положительными эмоциями. «Конечный порыв» проявляется в резком повышении уровня выработки.

Следует отметить, что если в фазе падения работоспособно­сти (субкомпенсации) работа не прерывается, то организм вы­нужден задействовать и истощать вспомогательные резервы. В этом случае развивается «фаза декомпенсации» — неуклонное ухудшение функционирования всех систем организма. Появля­ются выраженные вегетативные нарушения (сердцебиение, уча­щение дыхания), изменение памяти, внимания, ослабление ин­теллектуальной деятельности. При дальнейшем продолжении деятельности фаза декомпенсации может перейти в «фазу сры­ва». Для нее характерны ярко выраженные неадекватные реак­ции организма на сигналы внешней среды, падение работоспо­собности вплоть до невозможности продолжать работу. Возмож­но нарушение деятельности внутренних органов, обмороки, вплоть до состояния коллапса. В итоге может потребоваться не просто длительный отдых, но и лечение.

Колебание работоспособности в течение суток обусловлено физиологической и психологической приспособленностью организма к 24-часовому биологическому ритму. При его объяснении ссылаются на концепцию Гесса об эрготронпом и трофотропном включении вегетативной нервной системы. Согласно этой концепции, организм в течение дня и ночи попеременно переключается. Он может пере­ключаться на разные виды деятельности и продуктивности — это так называемые эрготропные периоды (до полудня и частично после полудня) — и может переключаться на отдых и восстановление сил, то есть на обновление функционального потенциала централь­ной нервной системы. В таком случае речь идет о так называемом трофотропном периоде, который бывает и после обеда, но главным образом ночью.

В соответствии с биологическим ритмом организма в течение 24 часов меняются также физиологические и психические функции: из физиологических функций — кровяное давление, пульс, температура тела, электропроводимость и эластичность кожи и т. п.; из психиче­ских функции - скорость реакции, внимательность в работе, то есть психическая дееспособность в целом.

 

Граф (1953) на основании данных, полученных шведскими спе­циалистами, вычислил изменяемость физиологической дееспособно­сти на протяжении суток и построил параболу, направление которой меняется в пяти точках. Эта парабола соответствует кривой физи­ологической дееспособности (сведения взяты из работы Э. Улиха

 



 

 

В связи с проблемой физиологической, профессиональной дееспо­собности, эрготропной и трофотропной настройки, организма возникаст вопрос: можно ли существенным образом изменить (перестроить) суточный биологический ритм человека? Этот вопрос приобретает не только теоретическое, по и практическое значение в связи со сменной работой, особенно в ночное время.

Опыты, проведенные на растениях, животных и человеке, пока­зали, что преобразовать суточные биоритмы возможно. Для расте­ний достаточно было изменить время поступления солнечных лучей, для животных — время поступления солнечных лучей и кормления. Чтобы вызвать существенную перестройку биоритмов у людей, не­обходимо изменить вид деятельности (работа в ночное время) и социальную среду.

Животных можно изолировать от внешнего мира, создав новые взаимосвязи и новые условия жизни. У человека такие возможности ограниченны. Измененные условия создаются в рамках отдельных технико-организационных систем на непродолжительное время (на­пример, моряки во время плавания на подводной лодке, участники полярных экспедиций, космонавты во время продолжительных кос­мических полетов и т. п.).

Опыты показали, что людям, постоянно работающим ночью (ноч­ные сторожа, пекари и т. д.), все же не удается перестроить суточ­ный биологический ритм в первую очередь из-за того, что неизбежны контакты с социальной средой (жена, дети, друзья, культурные уч­реждения, спорт и т. п.), а эти контакты рассчитаны на деятельность людей в дневное время. Кроме того, действуют такие факторы, ко­торые нарушают покой — дневной свет, шум и т. п. В связи с этим продолжительная (или постоянная) ночная работа по сравнению с трудом в дневное время создает дополнительную нагрузку на чело­века.

Заканчивая обсуждение вопроса о перестройке биологических суточных ритмов, необходимо поддержать вывод Э. Бену о том, что перестройка эта возможна при следующих усло­виях:

· если работающий может хорошо высыпаться в дневное время (без помех от шума, света и т. п.);

· если образ жизни остальных членов коллектива, где он работает и живет, будет таким же;

· если период адаптации, различный для разных людей ивидовдеятельности, будет достаточно продолжительным (например, тем­пература тела изменяется медленнее, чем некоторые показатели продуктивности).

