Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика трудовой деятельности






Анализируя процесс труда и роль человека в нем, целесообразно обратиться к анализу таких понятий как активность, деятельность, труд.

Под активностью в психологии понимают источник преобразова­ния или поддержания живыми существами жизненно значимых связей с окружающим миром.

Деятельность - специфический вид активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

 

Понятие «деятельность» в психологии необходимо отличать от других форм активности, процессов. Е.А.Климов предполагает под деятельностью понимать такую форму активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:

  1. имеет место процесс действий (совокупность, последовательность неких актов);
  2. процесс действий направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование;
  3. процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или общества).

Труд - вид деятельности по преобразованию окружающего мира с це­лью удовлетворения потребностей человека. Это процесс реализации че­ловеческих ресурсов в области психологических, физиологических, про­фессиональных и других функциональных возможностей человека, вели­чина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья. Труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

Труд в психологическом понимании – это деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт. Но, кроме того, труд, по мнению Е.А.Климова, отличается от игры, учения, общения следующими признаками труда:

  1. труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;
  2. труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;
  3. в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;
  4. в труде люди вступают между собой в особые межлюдские производственные отношения.

Е.А.Климовым были выделены психологические признаки сознания субъекта труда:

  • сознательное предвосхищение социального ценного результата (знание о продукте – результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания – отношение к этому знанию);
  • сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности);
  • сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности);
  • Осознанная ориентировка в межчеловеческих производственных отношениях (понимание – знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.

  1. По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.
  2. По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:
    • оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др., нестандартный — научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);
    • динамический и статический;
    • однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);
  3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление — водолазные работы, низкие температуры — полярники, информационные перегрузки — диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).
  4. По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:
    • регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);
    • индивидуальный и коллективный (совместный).

Совместная деятельность — это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.

Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).

Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудо­вой деятельности, а также изучение фундаментальных явлений психи­ческой активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных компонентов структуры трудо­вой деятельности (рис. 2).

 

Рис. 2. Структура компонентов трудовой деятельности


 

Субъект труда - это активно действующий, познающий и преобра­зующий, обладающий сознанием и волей индивид или группа людей.

При его анализе необходимо рассматривать два компонента: соци­альный и индивидуально-психологический.

Социальный компонент раскрывается через систему потребностей коллектива, мотивы, цели, ценностные ориентации организации, межличностные отношения и социально-психологический климат.

Индивидуально-психологический компонент проявляется в личных потребностях, профессиональных знаниях, умениях, навыках, психоло­гических, физиологических и личностных качествах трудящихся.

Содержание труда определяется технологией выполнения кон­кретных операций и зависит от научно-технического развития отрасли, в которой трудится работник и условий труда, созданных на конкрет­ном предприятии, организации.

В качестве средств труда может выступать вещь или совокуп­ность вещей, которые используются в качестве проводника воздейст^ вия на предмет труда в целях получения материальных благ.

Средства труда делятся на основные и вспомогательные.

Основные средства труда - это основное оборудование, с помо­щью которого человек выполняет трудовые операции (станки, обору­дование, промышленные роботы и т.д.).

Вспомогательные средства труда делятся по назначению на тех­нологическую и организационную оснастку.

Технологическая оснастка обеспечивает эффективную эксплуата­цию основного производственного оборудования на рабочих местах (средства заточки, ремонта, наладки, контроля и др.).

Организационная оснастка обеспечивает эффективную организа­цию труда человека путем создания удобств и безопасности в эксплуа­тации и обслуживании основного производственного оборудования: рабочая мебель, устройства и приспособления для транспортировки и хранения предметов труда, средства сигнализации, связи, освещения, тара, предметы для уборки рабочего места.

Психологические требования к орудиям труда характеризуются по­казателями соответствия техники возможностям человека по воспри­ятию информации, построению информационной модели процесса управления. Информационная модель по содержанию должна адекват­но отображать объекты управления и окружающую среду при опти­мальном количестве информации.

Психологические требования к орудиям труда обеспечиваются раз­решением двух взаимосвязанных задач: сокращение объема информации путем рационального ее кодирования и уменьшение величины перемещения анализаторов при восприятии информации.

К условиям труда относят совокупность элементов производст­венной среды, влияющих на функциональное состояние человека, ра­ботоспособность, здоровье.

Условия труда включают социально-экономический и производст­венный компоненты.

Социально-экономический компонент раскрывает уровень образо­вания, возможность полноценного отдыха, условия быта, влияющие на уровень подготовки работника к труду;

Производственный компонент включает элементы производствен­ной среды, воздействующие на работника в процессе труда, к ним от­носят санитарно-гигиенические условия (природный климат, шум, вибрация, освещение и др.), психофизиологические (затрата нервной и мускульной энергии человека), эстетические (сочетание цветов), соци­ально-психологические условия (климат в коллективе, стиль руково­дства, особенности материального и морального стимулирования).

В процессе труда происходит опредмечивание структурных компо­нентов трудовой деятельности. Человек вырабатывает свой только ему присущий способ деятельности в соответствии со своими личностны­ми и психофизиологическими возможностями и потребностями. По­этому при анализе трудовой деятельности необходимо рассматривать психологические компоненты.

При построении психологической системы трудовой деятельности необходимо опираться на следующие посылки:

. работник функционирует в системе «человек - машина - произ­водственная среда», где является организующим звеном;

. профессиональная деятельность - динамическая, полиструктурная, многоуровневая иерархическая система, в которой необхо­димо исследовать связи личности с предметами, средствами, про­дуктами, другими людьми;

. анализ профессиональной деятельности можно проводить по ли­нии анализа объекта как элемента более широкого целого и по линии анализа отдельных элементов самого объекта;

. исследование профессиональной деятельности должно охваты­вать внешний и внутренний строй деятельности.

