Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактика проведения следственного эксперимента, фиксация его хода и результатов






 

Под тактикой следственного эксперимента понимается система тактических приемов, обеспечивающих объективность опытов, получение закономерно вытекающих из них результатов. Тактические приемы самого следственного эксперимента во многом определяются видом и содержанием опытных действий. Вместе с тем существуют некоторые общие тактические условия, которые могут быть использованы как ориентирующие для конкретных случаев.

Проведение эксперимента в обстановке, тождественной или максимально приближенной к той, в которой происходило проверяемое событие (действие, явление). Обстановка редко остается неизменной к моменту проведения эксперимента. Поэтому необходимо решить, какая степень подобия, (сходства) требуется в данном случае.

Под условиями проведения следственного эксперимента понимается совокупность материальных объектов, их состояние, расположение и взаиморасположение: условия – климат, время года, месяца, дни недели, время суток, интенсивность шума, освещение, температура, влажность и т.д.; характеристика различных процессов – скорость действий, ограниченный период времени, вид выполняемых действий и т.п.; физические, психологические, профессиональные характеристики людей, участвовавших в исследуемом событии.

Естественно, что добиться сходства всех элементов условий невозможно. Поэтому совпадать должны существенные условия. Смоделированы должны быть в первую очередь те условия обстановки, которые способны существенно повлиять на ход опытов и от которых зависит объективность получаемых результатов. Подобие может касаться факторов места, времени, объектов и предметов, используемых при эксперименте.

С учетом этого тактического приема – соблюдения принципа подобия – могут быть конкретизированы практические рекомендации проведения следственных экспериментов.

Эксперимент целесообразно проводить в том же месте (в определенном помещении, на открытом участке местности), где произошло событие, если проверяется возможность видеть кого-то или что-то с определенной позиции; слышать звуки с определенного расстояния; совершить определенные действия в этих условиях (пролезть, спрятаться) или за определенное время (дойти до станции метро до дома) и т.п.

Проведение эксперимента в то же время года (осень, зима и т.д.), суток имеет существенное значение, когда предстоит проверить возможность лица ориентироваться на местности, например, в темноте. Соблюдение принципа подобия времени года и суток может потребоваться и в тех случаях, когда проверяется возможность пройти (например, по болоту) или пройти за определенное время по грязи, снегу, льду и т.п.

Важным моментом является характер и интенсивность освещения. При этом могут учитываться время восхода и захода солнца, положение и фазы луны, наличие искусственного освещения, вид, высота осветительного прибора от поверхности земли и многое другое. Все эти факторы должны учитываться и по возможности воспроизводиться в тех ситуациях, когда характер и интенсивность освещения играют существенную роль, способную повлиять на достоверность результатов. Это относится к экспериментам при проверке возможности видеть на определенном расстоянии и (или) за определенный отрезок времени (при свете зажигалки, при свете дульного пламени т.п.); различить цвет предмета(например, транспортного средства, в котором скрылись преступники, и т.п.).

Соблюдение принципа подобия погодных и климатических условий (солнце, дождь, снег, жара, мороз и т.д.) может потребоваться при самых различных экспериментах: по делам о ДТП (определение тормозного пути, видимости); для установления характера и скорости изменения следов (крови, следов обуви, транспортных средств).

Некоторые эксперименты требуют исполнения всех вышеприведенных условий (места, времени, освещенности, погодных условий) в совокупности (вспомним пример о наезде водителя такси на человека, лежавшего на шоссе в состоянии опьянения).

При проверке возможности слышать сигнал, крик, разговор, иной звук важно соблюсти подобие звуковых условий. Для этого используют такое же сигнальное устройство (звуковой сигнал автомобиля или его сигнальное противоугонное устройство, выстрел из ружья или пистолета); при разговоре – степень громкости, тембр, высоту; обращают внимание на помехи (шум оживленной улицы, звук проходящего поезда и т.п.), наличие преград на пути прохождения звука (стены, деревья, строения).

Если для проведения следственного эксперимента прибегают к реконструкции обстановки, то и здесь исходят из принципа подобия. Не следует, по-видимому, во всех случаях стремиться к полной ее тождественности той, которая была при совершении преступления. Подобными должны быть те элементы обстановки, которые важны для опытов с проверяемым событием.

