Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к дизайну и эргономике в юридических учреждениях






К объективным факторам, влияющим на результаты юри­дической деятельности, относится внешний вид здания, прием­ной, кабинета. От них зависит эффективность труда юриста. Вопросы оптимизации условий труда изучает сравнительно новая научная дисциплина — эргономика. Она использует дан­ные технических наук, психологии, физиологии, гигиены, анатомии, антропологии, биофизики. Эта наука изучает функциональные возможности человека в процессе трудовой деятельности и име­ет целью создание для него оптимальных условий труда, кото­рые делают его высокопроизводительным, обеспечивают работнику необходимые удобства, сохраняют его силы, здоро­вье и работоспособность.

Условия труда, в которых протекает деятельность юриста, во многом предопределяют его работоспособность и психологи­ческий комфорт. Эти факторы также оказывают воздействие на психологическое состояние людей, которые обращаются к юрис­ту за правовой помощью.

В современных условиях возрастает и усложняется роль дизайнера (художника-конструктора), который работает в об­ласти юридической практики. В дизайнерской деятельности, на­правленной на создание оптимально-гармоничной среды, происходит интеграция природных и технических форм. Основ-


Раздел VIII Эстетическая культура юриста 371

ная задача дизайнерской деятельности в юридической практике состоит в том, чтобы среда, окружающая юриста и клиента, обеспечивала максимальное развитие способностей юриста, слу­жила внутренним фактором предупреждения противоправного поведения и успешного исправления правонарушителей.

Во время строительства и оформления юридических учреж­дений, строений, предназначенных для судов, прокуратуры, ис­правительно-трудовых учреждений и т.д., должно учитываться их назначение и соответствующее эмоциональное отношение к ним.

Главная цель установления требований к рабочему мес­ту юриста-практика — повышение уровня и культуры обслу­живания населения, усиление защиты прав и законных интересов граждан, учреждений и организаций, соблюдение законности во время исполнения служебных и профессиональных обязанностей. Так, в соответствии с «Положением о требованиях к рабочему месту частного нотариуса и осуществление контроля над их соблюдением» нотариус должен иметь рабочее место в грани­цах нотариального округа. Это может быть нотариальная кон­тора. Исключается наличие нескольких отдельных помещений. Исключается также осуществление нотариальной деятельности в случае отсутствия помещения, отвечающего требованиям в отношении соблюдения тайны. Нотариус не вправе работать в одном помещении с лицами, деятельность которых не связана с совершением нотариальных действий.

Помещение нотариуса должно состоять как минимум из двух комнат; быть обеспеченным сейфом для хранения печатей, штам­пов с удостоверяющими надписями и специальными бланками но­тариальных документов, металлическим шкафом для сохранения архива нотариуса; иметь решетки на окнах; быть подключено к средствам сигнализации. В случае невыполнения одного из указанных условий (по результатам проведения проверки рабочего места нотариуса составляется соответствующий акт) нотариусу может быть отказано в совершении нотариальных действий.

Значительная часть работы юриста протекает в его рабо­чем помещении — кабинете. Здесь необходимо учитывать ряд факторов, создающих в целом обстановку деловой активности,



Раздел VIII Эстетическая культура юриста


с одной стороны, и приятного комфорта, с другой стороны.

Основные требования, которые предъявляются к кабинету:

1) достаточные размеры помещения (например, кабинет сле­
дователя — отдельная комната прямоугольной формы, площадью
не менее 12 м2, по возможности не выше второго этажа здания);

2) оптимальная освещенность и правильное ее сочетание
с цветом стен и мебели;

3) возможность регулирования микроклимата;

4) соответствующая оснащенность охранной и пожарной
сигнализацией, незаметной для глаза посетителя;

5) ограниченный шумовой фон (не должен превышать 40—
50 децибел);

6) удобное расположение компьютерной и другой оргтех­
ники и др.

Для эффективного выполнения работы имеет значение пра­вильная планировка рабочего места. Она достигается путем оп­ределения наиболее и наименее удобных зон для выполнения трудовых операций. Нормальная рабочая зона определяется ду­гой, очерчиваемой длиной вытянутой правой или левой руки в горизонтальном или вертикальном направлении.

Габариты мебели и ее размещение должны соответство­вать рабочей зоне. Поскольку большинство юристов основное служебное время проводят за письменным столом, стол и стулья должны быть приспособлены индивидуально. Стол, за которым работает следователь, судья, прокурор, не должен стоять в углу. Он должен стоять так, чтобы входящий в кабинет сразу его за­метил, а не искал глазами хозяина кабинета. Да и хозяину ка­бинета не надо поворачивать голову, чтобы увидеть вошедшего. В случае нахождения в кабинете 2—3 работников размещение их столов должно определяться спецификой выполняемой ими работы.

Остальная мебель по возможности должна располагаться вдоль стен так, чтобы центр комнаты оставался свободным. Необходимо обратить внимание на расположение стула собесед­ника. Его следует поставить в таком месте, чтобы свет падал


Раздел VIII Эстетическая культура юрис та 373

на собеседника и были хорошо видны его глаза, мимика, жести­куляция и т.п.

Не меньшее внимание должно уделяться освещенности ра­бочего места и кабинета в целом. Для нормального освещения рабочего места юриста источник света должен быть располо­жен слева, а для выполняющих работу на технических средствах (компьютерах, пишущих машинках и т.п.) под углом 45 граду­сов. Сочетание общих и местных источников света создает наи­лучшие условия освещенности. Неприемлема прозрачная лампочка, слепящая глаза.

Немаловажное значение для работоспособности имеет цве­товое оформление служебных помещений. Состояние комфор­та определяют температура и движение воздуха, влажность.

