Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теории правопонимания






На вопрос «что есть право?» представители разных школ правопони-мания отвечали по-разному. Так, с точки зрения теории естественного права главное в праве – это духовное, идейное, нравственное начало. Право – это возведённая в закон справедливость. В рамках данной док-трины разделяется право и закон, так как закон может быть и не право-вым. Право возникает естественным путем, появляется раньше государст-ва, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано Богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естест-венные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.).

Историческая школа права базировалась на убеждении, что право – это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается дого-вором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Законодатель должен максимально выражать «общее убежде-ние нации». Право основано на общих интересах, солидарности. Творец права – не законодатель, а народ.

Сторонники психологической теории считали, что психика людей – это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Право де-лится на два вида –позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а из психоло-гических закономерностей – правовых эмоций людей, которые носят им-перативно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой куль-туры чрезвычайно важна.

Социологическая школа права отстаивает положение, что право – это не то, что задумано, и не то, что записано, а то, что получилось в действитель-ности. Право воплощается не в естественных правах и законах, а в реализа-ции законов. Если закон находится в области должного, то право – в сфере сущего. Есть право в текстах («мертвое право») и есть право поведения 26

 

субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое право» прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Источник познания права – это непосредственное наблюдение жизни, по-ступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).

Позитивная (позитивистская) теория права возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». Право – это принуж-дение, приказ, исходящий от государства. Право возникает вместе с госу-дарством, не будет государства – не будет права. Кто нарушает нормы по-зитивного права, к тому применяется санкция (кара, наказание).

Развитие позитивистская теория получила в нормативистской концеп-ции права, согласно которой право исходит только от государства – право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным явля-ется представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании нахо-дятся индивидуальные акты.

Согласно материалистической теории право есть возведенная в закон воля господствующего класса, т. е. классовое явление. Содержание выра-женной в праве классовой воли определяется характером производствен-ных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет со-бой такое социальное явление, в котором классовая воля получает госу-дарственно-нормативное выражение. Право – это нормы, устанавливае-мые и охраняемые государством.

В современной юридической науке все большую популярность приоб-ретает интегративная теория права. Суть ее состоит в том, что пра-во рассматривается как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедли-вости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимо-отношении друг с другом. Интегративная юриспруденция родилась из ес-тественно-правовой и социологической.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.