2.Использование тех же приборов, механизмов, материалов, когда это имеет принципиально большое значение.

Так, в изложенном выше примере с наездом водителя такси на лежащего человека сначала эксперимент проводился с однотипным, но не тем же транспортным средством. Результаты свидетельствовали о том, что при соблюдении требований временных и погодных условий в некоторых случаях манекен (“человек”), лежащий на земле, можно было заметить. Когда эксперименты провели с тем же автомобилем, выяснилось, что манекен становится виден только на расстоянии 4-5 метров, что явно недостаточно для полной остановки при допустимой на участке шоссе скорости. Оказалось, что у данного автомобиля неправильно отцентрованы фары: они светят несколько вверх против установленной нормы.

Использование тех же самых материалов, оборудования, красителей – непременное условие следственного эксперимента, когда обвиняемый соглашается изготовить фальшивые денежные знаки или ценные бумаги.

Использование того же самого орудия взлома может потребоваться при проверке возможности его использования в данных условиях (например, можно ли взломать металлическую дверь с помощью самодельного аппарата для газорезки).

3.Соблюдение тех же характеристик действия, которые имели место при его реализации в процессе преступления.

Это может касаться величины и направленности приложения силы при экспериментальном взломе, при проверке возможности что-то передвинуть, перетащить, перенести через препятствие. Соблюдение тех же характеристик может относиться к темпу и продолжительности действия, например, возможность преодолеть данное расстояние, совершить данное действие за определенное время. Важным является соблюдение последовательности действий, операций (при изготовлении поддельного документа, сборке взрывного устройства, снаряжении патронов и т.п.).

4.Четвертым, очень важным тактическим приемом является неоднократное повторение опытов для того, чтобы исключить результаты случайные и получить достоверные. При эксперименте “на слышимость” звук речи может быть изменен в интервале от “обычно – громко – очень громко”, а может быть от “тихо – обычно – громко” в зависимости от того, как это происходило при совершении преступления.

При проверке возможности видеть должны быть продемонстрированы разные объекты (люди), чтобы можно было убедиться в устойчивости их распознавания субъектом эксперимента.

Изменяться могут условия события: сила и направление воздействия, скорость движения транспортного средства, состояние дорожного покрытия и т.п. Главное – это убедиться в том, что неоднократное повторение опытных действий дает постоянный (стабильный) достоверный результат. Количество повторений определяют с учетом наступления стабильных результатов.

5.Проведение эксперимента поэтапно. Это позволяет всем его участникам изучить последовательность поведения, наглядно убедиться в наступлении определенных результатов, получить цельное и правильное представление об эксперименте в целом. Разумеется, разделение на стадии (этапы) следственного эксперимента возможно только в тех ситуациях, когда это не влияет на общий темп его проведения. Стадийность эксперимента фиксируется на каждом его этапе как документально, так и наглядно (фото, видео). Если же по условиям эксперимента стадии не выделимы, то следователь может заранее предложить участникам эксперимента обратить внимание на определенные узловые точки эксперимента, позволяющие зафиксировать главные моменты процесса (промежуточные результаты, переход одной стадии в другую, изменения характера действий).

6. Шестым тактическим приемом может считаться порядок действий следователя в тех случаях, когда он не обладает точными данными об условиях или каких-либо параметрах проверяемого события (силе воздействия, направленности перемещения, загрузки транспортного средства и т.п.), или произошли невосполнимые изменения на месте происшествия (эксперимента) – объект сгорел, видоизменился и т.д.

В подобных ситуациях необходимо варьировать условия проведения опытных действий, неоднократно проводя каждое из них применительно к каждому из измененных условий. Но даже в этих случаях следует учитывать характер и степень возможных несовпадений условий проверяемого события и условий эксперимента.

