Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эвристические приемы активизации творческого мышления






Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя до недавнего времени инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством воображения, развитостью фантазии. умением абстрагироваться, " видеть в обычном необычное и в необычном обычное". " Воображение - по словам А.Энштейна, - важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции". Воображение - психологический процесс, состоящий в создании образов на основе разборке прошлых опытов.

Развитие этих качеств у создателей новой техники является важным фактором в преодолении инертности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий.

В литературе по техническому творчеству часто разные авторы одно и то же эвристическое средство называют приемом, методом, методикой, методологией и т.д. В связи с этим целесообразно уточнить значение этих терминов для более определенного их понимания.

ПРИЕМ - Это элементарное действие или несколько элементарных действий, выполняемых по определенным правилам для достижения определенной цели.

МЕТОД - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, рассматриваемый как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

МЕТОДИКА - это совокупность приемов и методов, выполняемых по определенным правилам и в определенной последовательности для достижения поставленной цели.

МЕТОДОЛОГИЯ - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о принципах построения, формах и методиках научного познания.

Прежде чем перейти к методу гирлянд случайностей и ассоциаций мы попытаемся выяснить, что такое ассоциации, гирлянды ассоциаций и ассоциативные приемы.

Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами, представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависит от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания.

Исследования психологов показали, что возможности человека генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Основная цель генерирования ассоциаций заключается в том, чтобы " расшатать" стереотипные представления о совершенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение, перекинуть " мостик" к искомым аналогиям. Ассоциации в творческом поиске выступают как прямые " подсказки", как аналогии или как средства смотрения аналогии между наблюдаемым объектом и объектом совершенствования, объектом изобретения. Последнее свойство ассоциаций наиболее ценно и обладает большой эвристической силой. В примере с " арахнавтикой", наверное, родились идеи использовать нити в качестве парашюта, необходимо было стечение двух обстоятельств:

- наблюдение летящего на паутине паучка и возникновение ассоциации с летящим парашютистом. Именно в тех случаях, когда аналогия находится по ассоциативной связи, решения отличаются неожиданностью и оригинальностью.

Различают ассоциации по:

сходству,

контрасту,

смежности.

Ассоциации по похожести могут быть использованы как исходные данные для приемов эвристической инверсии (обращения, поиска от конца к началу), по смежности - для приемов преобразования в пространстве и времени.

Все примеры генерирования ассоциаций можно разделить на две группы:

приемы свободных ассоциаций;

направленных детерминированных ассоциаций.

Свободные ассоциации это те, обработка которых производится без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера. При этом ассоциации могут быть выражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наречием, группой слов в виде метафоры, поговорки, пословицы, каламбура и т.д.

Генерирование направленных ассоциаций ограничивается определенными заранее заданными условиями.

К таким условиям, например, можно отнести:

генерирование ассоциаций по контрасту, выраженных только глаголом и т.д.,

ассоциацией по сходству, также выраженных словами определенной части речи или символами, знаками и т.п.

Генерация свободных, и направленных ассоциаций основывается на скоростной реакции на слово раздражитель. Человек реагирует на слово-раздражитель является индивидуальной и зависит от его интеллекта, темперамента, условий, психо - физиологического состояния и т.п.

Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово раздражитель и виде сгруппированной последовательности - " гирлянды", ведь тогда когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем, является в свою очередь, словом - раздражителем и для последующей ассоциации.

Пример, со словом-раздражителем " маяк" можно образовать следующую группу ассоциаций:

Маяк:

направление,

движение,

вода (море),

земля - суша (остров в соотношение с водой),

навигационные карты,

уверенность,

мужество,

поход (круиз, путешествие и т.п.),

подводный мир (рыбы, раки, и т.п.),

водное транспортное средство(катер, сухогруз, яхта, лайнер и т.п.),

погодные условия,

навигация и т.д.

Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последовательность:

маяк - движение,

движение - здоровье,

здоровье - бодрость,

бодрость - сила,

сила - гиря,

гиря - игрушка силачей и т.д.

Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут быть ощущения, символы, любые предметы окружающего мира, а также совершенствуемый объект или ключевые слова, характерные для совершенствуемого объекта.

Генерирование группы ассоциаций может быть полезным как при поиске новых технических решений, так и на стадии постановки задачи для более глубокого анализа объекта, выявления всех возможных признаков и свойств этого объекта.

Также гирлянда ассоциаций может рассматриваться как эвристический прием, используемый для ухода от традиционных сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (аналогий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией). Данный прием может быть полезен при поиске новейших функций свойств и качеств объекта.

Уже говорилось, что эффект всех эвристических приемов, в том числе и ассоциаций, проявляется не столько в обеспечении прямого выхода на искомое решение, сколько в подготовке психологии человека к моменту " озарения", в установлении связи между сознанием и подсознанием, и естественно с привлечением интуиции.

Нельзя не видеть возможности ассоциаций для развития творческих задатков:

памяти,

остроты мышления,

воображения,

а использование метафорических ассоциаций развивает, кроме того,

образность мышления.

В виде упражнений для тренировки этих задатков можно использовать все изложенные приемы. Хорошо бы, если эти упражнения будут выполняться в виде игры, особенно детьми, воображение у которых и образность мышления проявляются сильнее. В такой игре дети будут выполнять роль " катализатора" и одновременно с помощью взрослых развивать свои природные задатки.

Рассмотренные нами эвристические приемы послужили основой для создания эвристических, интуитивно-ассоциативных методов активизации творческого мышления. Такие методы можно рассматривать как совокупность предписаний по выполнению эвристических приемов, с точки зрения же их использования для развития задатков, а также способностей творческой личности - как готовые упражнения для тренировок.

Далее мы рассмотрим один из основных методов, относящийся к группе:

ИНТУИТИВНО-АССОЦИАТИВНЫХ - метод гирлянд случайностей и ассоциаций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.