Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, обусловленные продолжительностью производственной деятельности






В случаях длительной однообразной работы человек теряет мотивации, быстрее утомляется, возникает ситуация нежелания трудиться. Резко падает продуктивность труда.

Приведенные выше группы факторов могут влиять на продуктивность работа­ющего положительно (способствовать повышению производитсльности труда, поддержанию се на определенном постоянном уровне) или отрицательно, то есть снижать продуктивность. Положительное влияние указанных факторов наблюдается лишь в том случае, ког­да степень их воздействия достигает оптимального уровня. Если это воздействие не соответствует предъявляемым требованиям (ни­же или выше установленной нормы), то оно может быть негативным.

Например, оптимальная температура воздуха для езды на авто­машине с двигателем внутреннего сгорания 20—22° С. Температура в указанных пределах воздействует на дееспособность шофгра поло­жительно. Существенные отклонения от температурного режима (повышение или понижение температуры, выходящее за рамки до­пустимых пределов) оказывают отрицательное воздействие на его дееспособность.

Механизм воздействия психологических факторов по сравнению с физическими факторами не так прямолинеен и прост.

Следует отметить, что степень воздействия и важность отдельных факторов, как и их предельный уровень, различны для разных про­фессий и разных видов производственной деятельности. Кроме того, все факторы воздействуют на продуктивность не изолированно, а взаимосвязанно, взаимообусловлено; меньшее влияние одного фак­тора компенсируется большим влиянием другого.

Важность, характер и допустимый уровень воздействия того или иного фактора при определении продуктивности можно выявить с помощью психологического анализа конкретной производственной деятельности или профессии в определенной системе, организации (предприятие, завод, учреждение), то есть используя профессиограмму.

Говоря о продуктивности, необходимо подчеркнуть, что сим про­цесс и результат труда имеют существенное значение для рабочего. Они формируют его мотивацию, обусловливают производительность. Это подтверждается результатами исследований проблемы мотива­ции продуктивности.

Следует отметить, что большая часть детерминант про­дуктивности труда управляема. Управлять этими факторами — зна­чит изменять работоспособность работника в нужном направлении, повышать его производительность.


 

Согласно исследований О.Матоушке и Я.Ружичке можно выделить следующие показатели продуктивости.

А. Прямые показатели

· количество работы (количество продукции, изделий, выраженное в соответствующих единицах измерения), выполненной в точение определенного отрезка времени;

· качество (брак) труда (продукции, изделий) за определенный отрезок времени. В некоторых пидах труда качество является един­ственным прямым показателем продуктивности, поскольку количест­во установлено технологией производства (например, в конвейерном производстве);

Б. Косвенные показатели

· стабильность продуктивности и течение определенного времени;

· уровень изменения психических процессов или функций;

· травматизм, потеря трудоспособности;

· прогулы, текучесть и т. п.

 

Во многих видах труда, для которых неприемлемы перечислен­ные выше показатели, для оценки продуктивности (производитель­ности) используются различные оценочные шкалы и т. п. Если прямые или косвенные показатели соотнесены с определенными отрезками времени, измеренными и минутах, часах, днях, то про­дуктивность труда можно изобразить в виде так называемых кривых продуктивности. На горизонтальной оси графика откладываются единицы времени, на вертикальной оси — единицы продуктивности.

Показатели продуктивности используются для многих целой:

· составляют основу психологического анализа детерминант про­дуктивности, применяются для оценки отдельных работников и все­го трудового коллектива;

· служат исходными данными при определении участия психиче­ских процессов и особенностей в выполнении работы;

· являются одним из важнейших объектов деятельности психолога на производстве (например, ири введении режима труда и от­дыха);

· могут быть использованы для контроля за эффективностью про­веденных мероприятий и т.д.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.