Рассмотрим на примере. Д. был обнаружен мертвым во дворе своего дома ранним утром. По показаниям соседей Д. был охотник-любитель, имел охотничье ружье и собаку-лайку (самку). Собаку он держал во дворе, в сарае. Последние две ночи во дворе дома собиралась большая стая собак, приходивших в “гости” к собаке хозяина. По словам соседей, Д. грозился перестрелять собак, которые будили его своим лаем.

Труп Д. был обнаружен во дворе, рядом с трупом лежало ружье – одноствольное, бескурковое (с внутренним расположением курка). При осмотре ружья было установлено, что оно сломано таким образом, что деревянная часть ложа упирается в ударно-спусковой механизм ружья. В области приклада на ружье были остатки собачьей шерсти (установлено экспертизой). На трупе Д. в области живота имелось огнестрельное повреждение, образованное с расстояния не более 0.5 метров (по заключению эксперта).

Фабула происшествия представлялась, с учетом выше изложенного, следующим образом. Д., разбуженный собачим лаем, зарядил ружье и вышел во двор. Стрелять собак не стал, возможно, не желал тревожить соседей, а взял ружье за свободный конец ствола, стал бить им собак как дубиной. При очередном ударе шейка приклада надломилась и один из ее отщепов надавил на ударно-спусковой механизм, вызвал выстрел.

Возможность такого механизма выстрела было решено проверить следственным экспериментом. Разумеется, многие условия события были не известны и объяснялись предположительно, ряд обстоятельств не поддавался реконструкции (удары по собакам, заряженность ружья, дистанция выстрела). Основное внимание было обращено на то, чтобы воссоздать удар ружьем по твердому предмету такой частью и стороной приклада, которая бы вызвала подобный излом и срабатывание ударно-спускового механизма.

При проведении эксперимента было взято старое, изношенное ружье такой же модели. Оно ставилось на боевой взвод, удары наносились по горизонтальному бревну, положенному на козлы. После нескольких ударов с различной силой ружье сломалось в области шейки приклада, и произошел срыв с боевого взвода. Несмотря на отсутствие сведений о целом ряде условий и объективной невозможности их воссоздания, главный факт был проверен, и версия следствия получила принципиальное подтверждение.

В эту же категорию неизвестных или не поддающихся воспроизведению условий попадают случаи, когда нет возможности привлечь к активному участию в эксперименте само лицо, совершавшее действие. Чаще всего таким лицом является обвиняемый, отказывающийся сотрудничать со следствием. В этом случае должно быть избрано другое лицо, совпадающее по своим свойствам с обвиняемым. Например, для определения возможности пролезть через вентиляционное отверстие с крыши внутрь здания был взят молодой человек такого же роста, телосложения и физического развития, как и обвиняемый в совершении кражи документов из коммерческой фирмы, расположенной в данном здании.

Следственный эксперимент по проверке наличия у человека профессиональных навыков и иных способностей проводится, чтобы выявить профессиональные навыки по изготовлению каких-либо вещей, ценных бумаг, физических возможностей человека или его способности определять промежутки времени, скорость, цвет, размеры, формы и т.д.

Основной особенностью этого эксперимента является то, что исполнителем опытных действий должен быть тот человек, чьи показания проверяются. Непременное условие его проведения – добровольность участия этого лица в опытах. Если следователь принудит его к участию в следственном эксперименте, то результат может быть искаженным из-за умышленно сокрытия исполнителем своих возможностей.

Если речь идет об изготовлении каких-либо предметов, то следователь должен подготовить соответствующие материалы, инструменты и пригласить специалиста данной профессии или ремесла. Например, при производстве опытов по рисованию фальшивых купюр специалист может пояснить, что исполнитель свободно ориентируется в выборе красок и кистей, движения его уверенные, профессиональные. Эти пояснения заносятся в протокол следственного эксперимента.

При проверке способности определять промежутки времени без часов испытуемый во время следственного эксперимента должен заниматься теми же делами, которыми занимался во время реального проверяемого события – читать, разговаривать, смотреть телевизор и т.д. Эти опыты должны проводиться многократно, а периоды времени задаваться без какой-либо последовательности или закономерности.