Работоспособность колеблется и по дням недели, в целом повторяя сменную кривую. В первый день она относительно низкая (врабатывание), в течение второго-четвертого дней нахо­дится на высоком устойчивом уровне, для пятого и шестого дня характерно снижение работоспособности.

Специалисты отмечают сезонные колебания работоспособ­ности: более высокий ее уровень в период конца весны — нача­ла осени и существенное снижение в зимние месяцы. Это объ­ясняется как внешними факторами (изменения в погоде, струк­туре питания, световом дне, солнечной активности), так и внут­ренними, такими как сезонные изменения в деятельности эн­докринной системы.

Психологи и физи­ологи,, стремясь объяснить характер этих изменений продуктивности, нашли лежащие в их основе общие закономерности. И. Даниел [9] констатирует, что изменения продуктивности в процессе работы при постоянных условиях труда обусловливаются психологическими и физиологическими факторами, конкретнее, воздействием физиологи­ческой и психологической дееспособности.

На рис. 1 показано изменение работоспособности за смену при физически тяжелой и легкой работе (1 — тяжелая работа, 2 - лег­кая).

 

Работоспособность, продуктивность труда определяется во многом функциональным состоянием работника.

Функциональное состояние субъекта труда - это интегральный динамический комплекс физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, обуславливающих уровень активности систем и эффективность деятельности и поведения.

Понятие «функциональное состояние» возникло в физиологии труда для характеристики мобилизационных возможностей и знергитических затрат работающего организма. Функциональное состояние изменяется под воздействием ряда особенностей как субъекта труда, так и самой деятельности. К особенностям субъекта труда относят:

· степень профессиональной пригодности к конкретной деятельности;

· уровень подготовленности к выполнению трудовых задач;

· величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для энергетического и информационного обеспечения деятельности;

· состояние здоровья;

· отношение к труду.

Факторы трудового процесса характеризуются:

· степенью сложности, опасности, напряженности, вредности труда;

· величиной и содержанием рабочей нагрузки;

· степенью адекватности трудовой задачи и средств деятельности психолого-физиологическим возможностям человека.

Функциональное состояние определяется также воздействием на человека неблагоприятных факторов рабочей среды:

· пониженный или повышенный температурный режим;

· ухудшение газового состава воздуха;

· шум;

· вибрация;

· электромагнитные излучения.

На формирование тех или иных функциональных состояний существенное влияние оказывает психологический климат в рабочей группе:

· межличностные конфликты;

· недостаточная психологическая совместимость.

Функциональное состояние зависит от нарушений привычного жизненного уклада, биологических ритмов и стериотипов жизнедеятельности в результате использования нерациональных или непривычных режимов труда и отдыха.

О степени проявления того или иного функционального состояния можно судить по следующим показателям:

· функционирования физиологических систем (показатели сердечно-сосудистой системы, дыхательной, эндокринной систем);

· протекания психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти и др.);

· субъективных переживаний (чувство усталости, вялости, скуки, апатии, страха);

· изменения поведения (темп работы, характеристика движений, речи и др.).

Функциональные состояния, отражаю­щие особенности реализуемой деятельности, характеризуются обязательным нали­чием следующих компонентов:

· энергетический - физиологические реакции, обеспечивающие требуемый уро­вень энерготрат (от биохимического до уровня отдельных систем: кровообращения, дыхания и др.);

· сенсорный - характеризует возможности по приему и первичной обработке по­ступающей информации (пороги ощущения, адаптация к сигналам и др.);

· информационный - обеспечивает дальнейшую обработку информации и принятие решений на ее основе (память, мышление);

· эффекторный - ответственный за реализацию принятых решений в поведенческих актах (скорость, темп, точность реакций, координация движе­ний, рабочие действия и др.);

· активационный — определяет направленность и степень напряженности дея­тельности и характеризует актуальную способность человека к реализации имеющих­ся у него качеств и личностных свойств (особенности гормональной активности и нервной регуляции, уровень внимания, мотивации, эмоционально-волевого напря­жения).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.