Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые формы деятельности государства






Правовая форма деятельности государства — организа­ционно-управленческая форма деятельности уполномоченных субъектов, которая связана с совершением юридически значимых


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 49

действий (рассмотрением юридических дел) в порядке, опреде­ленном законом.

Юридическая сущность правовой формы деятельности го­сударства, которая отличает ее от других организационных форм:

1) основана на предписаниях права;

2) всегда влечет наступление определенных правовых по­
следствий.

Правовая форма деятельности имеет четко выраженные признаки:

1) предполагает разбирательство юридического дела: при­
нятие нормативно-правового акта, рассмотрение юридических дел
правонарушениях, спорах о праве, жалобах и т.п.;

2) связана с использованием норм материального1 и (или) про­
цессуального2 права как специального рабочего инструментария;

3) осуществляется исключительно уполномоченными субъек­
тами: правосудие — судьями, расследование — следователями;

4) закрепляется в официальных процессуальных докумен­
тах: приговоре, протоколе допроса, постановлении о производстве
обыска и др.;

 

5) складывающиеся в ходе разбирательства дела отноше­
ния регламентируются системой норм процессуального права;

6) при рассмотрении дел используются достижения юри­
дической техники (например, в случае разбирательства уголов­
ных дел —- криминалистика).

1 Отрасли материального права — конституционное, гражданское, администра­
тивное, уголовное и др

2 Отрасли процессуального права — гражданско-процессуальное, административ­
но-процессуальное, уголовно-процессуальное право



Раздел П. Юрист, гражданское общество и государство


Правотворческая деятельность — деятельность, которая направлена на официальное установление, санкционирование, изменение норм права компетентными органами и выражает­ся в подготовке, принятии и обнародовании нормативно-право­вых актов и нормативно-правовых договоров. Субъекты правотворчества: народ Украины, Верховная Рада Украины, Верховный Совет Автономной Республики Крым, Президент Украины, Кабинет Министров, министерства и ведомства, мест­ные органы власти и управления.

Правоприменительная деятельность — деятельность, кото­рая направлена на рассмотрение и решение индивидуальных юридических дел и выражается в осуществлении нормативно-правовых предписаний путем наделения одних участников пра­вовых отношений субъективными правами, а других — юридическими обязанностями. Юридическое содержание пра­воприменительной деятельности образуют корреспондирующие друг другу права и обязанности их субъектов. Фактическое содержание правоприменительной деятельности состоит в ра­боте уполномоченных органов и должностных лиц по изучению обстоятельств дела, его юридической квалификации и вынесе­нию акта применения норм права, а также в действиях заинте­ресованных в деле лиц в связи с его рассмотрением и принятием решения.

Правоприменительная деятельность осуществляется пра­воприменительными органами и их должностными лицами: органами центрального и местного управления, судами, проку­ратурой, милицией и др. Одной из разновидностей правоприме­нительной деятельности является правоохранительная деятельность.

Правоохранительная деятельность — деятельность, кото­рая направлена на охрану общественных отношений, урегули­рованных правом, защиту индивида от правонарушений и привлечение виновных к ответственности. Любые органы госу­дарства в той или иной мере осуществляют правоохранитель­ную деятельность. Вместе с тем существуют такие органы, для которых эта деятельность является основной: прокуратура,


Раздел II. Юрист, гражданское общество и государство 51

милиция, налоговая милиция, служба безопасности, таможенная служба, органы Управления государственной охраны, органы Пограничных войск.

Учредительная деятельность — деятельность, которая выражается в реализации на основе норм материального права полномочий по формированию, преобразованию или ликвидации органов государства и их структурных подразделений, назна­чению или освобождению должностных лиц.

Непосредственное назначение учредительной деятельнос­ти — кадровое обеспечение всех звеньев государственной власти и управления. Определяющей стадией учредительной деятель­ности является избирательный процесс, состоящий в реализации избирательных прав граждан по формированию представитель­ных органов государства и высших должностных лиц.

Учредительная деятельность является составной частью деятельности президента, парламента, ми-пистерств и других уполномоченных органов.

Контрольно-надзорная деятельность — деятельность, кото­рая выражается в совершении юридических действий по наблю­дению и проверке соответствия исполнения и соблюдения подконтрольными субъектами правовых предписаний и пресече­ния правонарушений определенными организационно-право­выми средствами. Юридическим результатом контрольной деятельности является контрольно-правовой акт (решение, по­становление, представление, предостережение, частное опреде­ление, сообщение и др.), который содержит: 1) предписания констатирующего порядка, то есть установленные вследствие проверки положительные моменты; 2) правоохранительные пред­писания по устранению обнаруженных правонарушений.

Контрольно-надзорной деятельностью занимаются прокура­тура, Национальный банк Украины, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества, Государственная налоговая служба, Государственная контрольно-ревизионная служба, тамо­женные органы Украины, другие уполномоченные органы.

К организационным формам деятельности государства может быть отнесена деятельность, которая не требует стро-



Раздел II Юрист, гражданское общество и государство


гого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, влекущих за собой правовые последствия (например, технико-исполнительская, культурно-массовая, организационно-экономическая). Однако это не озна­чает, что организационная деятельность не регулируется правом. Она подзаконна и осуществляется в рамках действую­щего законодательства в пределах компетенции того или иного органа. Правом здесь регламентируется лишь общая процеду­ра совершения действий. Как правило, осуществление органи­зационных действий — это повседневное и разнообразное проявление управленческой деятельности, которое лишено юри­дической оболочки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.