Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешний пресс», или «телефонное право» — вмешатель­ ство в рассмотрение юридических дел со стороны должностных лиц, наделенных властными полномочиями, но не имеющих к ним








Раздел V Профессионалыю-привовая культура юриста


служебного отношения. Касается это, в основном, деятельности следователя, прокурора, судьи или адвоката. Выражается в дав­лении извне на процессы раскрытия организованных преступных группировок, в том числе и коррумпированных, как то: телефон­ный звонок, личные переговоры, ведущиеся со стороны област­ной или районной государственных администраций либо органа местного самоуправления. Факты вмешательства в ход прове­дения оперативно-розыскных мероприятий или расследования уголовных дел наблюдаются на уровне мэрий городов, депу­татов разных уровней и др., то есть игнорируется принцип не­вмешательства в деятельность суда, закрепленный ст. 129 Конституции Украины: «Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону», и ст. 126: «Влияние на судей каким бы то ни было образом запрещается». Нередки случаи, когда органами государственной власти и управления, должностными лицами, средствами массовой информации, об­щественно-политическими организациями и их представителями игнорируется принцип невмешательства в деятельность проку­ратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений или по расследованию деяний, которые со­держат признаки преступления; нарушаются профессиональные права адвокатов путем вмешательства в их правозащитную де­ятельность, давления на них. Такие явления приводят к утрате гражданского доверия к власти, обострению напряжения в об­ществе. Лица, которые влияют в какой-либо форме на работ­ника суда, прокуратуры и других правоохранительных органов с целью помешать выполнению ими служебных обязанностей или добиться неправомерного решения, должны нести ответ­ственность, предусмотренную законом.

В юридической практике бывают случаи влияния на рас­крытие правонарушения через непосредственного начальника, который отдает явно преступные распоряжения и приказы. В таких случаях юрист-практик вправе руководствоваться кон­ституционной нормой, позволяющей воздержаться от их выпол­нения (ст. 60 Конституции Украины).


Раздел V Профессионально-правовая культура юриста 225

Профессиональная деформация выражается в:

1) неприкрытой недобросовестности при рассмотрении
дела (например, нарушение следователем порядка вызова и до­
проса свидетеля и потерпевшего; затягивание адвокатом судеб­
ного процесса путем использования различных процессуальных
формальностей);

2) неверном представлении о служебной обязанности и за­
щищаемых интересов службы (например, фальсификация доку­
ментов во время следственных действий; сообщение адвокатом
суду ложных сведений);

3) использовании устаревших стереотипных подходов к со­
ставлению рабочего плана и его осуществлению;

4) применении однотипных способов общения с клиентами
без учета специфики дела и индивидуальности лица, нуждаю­
щегося в помощи юриста;

5) слепом следовании должностным инструкциям, нередко
противоречащим закону, незнание самого закона;

6) сознательном нарушении закона, его обходе, невыпол­
нении;

7) некритическом отношении к выводам коллег-участни­
ков расследования дела (например, следователя к выводам экс­
перта-криминалиста);

8) нарушении точного и скрупулезного соблюдения всех
прав подследственного и подсудимого (отсутствие адвоката при
задержании или аресте подозреваемого в совершении преступ-
ления, что противоречит Уголовно-процессуальному кодексу
Украины);

9) игнорировании принципа презумпции невиновности, что
является результатом чрезмерной самоуверенности, подозритель­
ности и других отрицательных психологических качеств;

10) коррумпированности.

Этим перечнем не исчерпываются возможные разновидно­сти профессиональной деформации. Юрист должен обладать морально-психологической закалкой и нести строгую ответ­ственность за каждую ошибку в юридической практике.



Раздел V. Профессионально-правовая культура юриста


Пути преодоления профессиональной деформации.

1. Систематическое совершенствование профессиональной
деятельности, ее основных механизмов, ориентируясь на идеаль­
ную модель юриста.

2. Введение в перечень критериев оценки работы юриста-
практика состояния соблюдения конституционных прав граждан.

3. Усовершенствование механизма ответственности за не­
законные действия при реализации нормативно-правовых актов.

4. Введение системы ежегодной оценки деятельности каж­
дого юриста-практика относительно выполнения функциональ­
ных обязанностей.

5. Создание системы отбора на руководящие должности,
когда каждый новый уровень характеризовался бы более высо­
ким нормативом культуры — профессионально-правовой, эти­
ческой, психологической и др.

6. Информационное насыщение новым нормативно-право­
вым материалом и достижениями юридической науки и практи­
ки во время переподготовки и повышения квалификации.