Общая схема психологической системы деятельности (Шадриков) включает следующие компоненты (рис. 3).

 

Рис. 3. Структурная схема психологической системы деятельности

Мотивы выступают побудительными силами деятельности.

Цепь профессиональной деятельности выступает как образ резуль­тата. Именно она формирует содержание. Основными этапами форми­рования цели выступают:

• выделение поля допустимых результатов;

• уточнение конкретной цели.

 

Программы деятельности отражают представления о реальном ее содержании и процессе. Формирование представления о программе деятельности представляет собой:

• формирование представления о структуре деятельности;

• формирование представления о способах выполнения деятельности;

• формирование представления о программе деятельности (как по­следовательности адекватных действий и

способов).

 

Информационная основа деятельности содержит информацию о предметных и субъективных условиях реализации. Уровни формиро­вания информационной основы деятельности включают:

• сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации);

• когнитивный уровень (оценка значимости информации);

• образно-оперативный уровень (переработка информации и по­строение информационных образов).

 

Процессы принятия решения выявляют проблемную ситуацию, вы­двигают гипотезы, определяют принцип решения, вырабатывают суж­дения о вариантах решения и оценки. Можно выделить два основных типа решений:

• детерминированные - основанные на строгой логике;

• вероятностные - основанные на просчете наиболее благоприят­ной вероятности достижения цели.

Психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятель­ность в форме процедур, моторных актов и участвуют в реализации деятельности.

 

Профессионально важные качества - психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.

Е.А. Климов, анализируя трудовую деятельность, выделяет сле­дующую ее структуру:

• заданная цель;

• заданный предмет;

• система средств труда;

• система профессионально служебных обязанностей;

• система прав;

• производственная среда, предметные и социальные условия.

 

Заданная цель представляет собой проекцию конечного результата профессиональной деятельности зафиксированную в культуре посред­ством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним.

Необходимо различать цели трудовой деятельности и цели специали­ста, который будет эту деятельность выполнять, занимая данное должно­стное место. При условии, если данное рабочее место является вакант­ным, цели указанной деятельности являются объективными и могут быть строго фиксированы. Однако в тот момент, когда данное место займет конкретный специалист, цели профессиональной деятельности становятся субъективными, усвоенными и принятыми данным специалистом.

 

Предмет труда — это система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и немате­риального порядка, которую должен изменить, преобразовать человек.

Предмет труда фиксируется при помощи документации, организа­ции рабочего пространства и т.п. На практике не всегда точно можно описать предмет труда. Например, предметом труда может быть си­туация, характеризующаяся определенным уровнем информационной неопределенности.

В педагогической деятельности предметом труда учителя выступа­ет учащийся, точнее уровень его развитости и воспитанности. В процессе обучения учитель формирует у ребенка различные знания, уме­ния, навыки.

Следовательно, предметом труда для учителя выступает психика ребенка, его личностные, интеллектуальные и эмоциональные функ­ции и процессы.

 

Средства профессиональной деятельности — это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внут­ренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помо­щи которых человек взаимодействует с предметом своего труда в со­ответствии с поставленной целью, изменяет и преобразовывает его.

Средства труда подразделяют на вещественные, внешние функцио­нальные, внутренние функциональные.

Вещественные средства труда — это аппаратурные средства предназначенные для приема, переработки и передачи информации. С помощью вещественных средств осуществляются практические дейст­вия в биологических, технических, неживых природных, знаковых системах, системах художественного отображения реальности.

Внешние функциональные средства труда — это выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста).

Например, в работе руководителя, диктора, артиста данные невеще­ственные средства труда имеют большое значение.

Кроме того, в качестве внешнего функционального средства трудо­вой деятельности может выступить организм человека-профессионала. Так, для спортивного тренера его организм есть особое, функцио­нальное «орудие» труда.

Для руководителя внешним функциональным средством труда мо­жет выступить работающая команда, трудовой коллектив, группа еди­номышленников одновременно как предмет и средство его организа- ционно-управленческой деятельности.

Внутренние функциональные средства труда отражаются в норма­тивной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ «Я» в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.

Существует сложная система взаимосвязей и взаимозависимостей между внешними и внутренними функциональными средствами тру­довой деятельности. Проявляется следующая тенденция взаимосвязи между этими двумя факторами: чем менее выражены у человека средства профессиональной деятельности, тем более сложной оказывается система внутренних средств, тем более высокие требования со стороны профессии предъявляются к уровню квалификации, интеллектуального и эмоционального развития работника.

 

Профессиональные служебные обязанности часто отражены в должностной инструкции и предписывают основные формы активности работника как обязательные, составляющие содержание его профессиональной деятельности.

 

Система прав отражена в нормативных документах, принятых в сисиеме законодательства, и определяет права работника в отношении здоровых и безопасных условий работы, оплаты труда, возможностей бесплатного повышения квалификации, пользования медицинской помощью, различными формами бытовой помощи, участия в жизне­деятельности работающей команды и трудового коллектива.

 

Предметные и социальные условия труда составляют среду на чем месте профессионала. К первым относятся витальные (жизненно важные) и санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности: температура, влажность и давление воздушной среды, пыль и различные звуковые условия, различные виды лучистой энер­гии. вибрации, ультразвуки, инфекции, вероятность получения физи­ческих и психических травм, динамические нагрузки.

Социальные условия труда — это социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллекти­ве и в организации (фирме, банке, предприятии) в целом, коллективные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере, система деловых взаимодействий и норм деловой активности, принятая в обществе в данный историче­ский и экономический период его развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.