Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8 – Правовые и социальные нормы обращения с отходами






Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации подразделяются на:

- Федеральные законы (ФЗ), Кодексы и Постановления Правительства;

- санитарные нормы и правила;

- строительные нормы и правила;

- стандарты и технические условия;

- ведомственные нормы и правила [7].

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с твёрдыми бытовыми отходами:

а) Федеральный закон от 24.06.1998 № 89 - ФЗ определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами [8].

В статье 13 «Требования к обращению с отходами на территориях городских и других поселений»:

- территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

- организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ);

- порядок сбора отходов на территории муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и чёрные металлы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Законом регламентируются также правовые основы определения отходов как права собственности, нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля.

В статье 9 " Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов": лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128–ФЗ [7].

б) Федеральный закон от 08.08.2001 № 128 - ФЗ [9].

Согласно Статье 17 данного ФЗ лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

- деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности;

- заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;

- заготовка, переработка и реализация лома черных металлов.

Не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-IV класса опасности, а так же деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов V класса опасности [7].

в) Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 - ФЗ [10].

В статье 7 полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами.

Так к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

- организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

- организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

К вопросам местного значения городского округа относятся:

- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Этот закон также обязывает соблюдать требования к обезвреживанию и безопасному размещению отходов.

Согласно статье 24 нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Статья 24 обязывает нормировать образование и лимитировать размещение отходов.

В Статье 30 «Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды»:

- отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию;

- перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Статья 30 обязывает лицензировать некоторые виды деятельности в области охраны окружающей среды согласно устанавливаемому Правительством перечню. Особо следует подчеркнуть, что ни один закон не обязывает муниципалитеты строить объекты по управлению отходами, закон требует «организовать процесс» [7].

г) Федеральный закон от 04.05.1999 № 96 - ФЗ регламентирует требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании. Это означает, что все объекты, связанные с переработкой, обезвреживанием или захоронением твердых бытовых отходов обязаны предотвращать и снижать выбросы вредных веществ [11].

Особенно это касается мусоросжигательных заводов и полигонов, являющихся крупными источниками вредных выбросов (углекислый газ, метан) [7].

д) Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 № 136 – ФЗ в статье 13 обязывает землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения [12].

е) Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ регламентирует в статье 22 санитарные требования к порядку, условиям и способам сбора, использования, обезвреживания, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, которые также должны устанавливаться местными органами самоуправления и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанного порядка санитарным правилам [13].

ж) Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 174 - ФЗ в перечень объектов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) включены:

- генеральные планы городов, других поселений и их систем (которые включают в свою очередь генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов);

- технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности;

- материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду [14].

Таким образом, практически любая деятельность, связанная с твердыми бытовыми отходами подлежит экологическому обоснованию, особенно та, что касается вывоза, переработки и размещения [7].

з) Федеральный закон от 06.11.2003 № 131 - ФЗ к вопросам местного значения в статье 14 относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов [15].

и) Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395 - 1 регламентирует использование искусственных и естественных полостей, выемок недр для целей хранения и захоронения отходов [16].

Применяется при использовании отработанных карьеров для захоронения твердых бытовых отходов. Так, например, стать 10.1 определяет, что основанием получения права пользования участками недр может быть совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации [7].

к) «Градостроительный кодекс РФ» от 29.12.2004 № 190 - ФЗ в статье 2 устанавливает в качестве одного из основных принципов законодательства осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также в статье 35 определяет зоны специального назначения для объектов размещения отходов потребления [17].

л) «Кодекс об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195 – ФЗ определяет ответственность за административные правонарушения при управлении твердыми бытовыми отходами [18]

Статья 7.22 определяет ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Статья 7.30 определяет ответственность за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. В 8 главе определяется ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Устанавливается ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических правил при обращении с отходами (ст.8.2), а также ответственность за загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (ст.8.31). Статья 8.8 устанавливает ответственность за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. Так, например, ряд полигонов эксплуатируются в нарушение принципа соблюдения целевого назначения земельного участка и располагаются на землях сельскохозяйственного назначения. Не проводится рекультивация полигонов и свалок, не проводятся мероприятия по охране почв прилежащих земельных участков. Также статья 8.31 определяет ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах (загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления). Статья 8.21. определяет ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (это касается, например, выбросов свалочного газа на полигоне). Статья 9.4 устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства [7].

м) В статье 247 «Уголовно – процессуального кодекса РФ» от 18.12.2001 № 174 - ФЗ предусмотрена ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил [19].

н) Экологические требования в области обращения с отходами регламентируются также в «Водном кодексе Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74 – ФЗ [20], «Лесном кодексе Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200 – ФЗ [21].

о) Согласно Постановлению Правительства «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» от 26.10.2000 № 818, организация и ведение государственного кадастра отходов в части, касающейся обращения с бытовыми отходами, осуществляется Министерством Природных ресурсов (МПР) РФ и его территориальными органами совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) [22].

Тоже постановление предписывает МПР России организацию и ведение по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов [7].

п) С отменой Приказа МПР России «О ведении государственного реестра объектов размещения отходов» от 11.09.2003 № 829 ограничивающего свое действие, исключая вопросы, касающиеся обращения с бытовыми отходами, ведение государственного реестра объектов размещения отходов ничем не регламентируется [23].

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, полномочия МПР России в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы переходят Ростехнадзору. Он ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов [24].

р) Федеральный классификационный каталог отходов (Б.1), утвержденный Приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 [25].

Согласно данному каталогу твердые бытовые отходы соответствую коду группы 91000000 00 00 0 твёрдые коммунальные отходы. Данная система классификации отходов применяется при лицензировании, учете и отчетности, а также при определении платы за размещение отходов и установлении лимитов на размещение отходов.

Как видно из Б.1, Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) выделяет из общей массы ТБО отдельные наименования, т.е. компоненты.

Состояние действующего российского законодательства в области обращения с отходами характеризуется следующим:

- в настоящее время в Российской Федерации действует большое количество федеральных нормативных правовых актов в области обращения с отходами, изданных в период до 2002 года [7];

- федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89 – ФЗ [8]. Принятые изменения и дополнения касались обращения с ломом цветных металлов; закон не включает нормы прямого действия в области реализации принципа ответственности производителей за сбор и переработку некоторых видов продукции после утраты ею потребительских свойств и др.; во многих субъектах Российской Федерации в развитие федерального законодательства приняты и действуют региональные нормативные правовые акты в области обращения с отходами, отражающие специфические особенности территории. При этом многие из них были изданы упразднёнными федеральными и региональными органами исполнительной власти, некоторые из этих актов не приведены в соответствие с действующим законодательством;

- программа Правительства Российской Федерации по разработке технических регламентов на 2004-2006 г.г. (за исключением общего технического регламента «Экологическая безопасность») не включает ни одного специального технического регламента, гармонизированного с международными документами (включая директивы Европейского союза (ЕС) и документы Организации Объединённых Наций (ООН) в области управления отходами, ограничения выбросов некоторых загрязняющих веществ в атмосферу из крупных сжигательных установок, бассейновых соглашений и др.), направленными на решение экологических проблем; - при разработке технических регламентов, устанавливающих требования, обеспечивающие безопасность продукции (или технологического процесса) не предусматриваются требования к утилизации как обязательному этапу соблюдения требований экологической безопасности на стадии превращения этой продукции;

- при разработке в инициативном порядке проектов технических регламентов, как правило, не учитываются приоритеты объектов технического регулирования и не принимается во внимание решение вопросов экологической, биологической, химической и промышленной безопасности [7].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.