Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика профессиограмм






Профессиограмма - документ, в котором описан по определенной схеме спектр социально-экономических, производственно - техниче­ских, медико-гигиенических, педагогических, психологических осо­бенностей определенной специальности (профессии).

Разработка профессиграммы осуществляется на основе таких принципов как:

1. Принцип комплексности. Освещение профессии должно осуществляться всесторонне, необходимо описывать как можно больше аспектов.

2. Принцип научности. Описание профессиональной деятельности должно осуществляться на основе системного, личностного и деятельностного подходов в психологии.

3. Принцип целенаправленности. Цель описания определяет содержание и форму профессиограммы.

4. Принцип типизации и дифференциации. Профессиограмма должна учитывать как типовые, так и специфические характеристики профессии.

5. Принцип реальности. Позволяет отразить реальное состояние профессии в данный момент времени.

6. Принцип перспективности. Дает возможность учитывать профессиональные перспективы, открываемые профессией.

7. Принцип надежности. Предполагает описание требований профессии в условиях как стандартных, так и нестандартных и экстре­нных ситуациях.

Профессиограммы используются в науке и практике с различными целями. Поэтому в зависимости от цели исследования и глубины анализа задач можно выделить несколько классификаций профессиограмм.

По широте поставленных целей можно выделить:

1. Комплексную профессиограмму;

2. Специальную профессиограмму.

 

Комплексные профессиограммы включают в себя максимальное число сторон описания и используются в качестве универсальных для решения многих исследовательских и практических задач. Данный вид профессиограмм достаточно объемен по содержанию и в основном используется узкими специалистами для решения комплексных задач.

 

Специальные профессиограммы предназначены для решения определенных узких целей.

По виду поставленных целей выделяют:

1. Информационную профессиограмму;

2. Аналитическую профессиограмму;

3. Ориентировочно-диагностическую профессиограмму;

4. Конструктивную профессиограмму;

5. Методическую профессиограмму.

 

Информационная профессиограмма содержит общие сведения профессии. Структура представлена 4 взаимосвязанными разделами. В первом - «Общая характеристика профессии» - представляются сведения о профессиональной среде, типовых профессиональных задачах, орудиях труда, используемых в профдеятельности. Во втором разделе - «Требования профессии к личности» - дается характеристика субъ­екта труда с позиции ПВК, фиксируется объем знаний, умений и навы­ков, необходимых для работы по специальности. В третьем разделе - «Противопоказания» - фиксируются сведения о противопоказаниях к овладению профессией со стороны здоровья и личностных качеств. В четвертом разделе указываются учебные заведения, в которых можно получить данную профессию. Такого рода профессиограмма предна­значена для информирования оптантов о профессиональной деятель­ности и используются в профориентационной и профконсультационной работе.

 

Аналитическая профессиограмма позволяет выделить профессио­нально важные качества. Технология работы над построением анали­тической профессиограммы состоит из двух этапов. На первом изуча­ется профессиональая деятельность на основе анализа нормативной документации (функциональные обязанности, описание технологии труда и др.) и строится психологическая характеристика трудовых действий. На втором этапе, используя данные первого, выделяются профессионально важные качества и подбираются методики для их диагностики. Структура аналитической профессиограммы содержит два раздела: 1) анализ операционально-технической структуры труда; 2) анализ собственно психологической структуры субъекта труда. Данный вид профессиограммы используется для атестации кадрового состава.

 

Ориентировочно-диагностические профессиограммы относятся к группе поисковых и используются для выявления причин низкой про­изводительности труда, аварий и сбоев на производстве. В рамках данного вида профессиограмм изучаются факторы производственной среды, оказывающие постоянное воздействие на человека в процессе трудовой деятельности, анализируются взаимосвязи между субъектом труда, орудиями и условиями, сопоставляются работа реального чело­века или группы людей с требуемыми нормами организации трудовой деятельности.

 

Конструктивные профессиограммы служат для совершенствова­ния эргатической системы, на основе проектировния новых образцов технических устройств, а также проектирования профессионального роста и карьеры кадрового состава организации. Данный тип профессиограмм обеспечивает стратегию разработки и апробации конкретных конструктивных рекомендаций для коррекции внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов, отрицательно влияющих на человека, а следовательно, и на экономическую эффективность труда.

 

Методические профессиограммы позволяют подобрать адекватные методы исследования эргатической системы, состояний субъекта тру­да, его профессионально значимых качеств. Этот тип профессиоргафирования также обеспечивает и разработку методов оценки уровня сформированности профессионала, его функциональных возможностей, мотивационной направленности и эмоционально-волевой регуляции. В зависимости от цели и задач исследования схема методической профессиограммы может из­меняться.

На современном этапе развития профессиографии идет разработка опробирование блочно-модульного построения профессиограмм. В рамках данного подхода любую профессию можно описать через сле­гающие блоки: «Паспорт профессии», «Основной объект (сфера) про­фессии», «Ключевые ценности профессии», «Предметно- профессиональная компетентность», «Социально-профессиональная компетентность», «Специальные психофизиологические требования».

При характеристике субъекта труда в психологии труда используется понятие «модель специалиста». В самом общем плане «модель специалиста» включает:

1. профессиограмму;

2. профессионально-должностые требования;

3. квалификационный профиль.

 

При построении «модели специалиста» необходимо выделять:

1. Модель реально действующего, «готового» специалиста, вклю­чающую модель деятельности специалиста (цели, задачи, действия, операции), модель личности специалиста (личностный профиль, ПВК);

2. Модель подготовки специалиста.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.