Однако продолжительность времени не должна сильно отличаться от периода времени в проверяемом событии. Например, если свидетель говорит, что обвиняемый вернулся домой через сорок минут после ухода, то нельзя ему предлагать определить время в пределах трех, пяти, десяти минут, так как у человека может быть способность точно определять промежутки времени только в общих пределах.

Аналогично проводится эксперимент по проверке наличия способности определять скорость движения автотранспортного средства. Понятые должны находиться в автомобиле, фиксировать скорость по спидометру или быть рядом с датчиком радара скорости, установленном на машине ГАИ.

Перед проведением следственного эксперимента по проверке способности определять размеры, цвет, форму и т.д. следователь доженприготовить соответствующие наборы цветов, размеров, форм и других необходимых материалов. Например, если следователь сомневается, что потерпевший правильно определил рост преступника, следует провести перед испытуемым десяток человек разного роста и сопоставить показания испытуемого о росте каждого из них с действительными параметрами их роста.

При проведении следственного эксперимента по установлению наличия у определенного лица профессиональных или иных навыков или способностей могут возникнуть вещественные доказательства.

Данный вид следственного эксперимента проводится обычно по делам о фальшивомонетничестве, занятии запрещенным промыслом, изготовлении оружия и пиротехнических средств. Обвиняемому предоставляются необходимые материалы и инструменты, и он демонстрирует свое умение изготовить изделие, которое, по его утверждению, изготавливал и ранее. Нарисованная или изготовленная в процессе следственного эксперимента вещь осматривается, описывается в протоколе эксперимента и после приобщения ее к материалам уголовного дела приобретает статус вещественного доказательства.

Вещественные доказательства возникают не только в процессе изготовления, но и в результате других действий. Например, при проверке навыков стрельбы из огнестрельного оружия вещественным доказательством будет мишень с пробоинами, полученная при производстве экспериментальных выстрелов.

Ход и результаты эксперимента фиксируются в протоколе этого следственного действия путем составления планов, схем, графиков, средствами фотографирования, видео- или киносъемки. Возможно применение звукозаписи. Основной формой является составление протокола, озаглавленного “Протокол следственного эксперимента”.

Протокол состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной.

Вводная часть содержит: дату и место проведения эксперимента, время его начала и окончания, должность, звание, фамилию составляющего протокол, номер уголовного дела, должность, звание и фамилию прокурора, присутствующего при проведении эксперимента; фамилии, имена, отчества понятых; фамилии, имена, отчества лиц, принимавших участие в эксперименте (специалиста, переводчика, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля); ссылку на статью уголовно-процессуального законодательства; цель эксперимента (если проверяются чьи-либо показания, то указывается их содержание, лист уголовного дела); сведения о разъяснении участникам эксперимента их прав и обязанностей; сведения о применении научно-технических средств; данные, что участники предупреждены о недопустимости разглашения результатов эксперимента.

В описательной части подробно излагаются действия, которые предшествовали эксперименту, а также составляли его содержание. Наряду с этим фиксируются и полученные результаты. Последовательность фиксации действий и результатов соответствует их истинному порядку.

В целом в описательной части содержатся сведения о том, каким образом был подготовлен эксперимент, какие обстоятельства воспроизводились (если речь идет о метеоусловиях, то делается ссылка на справку метеослужбы, прилагаемую к протоколу), каковы подготовительные действия (подготовлены манекены, муляжи, модели) или реконструкция обстановки.

Далее приводятся сведения об использованных вещественных доказательствах или иных предметах. Излагаются данные о распределении обязанностей между участниками эксперимента, средствах связи, примененных при эксперименте, расположении лиц и использованных предметах.

Наконец, описывается содержание, последовательность и повторяемость опытных действий, кто их выполнял, при каких условиях, в чем выражалось изменение условий и действий, подробное описание каждого опыта и полученного результата.

В заключительной части протокола указываются замечания и заявления участников эксперимента, делаются ссылки на планы, схемы, видео-, фотофиксацию, данные об ознакомлении с протоколом всех участников и их подписи. Каких-либо выводов в протоколе не делается.

Планы и схемы призваны отразить главным образом дислокацию участников эксперимента и объектов в месте его проведения. План, составляемый в масштабе, чаще всего используется для фиксации места расположения людей и объектов в статическом состоянии: размещение понятых, иных участников, место действия и т.д.

