Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почерковедческих экспертиз






Практика работы отделения почерковедческих экспертиз Государственного экспертно-криминалистического центра МВД Республики Беларусь за последние годы показала, что большинство поступающих на исследование материалов оформляется надлежащим образом. Однако нельзя не отметить ряд недостатков, допускаемых следственными работниками при назначении почерковедческих экспертиз, которые, к сожалению, повторяются из года в год и не только увеличивают срок проведения исследований, но и влияют на формулируемый вывод. Чаще всего это выражается в:

- постановке вопросов, не входящих в компетенцию эксперта;

- отсутствии свободных образцов;

- малом объеме экспериментальных образцов;

- отсутствии образцов подписи лица, от имени которого значится исследуемая подпись (при наличии других предполагаемых исполнителей);

- непредоставлении информации о том, что исследование проводится повторно.

Поэтому цель данной работы – дать рекомендации по побору материалов, необходимых для проведения почерковедческой экспертизы, с тем, чтобы поставленные вопросы решались в кратчайшие сроки, а результаты исследования способствовали установлению объективной истины по уголовным делам.

Общие сведения и решаемые вопросы

Объектом почерковедческой экспертизы в широком смысле является почерк, а его производными на бумаге:

- рукописные записи (или их фрагменты);

- краткие записи;

- цифровые записи;

- подписи.

Почерковедческая экспертиза решает задачи, которые можно подразделить на три группы: идентификационные, диагностические, классификационные.

Наиболее часто эксперты сталкиваются с идентификационными вопросами, где требуется установить исполнителя текста или подписи. В этом случае вопросы могут быть следующими:

- кем выполнен рукописный текст документа (наименование, реквизиты) – гражданином А. или другим лицом;

- кем выполнена подпись от имени гражданина А., расположенная в исследуемом документе (наименование, реквизиты, строка, графа, после какого слова) – им самим или кем-то другим;

- кем, гражданином А. или кем-то другим, выполнена подпись от имени неустановленного (вымышленного) лица, расположенная в исследуемом документе (реквизиты документа, строка, графа);

- одним или разными лицами выполнены записи (подписи), расположенные в нескольких документах (или различных частях одного документа)?

Диагностические задачи – установление факта влияния на письменный процесс каких-либо «сбивающих» факторов. Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

- не выполнен ли исследуемый текст в каких-либо необычных условиях (необычная поза, непривычный пишущий прибор, необычная подложка и т.д.);

- не выполнен ли исследуемый текст в необычном состоянии (болезненное состояние, состояние опьянения);

- не выполнен ли текст намеренно измененным почерком (с подражанием почерку другого лица, непривычной пишущей (левой) рукой)?

Классификационные задачи – установление принадлежности исполнителя к какой-либо группе лиц. Наиболее часто требуется определить пол исполнителя рукописи. В таком случае вопрос эксперту формулируется следующим образом:

- лицом какого пола выполнен исследуемый текст?

Следует отметить, что решение данного вопроса возможно лишь при условии, что объем исследуемого текста будет не менее 1 страницы стандартного листа и выполнен скорописью высоковыработанным неизмененным почерком.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.