На нормальную атмосферу рассмотрения юридического дела существенно влияют предметы, находящиеся в кабинете юриста. В кабинетах следователей не должно быть предг.етов, проходивших по делу как вещественные доказательства (ору­жие, ножи и т.п.), а также металлических канцелярских принад­лежностей (ножницы, нож для вскрытия конверта и др.). В случае общения следователя с гражданами они могут стать сильными раздражителями, особенно для лиц, которые впервые оказались в подобной ситуации.

В кабинетах частных адвокатов, нотариусов, юрискон­сультов не должно быть статуэток, ваз, картин и т.п. Не все­гда отвечая эстетическим требованиям, эти предметы могут негативно сказаться на оценке клиентом личности юриста и дела в целом. Излишества и помпезность оформления кабинетов и зданий, в которых помещаются суды, нотариальные конторы, органы правоохранительной системы и др., настораживают клиентов и создают определенную психологическую преграду для доверительности отношений по линии «юрист-клиент».

Максимальные удобства для работы создает порядок на рабочем месте и чистота в кабинете. По свидетельству специа­листов, наличие порядка на рабочем месте сокращает затраты времени на 10—20%. Напомним, что говорил французский фи­лософ Декарт: «Порядок освобождает мысли».



Раздел VIII Эстетическаякупът\> ра юриста


8.8. Эстетические требования к оформлению правовых документов

Разнообразные операции, осуществляемые юристом в про­цессе практической деятельности, всегда закрепляются в право­вых документах В уголовном судопроизводстве встречается более двадцати различных видов процессуальных документов — постановления, протоколы, решения, иски, жалобы, протесты, указания, повестки, обязательства, уведомления, доверенности, возражения, ходатайства, заявления, объяснения, описи и др

Правовой документ — это предусмотренная законом ма­териальная форма получения, сохранения, использования и рас­пространения правовой информации путем фиксации ее на бумаге, магнитной, кино-, видео-, фотопленке или на другом но­сителе.

Виды документов:

 

Первичный Вторичный
содержит исходную информацию подготовлен в результате анализа и обработки информации, которая заключена в первичном документе, и характеризует его содержание

Все документы должны соответствовать общим требова­ниям, предъявляемым к любым индивидуально-правовым (пра­воприменительным) актам. Они должны быть законными, обосно­ванными, мотивированными, справедливыми, грамотно и эстетично оформленными. Оформление правового документа в соответствии с эстетическими требованиями облегчает его восприятие. Непра­вильно составленные документы подрывают авторитет органов расследования, суда, прокуратуры. Процессуальный акт, состав­ленный с существенным нарушением требований закона относи­тельно его содержания и формы, лишается юридической силы.

Уровень эстетической культуры юриста, составляющего правовой документ, во многом зависит от правильности выбора формы, стиля и языка. Элементарное требование к юристу — безупречное владение языком судопроизводства, умение грамот-


Раздеч VIII Эстетическая к\> шпура юриста 375

но излагать факты, аргументы, решения, если таковые входят в его компетенцию Во время составления документа необходи­мо использовать официально-деловой стиль, для которого харак­терны: сжатость и единообразие, точность формулировок и четкость высказываемой мысли; логичность и аргументация из­ложения; отсутствие эмоциональности, экспрессивности, образ­ности, индивидуальных черт стиля. Неприемлемо использование сокращений и непонятных слов. Нельзя загромождать текст лиш­ними описаниями, не имеющими отношения к делу, допускать стилистические погрешности. В ст. 25 Закона Украины «О про­куратуре» подчеркивается: в протесте, представлении, предпи­сании или постановлении прокурора обязательно отмечается, кем и когда предписание закона нарушено, в чем состоит нару­шение, а также что и в какой степени должностное лицо или орган обязаны предпринять для их устранения.

Повышению эстетических качеств документа способствует правильный выбор бумаги, шрифта, чернил. Бумага для докумен­тов должна быть белого цвета. Не рекомендуется использовать тонкую и прозрачную бумагу. Чернила необходимо применять черного или другого темного цвета. В правовых документах не допускаются исправления, подтирки. Они должны составляться разборчиво, аккуратно, с правильным расположением текста.

Правовой документ должен содержать все необходимые реквизиты. Отсутствие даже одного из них может привести к потере юридической силы документа. Наряду с установленным государством перечнем реквизитов отдельные документы могут со­держать дополнительные реквизиты. Для составления документов, как правило, применяются бланки. Государственным стандартом ус­тановлены такие размеры бумаги (форматы). A3 (297x420), А4 (210x297); А5 (148x210); А6 (105x148).

Каждый реквизит документа, кроме смысловой, несет и оп­ределенную нагрузку эстетического свойства. Для тех докумен­тов, например, где имеется заголовок, в котором сжато и четко формулируется его основное содержание, предусмотрено особое внешнее оформление реквизита.



Раздел VIII. Эстетическая культура юриста


Существуют два способа размещения реквизитов заголов­ка на бланках документов:

 

По центру Фланговый
начало и конец каждой строки реквизита одинаково удалены от границ поля каждая строка реквизита начи­нается от левой границы поля

Некоторые документы как обязательный реквизит имеют изображение Государственного герба Украины. Изображение герба на бланках с угловым размещением реквизитов находит­ся на верхнем поле бланка над серединой строк наименования организации, а на бланках с продольным размещением реквизи­тов — в центре верхнего поля.

В соответствии с требованиями Единой государственной системы делопроизводства в документе должен быть назван орган, который его издал. Название органа определяется поло­жением о нем. Сокращенное название может размещаться на бланке вместе с полным названием только в случаях, если оно официально зафиксировано в установленном порядке. Название органа, как правило, проставляется специальным штемпелем или имеется на самом бланке. Реквизит включает, кроме названия, должностное положение лица с указанием фамилии, инициалов, от которого исходит данный документ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.