Для фиксации динамических стадий эксперимента выполняют схемы применительно к каждой стадии. Как известно, схемы вычерчиваются произвольно, не в масштабе, а необходимые размеры проставляются непосредственно на соответствующих ее участках. Так, схематически может быть зафиксирован путь человека или транспортного средства с фиксацией положения (места) в определенные узловые моменты. Иногда могут составляться графики типа “путь – время”. На таком графике фиксируют, например, движение транспортного средства с заданной скоростью по определенному пути и движение человека (скорость и путь известны) до места их, и т.п.

Фото-, видеосъемка (реже киносъемка) применяются для обзорной фиксации места проведения эксперимента (до реконструкции, после реконструкции), узловой съемки основных мест действия (или основных действий), детальной съемки основных операций, действий, образующихся следов.

Предпочтение должно быть отдано видеозаписи, позволяющей запечатлеть следственный эксперимент в его динамике. Для этого оператор видеозаписи должен быть предварительно ознакомлен с содержанием эксперимента, объектами съемки и участками, подлежащими фиксации. Все это необходимо сделать для того, чтобы он, хотя бы мысленно, построил так называемый кадро-план: что снимать, в какой последовательности, с каким увеличением, какова продолжительность кадра (кадров).

Оценка результатов следственного эксперимента представляет собой, по существу, ряд взаимосвязанных оценок: условий, в которых проводился следственный эксперимент; достоверности полученных результатов; выводов, сделанных на основе полученных результатов, возможности их использования в дальнейшем расследовании и доказывании.

Достоверность условий следственного эксперимента и получаемых результатов во многом зависит от выполнения всех тех приемов, о которых подробно говорилось выше. Что касается достоверности выводов и возможности их использования как доказательства, то здесь необходимо различать следующие варианты. Все приведенные ранее следственных экспериментов могут быть условно поделены на две категории: те, которые устанавливают возможность (невозможность) того или иного факта (наблюдения, слышимости, какого-либо действия и т.д.), и те, которые устанавливают содержание самого факта или процесса его происхождения.

Если путем следственного эксперимента установлена возможность совершения действия, существования факта или иного события, такой результат следственного эксперимента считается положительным. Отрицательный результат характеризуется невозможностью события (факта, действия и т.п.).

Однако положительный результат эксперимента в этом случае доказывает только то, что действие могло быть совершено подобным образом (событие могло иметь место). Было ли оно совершено именно так и имело ли вообще место, необходимо еще доказать. Например, В. утверждает, что он слышал звук выстрела в определенное время. Экспериментом устанавливается, что В. мог слышать выстрел, но не то, что он его слышал в действительности – это следует доказать.

В отличие от положительного результата следственного эксперимента его отрицательный результат носит категорический характер, т.е. позволяет прийти не к вероятному, а к достоверному выводу, что данный факт не мог иметь место.

В тех случаях, когда проводятся эксперименты, чтобы установить содержание факта или процесса, его происхождение, по сути дела, решается вопрос не о возможности или невозможности (хотя элементы этого так же имеются), а о том, как произошло то или иное событие, как образовались следы этого события, зафиксированные в процессе расследования. В этих экспериментах выводы по результатам могут носить и достоверный, и вероятный характер. Если эксперимент позволяет установить, что событие, судя по его следам, могло произойти только так и никак не иначе, то выводы из результатов такого эксперимента облекаются в форму категорических (достоверных).

При установлении, что следы могли возникнуть и при ином варианте, выводы были бы только вероятными.

Выводы по результатам эксперимента могут быть использованы для корректировки следственной версии, для проведения иных следственных действий – допросов, осмотров, назначения экспертиз и др. В ходе допросов могут уточняться те или иные обстоятельства с учетом результатов следственного эксперимента. В любом случае выводы по результатам следственного эксперимента отражаются в итоговом документе по расследованию уголовного дела. В зависимости от характера и результатов указывается на возможность или невозможность определенного факта (события, действия), а с учетом иных доказательств определяется его достоверность или вероятность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.