7. Периодическое проведение аттестации с целью провер­
ки соответствия занимаемой должности, компетентности, про­
фессионализма.

8. Изучение и использование позитивного профессиональ­
ного опыта коллег.

9. Создание в юридической практике единой системы пре­
дупреждения коррупции.

 

10. Оснащение необходимыми оперативно-техническими
средствами.

11. Выработка личной невосприимчивости к негативным яв­
лениям юридической практики и искоренение каких-либо отступ­
лений от норм законов и этики, овладение деонтологическими
принципами и др.


Раздел V Профессионально-правовая культура юриста 227

5.7. Юрист как должностное лицо

Юрист осуществляет свою трудовую деятельность либо через институт государственной (публичной) службы, или через гражданский институт общественного или коммерческого (частно­го) объединения.

Юрист как должностное лицо — это специалист по управ­лению в юридической сфере, который занимает юридическую должность в государственном органе, предприятии, учреждении, коммерческой организации, который постоянно или временно исполняет организационно-распорядительные и другие функции, связанные с властным влиянием на подчиненных в данной сфе­ре, осуществляет юридически значимые действия, направленные на порождение, изменение или прекращение правоотношений.

Должность — это служебное место, которому отвечает ус­тановленный законодательством специальный правовой статус лица, его занимающего. Должностью юриста определяется харак­тер выполняемой работы, права и обязанности, поощрения и взыс­кания, требования к его профессиональной подготовке. Существует тесная связь между должностью и властными полномочиями юрис­та. Его полномочия (права и обязанности) определяются должност­ным положением и производны от компетенции государственного органа, предприятия, учреждения, коммерческой организации, об­щественного объединения, где работает юрист.

В правовом государстве каждый государственный орган и его должностные лица обладают компетенцией, которая обо­значена в нормативно-правовых актах. Они обязаны действо­вать в ее пределах. Компетенция государственных органов имеет специальный характер и не является равной для всех ор­ганов государства. Порядок установления и объем компетенции зависят от того, к какому звену государственного аппарата отно­сится государственный орган — судебной власти либо органам про­куратуры, таможенной службы, государственной исполнительной службы, службы министерства, дипломатической службы и т.п.

Признаки юриста как должностного лица государства:

1) исполняет функции публичного характера;



Раздел V Профессионально-правовая культура юриста


2) юридически наделен государственно-властными пол­
номочиями (правами, обязанностями, ограничениями, которые
обозначают рамки практического осуществления каждой из воз­
ложенных на него функций);

3) имеет право издавать правовые акты (приказы, распо­
ряжения и т.п.), обязательные для других лиц — подчиненных
и/или не подчиненных по службе. Посредством них исполняют­
ся функции, осуществляются права и обязанности;

4) выступает носителем и представителем государствен­
ной власти;

5) имеет организационные связи с другими служащими
и должностными лицами.

6) привлекается к повышенной юридической ответственности.
Не может быть избран или назначен на должность в го­
сударственный орган и его аппарат юрист:

— признанный в установленном порядке недееспособным;

— имеющий судимость, несовместимую с занятием должности;

— в случае принятия на службу непосредственно подчи­
няющийся или зависимый от лиц, которые являются его близ­
кими родственниками или свояками.

Юрист как должностное лицо обязан осуществлять свою деятельность соответственно ст. 19 Конституции Украины: «...должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины». Его полномочия определе­ны Законом Украины «О государственной службе» и другими законами, устанавливающими статус ведомственных служб («О милиции», «О государственной налоговой службе» и др.). Конкретные права и обязанности по должности определяются на основе типовых квалификационных характеристик и отра­жаются в должностных положениях и инструкциях, которые утверждаются соответствующими государственными службами Украины.

Доллсностные полномочия, обусловленные потребностями службы, не должны подчиняться удовлетворению личных инте­ресов.


Раздел V Профессионально-правовая культура юриста 229

При оформлении на работу в центральные органы испол­нительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую государствен­ные администрации, областные, Киевский и Севастопольский го­родские советы и другие органы, юрист должен ознакомиться с «Общими правилами поведения государственного служащего» и руководствоваться ими. «Общие правила...» утверждены при­казом Главного управления государственной службы Украины от 23.10.2000 г.

Государственные служащие, которые работают в аппарате органов прокуратуры, судов, дипломатической, таможенной, налоговой служб, Национальном банке Украины, службе безо­пасности, внутренних дел, управлении Вооруженных сил и иных воинских формирований, обязаны соблюдать утвержденные ими правила поведения с учетом особенностей работы в этих орга­нах (например, Этический кодекс работников ОВД).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.