Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение права и других социальных норм






В процессе своей жизнедеятельности люди вступают во взаимоот-ношения с объектами природы (материальными объектами), а также друг с другом. Несмотря на многообразие связей, их можно типизиро-вать и определить, какое же поведение является распространенным, массовым, нормальным.

Понятие «норма» в самом широком смысле означает правило, образец, стандарт, руководящее начало. Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы. Несоциальные нормы регулируют отношения человека к природе, технике и представляют собой специфический язык общения че-ловека с материальными объектами. К ним можно отнести технические, сельскохозяйственные, климатические, физиологические, биологические, химические, санитарно-гигиенические и другие нормы. Особое место за-нимают технические нормы, основанные на познании законов природы и направленные на регулирование производственных процессов, а также об-служивание непроизводственных потребностей людей. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Это своего рода образцы, стан-дарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в регламентированную ситуацию. Соци-альные нормы учитывают интересы тех или иных социальных групп и мо-гут создаваться определенными социальными группами, хотя существует немало норм и общечеловеческих.

Социальные нормы имеют следующие общие признаки. Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим, проведение де-монстраций и т. п.), а не отдельный случай или конкретные общественные отношения. Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное 20

 

повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация. В-третьих, со-циальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одно-го или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указан-ных. Их характеризуют неперсонифицированность, неконкретность адре-сата. В-четвертых, за нарушение социальных норм санкции следуют со стороны людей (индивидов, организаций, государства, общества).

В своем поведении люди используют самые разнообразные социаль-ные нормы. В их числе можно выделить следующие:

– ритуалы – правила поведения, в которых акцент делается на внеш-нюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ри-туал можно определить как церемонию, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Например, при открытии сессии Государственной думы исполняется гимн России;

– обряды – также заключаются в символических действиях, но в отли-чие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеологические цели, например обря-ды захоронения, заключения брака и др.;

– мифы – предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя;

– обычаи – это правила поведения, сложившиеся исторически, на про-тяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения. Это некий стереотип поведения. Обычаи проч-но входят в сознание людей потому, что выражают какую-то жизненную закономерность, например, передачу имущества умершего близким родст-венникам, воспитание детей матерью, кровную месть, двоеженство и др.;

– традиции – так же, как и обычаи, регулируют устойчивые отноше-ния. Но традиции носят поверхностный характер, поскольку не затраги-вают какой-либо общественной закономерности, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. Отличает эти два вида социальных норм и срок их формирования: обычаи складываются на протяжении жиз-ни нескольких поколений, традиции имеют меньший исторический шлейф. Вот почему ломку обычаев люди переживают мучительно, тогда как ломка традиций происходит менее болезненно. Устойчивой традицией является застолье, например по поводу заключения брака;

– религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие отноше-ния между людьми через призму требований божественного начала. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего Бо-гу, а уже потом людям, обществу. Подчинение воле Бога пронизывает ре-лигиозные нормы. Поскольку предполагается, что не все верующие смо-21

 

гут соблюсти требования религиозных норм, в нормах предусмотрены оп-ределенные санкции: епитимья, анафема, попадание в ад, Страшный суд, лишение сана и др. Некоторые религиозные нормы как бы опосредуют че-ловеческий и божественный путь и требуют помнить и чтить его (Рожде-ство Христово, Крещение, Вознесение, Пасха). Другие же религиозные нормы определяют поведение людей, например десять заповедей из Вет-хого Завета (не убий, не укради, не прелюбодействуй и др.);

– правовые нормы – это обязательные правила поведения, охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Юридические нор-мы регулируют наиболее важные общественные отношения (структура и порядок осуществления государственной власти, взимание налогов, ответ-ственность за правонарушения, использование земли, недр, охрана окру-жающей среды и др.). Поскольку нарушение этих норм может принести обществу значительный вред, государство устанавливает за него санкции, отличающиеся жесткостью, суровостью по сравнению с мерами реагиро-вания за нарушение других видов социальных норм;

– моральные нормы – это правила поведения, определяющие, что есть добро, а что есть зло. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществляются с помощью средств духов-ного воздействия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку по-ступков. Опираясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый человек может самостоятельно регулировать свое поведение. В качестве примера можно привести моральные нормы, требующие помо-гать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не гово-рить плохо о человеке в его отсутствие. Ответственность за нарушение моральных норм, в отличие от юридической ответственности, имеет не материальный, а духовный характер (осуждение, презрение);

– нормы этикета – это правила поведения, касающиеся внешнего про-явления отношения к людям, причем отношения благоприятного, распола-гающего к общению (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. п.). Однако за учтивостью могут скры-ваться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм мо-жет расходиться с его истинным отношением к людям, событиям. Приме-ры норм этикета: мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спут-нице; за столом хлеб берут руками, а не вилкой; гостю неприлично при-стально разглядывать интерьер квартиры, а тем более интересоваться стоимостью вещей; 22

 

– эстетические нормы – это правила поведения, регулирующие отно-шение к прекрасному и безобразному. Например, считается признаком хорошего тона (вкуса) украшать жилище цветами. Однако не все эстети-ческие нормы столь конкретны. Чаще они не содержат определенных мо-делей поведения в той или иной ситуации. Тем не менее в обществе все же существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы. Отклонение от идеала красоты, существующего в обществе, бросает тень на человека хотя бы тем, что свидетельствует об отсутствии у него вкуса, о неполноценном развитии личности;

– деловые обыкновения – это правила поведения, складывающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регу-лирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный по-рядок дел и имеют локальный характер. Например, принято, что студенты приветствуют преподавателя стоя, или что на некоторых предприятиях рабочий день начинается с планерки, а на других – с выдачи работникам письменных заданий на день (водителям – путевого листа или товарно-транспортной накладной).

