Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессия как система социальных отношений






Профессии (от лат. professio — «оглашать», «говорить публично») — ис­торически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные ка­чества.

1. Область приложения сил человека как субъекта труда.

2. Общность людей.

3. Деятельность и область проявления личности.

4. Исторически развивающаяся система.

5. Реальность, творчески формируемая субъектом.

 

Следуя Е. А. Климову, Н. С. Пряжников предлагает выделять «основ­ные характеристики» профессии, которые также можно рассматривать как хронотоп-2000.

1. Ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие историчес­кого разделения труда).

2. Общественно полезная деятельность.

3. Деятельность, предполагающая специальную подготовку.

4. Деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение: мо­ральное и материальное, дающее человеку возможность удовле­творять свои насущные потребности, выступающее необходимым условием его всестороннего развития.

5. Деятельность, дающая человеку определенный социальный и обще­ственный статус (дело человека, работа — как главная, самая акту­альная «визитная карточка», во многом формирующая Я-концепцию множеством составляющих профессии: должность, стаж, квалификация, высшие профессиональные достижения, пережи­тые экстремальные ситуации, травмы, «боевые раны» и т. д.).

6. Отношение к данной работе как к своей профессии, как главная психологическая характеристика.

Э. Ф. Зеер выделяет следующие отличительные признаки профес­сии: профессиональная компетентность, профессиональная автономия, групповые нормы и ценности, самоконтроль.

 

А. К. Маркова, рассматривая феномен профессии, выделяет три аспекта:

  1. профессии как исторически возникшие и социально востребован­ные формы деятельности, для выполнения которых человек дол­жен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности;
  2. профессии «с точки зрения общества» — социально зафиксиро­ванная область осуществления трудовых функций, система про­фессиональных задач, форм и видов деятельности, особенностей личности;
  3. профессия «с точки зрения конкретной личности» — деятельность, посредством которой человек участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к суще­ствованию.

К вышеприведенным характеристикам профессии, выделенным при­знанными специалистами, следует добавить еще несколько:

способ структурирования человеком времени своей жизнедеятель­ности — организацию и периодизацию социальной и биологиче­ской активности человека в микро- и мезофазах (сутки, недели, месяцы) посредством внешних условий;

средство осознанного структурирования жизненного пути — орга­низацию и периодизацию социальной и биологической активно­сти человека в макрофазах (периоды жизни, профессиональная карьера, жизнь в целом) посредством внешних условий;

средство самосозидания человека как личности — привлечение внешних условий для процессов зарождения, становления и сме­ны личностных образований.

 

Раскрывая сущность феномена «профессия», Н. С. Пряжников раз­личает несколько смежных понятий:

профессия — группа родственных специальностей (профессия — врач, специальность — врач-терапевт, хурург, окулист; профессия — учитель, специальность — учитель географии, истории и т. п.);

квалификация — уровень профессионального мастерства. Разли­чают формальную квалификацию, выраженную в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т. п., и реальную квалификацию — уровень мастерства, который чело­век действительно может проявлять;

должность — «размытое понятие», определение которого затрудне­но, несмотря на то что именно это и есть объективно и документаль­но фиксируемое проявление профессии. Должность может отождест­вляться с квалификацией (например, младший научный сотрудник), временными обязанностями (и. о. заведующего, руководитель про­екта), профессией в целом (психолог в организации).

 

А. К. Маркова также видит необходимым «оттенить» феномен про­фессии понятиями, отражающими близкие по содержанию феномены: модель специалиста, модель подготовки специалиста, квалификацион­ная характеристика.

Е. А. Климов для этой же цели использует другие понятия: «специаль­ность» — относительно частное подразделение внутри более широкого представления о том, где, чем и как занят человек, что он знает и умеет. Например, профессия — педагог, специальность — учитель математики, географии», «занятие» — «относительно широкое понятие, включающее и профессии, и специальности, и должности», и «должность» — «место, занимаемое трудящимся в организационной, производственной структу­ре. Предполагается, что должность более или менее соответствует уровню профессиональной подготовки человека.

Э. Ф. Зеер обращает внимание, что в англоязычной среде различают понятия «профессия» (profession) — как характеристику небольшого круга высокостатусных видов профессиональной деятельности — и «занятие» — все другие виды работ, занятий, специальностей. Также различаются «профессия» и «специальность» как целое и часть.

Тема 3. Лекция






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.