В действительности столь четко разделить нормы по видам удается не всегда, так как приведенная классификация во многом представляет собой результат абстракции. Так, одна и та же норма может быть закреплена в праве, может оценивать ситуацию с точки зрения морали и, помимо этого, в своей основе являться обычаем.

В истории развития человеческого общества наиболее тесно взаимо-действовали с правом и влияли на него такие социальные регуляторы, как миф, религия и мораль.

Cоотношение мифа и права можно проследить по приведенным ни-же направлениям.

Единство мифа и права заключается в том, что они являются отраже-нием материального мира. И миф, и право представляют собой разновид-ность социальных установок, цель которых – упорядочение отношений. Общее у них также то, что они предпринимают попытки конструирования социальной реальности.

Определяя различие мифа и права, нужно остановиться на следующем. Если миф опирается в своем содержании на образность, эмоциональность восприятия действительности, то право обладает формальной определен-ностью и рациональным содержанием. Если в мифе присутствует избира-тельность действия его норм, то нормы права общеобязательны и всеоб-щи. Кроме того, право, в отличие от мифа, неперсонифицировано, пуб-лично и обеспечивается силой государственного принуждения. 23

 

Перспективы взаимодействия права и мифа таковы, что процесс этот имеет волновой характер. На этапе социального подъема, высокого уровня культурно-экономического развития общества право не испытывает опре-деляющего воздействия мифологического сознания. В эпоху кризиса миф оказывает весьма значительное влияние на право и в союзе с последним представляет собой весьма действенный манипулятор сознанием людей. Их сосуществование представляется нам закономерным и неизбежным на всех этапах развития человеческого общества.

Соотношение права и религии проявляется, прежде всего, в том, что их объединяет. Одним из тех факторов, которые объединяют право и рели-гию, выступает феномен веры. Это, на наш взгляд, проявляется, прежде всего, в познавательном аспекте (установка на освоение реальности: либо трансцендентной, либо социальной); в способах реализации веры (ритуал, традиция, авторитет и универсальность); в прикладном характере права и религии (посредством их осуществляется не только регуляция, но и «ре-формирование», преобразование мира (внутреннего и внешнего)). Кроме того, единство религии и права очевидно и в их способности создавать проект будущего.

Различие религии и права можно зафиксировать посредством указания на использование ими разных познавательных и регулятивных средств, на отношение к ним со стороны государства, на характеристику субъектов, поведение которых подвергается действию нормативного упорядочения. Различие религии и права проявляется также в организационном аспекте: религиозные представления манифестируются в культовых формах дейст-вия, правовые представления для своей реализации не предполагают же-стко фиксированного стиля поведения.

Взаимодействие религии и права состоит в том, что они (с помощью собственных специфических форм и приемов) способствуют упорядоче-нию общественных отношений; правовые требования во многом «впитали» в себя религиозные ограничения и заповеди (не убий, не укради и т. п.); ре-лигия в большинстве случаев осуждает противоправное поведение.

Религия и право как формы духовного освоения мира способствуют раз-витию социальной реальности в аспекте ее проективных преобразований именно тогда, когда они направлены на содержательное сотрудничество, пусть конкурентное, но не нигилистически-деструктивное взаимодействие.

Единство права и морали заключается в том, что они являются духов-ным отражением экономического (материального) базиса общества. И нормы морали, и нормы права представляют собой разновидность соци-альных норм, они направлены на упорядочение общественных отноше-24

 

ний, которые выступают единым для обоих регуляторов объектом. Оба вида социальных норм основываются на свободе воли индивида. Мораль и право – показатели социального и культурного уровня развития социума. Их общая цель заключается в том, чтобы посредством механиз-мов социального регулирования сконструировать определенный проект достойного человеческого существования.

Различия правовых и моральных норм можно систематизировать сле-дующим образом:

– по происхождению. Нормы права устанавливаются или санкциони-руются государством; нормы морали формируются в процессе первичной социализации человека;

– по сфере действия. Нормы права регулируют те общественные отно-шения, которые поддаются правовому регулированию. Нормы морали ре-гулируют поведение, которому можно дать моральную оценку. Сфера действия морали шире;

– по степени детализации. Нормы права представляют собой более или менее точные, детализированные правила поведения. Нормы мора-ли не содержат точных детализированных правил, т. е. имеют более об-щий характер;

– по форме выражения. Нормы права традиционно закреплены в спе-циальных государственных актах и предполагают специфические условия для своей реализации. Нормы морали обычно не имеют писаной формы и реализуются в общей практике социальных взаимодействий;

– по способу обеспечения. Нормы права обеспечиваются принудитель-ной силой государства. Нормы морали обеспечиваются общественным воздействием, силой общественного мнения;

– по используемым категориям. Нормы права используют категории «законно/незаконно», «правомерно/неправомерно». Нормы морали – «че-ловечно/бесчеловечно», «добро/зло», «морально/аморально».

Взаимодействие права и морали проявляется в том, что они поддержи-вают друг друга в деле упорядочения общественных отношений; их тре-бования во многом совпадают; мораль осуждает все виды правонаруше-ний и особенно преступления; один и тот же поступок получает в глазах окружающих людей как правовую, так и моральную оценку; они плодо-творно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции.

Правовые нормы взаимодействуют с техническими правилами наи-более целесообразного обращения людей с природой, техническими средствами, которые вырабатываются на основе законов развития при-25

 

роды и техники. В содержание многих правовых норм включаются тех-нические нормы (правила безопасности строительных работ, нормы расхода сырья и т. д.). В результате технические нормы приобретают форму и силу общеобязательных юридических норм, соблюдение кото-рых гарантируется государством.

Таким образом, право, как и другие социальные регуляторы, имеет це-лью упорядочить общественные отношения, оптимизировать жизнь чело-века в социуме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.