Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системное применение элементов эвристической деятельности






 

Рассмотренные характеристики элементов эвристической деятельности направлены на организацию информационных процессов и активизацию мыслительной деятельности при решении задач. Для задачи с незначительным информационным разрывом между данными и целью необходимы незначительные действия по его ликвидации. В более сложных задачах потребность и объем эвристической деятельности возрастают, поэтому решение таких задач требует комбинации (комбинация - совокупность объединенных единым замыслом приемов действия) эвристических действий и системного привлечения элементов эвристической деятельности; такое решение направлено на последовательную ликвидацию пробелов первичного плана, основанного на вероятных связях данных и цели задачи. Иначе говоря, первоначальный план, как правило, является гипотетическим, в котором достоверные звенья чередуются с вероятными, правдоподобными, эвристическими. При дальнейшей работе над планом требуется перевести эти звенья в достоверные. Такая деятельность основана на системном подходе (системный подход - методологическое направление научного познания и социальной практики, основанное на рассмотрении объектов как систем), или системной методике логико-эвристического исследования задачи и последовательной корреляции (корреляция - взаимообусловленность, связь и взаимозависимость элементов) планов на основе получения и использования новой информации в ходе такого исследования. Методика системного подхода тесно связана с системным анализом, т.е. с совокупностью методологических средств, используемых для обоснования решений по сложным проблемам научного и технического характера. Такая методика должна основываться на следующих принципах и идеях:

1. Вся деятельность поисково-информационного характера и психологической активизации мышления направлена на составление плана решения задачи, который в процессе логико-эвристического ее исследования корректируется и доводится до логически обоснованной связи данных и цели задачи, т.е. достоверного плана.

2. Составление первичного плана основано на выявлении особенностей компонентного состава задачи, тщательном исследовании каждой компоненты и выявлении общего и особенного конкретной задачи и ранее решенных, решение которых предполагается алгоритмическим.

3. Логико-эвристическая деятельность реализуется (“раскручивается”) в решении, начиная с простейшей (элементарной) эвристической деятельности, на стадии которой уже может быть сформирован достоверный план. В противном случае эвристическая деятельность усиливается и усложняется, привлекаются различные эвристические операции, стратегии и т.д. для возможного информационного обеспечения поиска, которые связываются правдоподобными рассуждениями.

4. Методика не пытается восполнить пробелы в знаниях фактического материала. Она помогает организовать поиск, активизировать мышление и создать оптимальную информационную обстановку, стимулируя вопросами поиск и целенаправленный отбор нужной информации из массива, имеющегося у решающего задачу.

5. Одним из важнейших элементов методики является этап ретроспектив­ного исследования, который нацеливает на нахождение других путей решения, чем обеспечивает возможность успешного решения последующих задач.

 

Системная методика логико-эвристического исследования задачи и последовательной корректировки плана решения на основе обратных связей

 

1.Проведите элементарную эвристическую деятельность. Возможно ли установить логическую связь между данными и неизвестными? Если да, то составьте план и реализуйте его. Проведите ретроспективный анализ решения. Возможно ли обобщение задачи? Какое?

Если решение найдено, то задача носила для вас алгоритмический характер. Если плана нет, то приступайте к его формированию.

2. Для этого проведите дальнейшее исследование компонент задачи - формы, структуры и содержания. Какое отличие существующих компонент от ранее встречавшихся? Как эти отличия могут повлиять на план? Выделите ключевые понятия задачи. Какую информацию они несут? Оцените возможность составления плана на основе анализа, синтеза и их комбинации. На основе логических и эвристических рассуждений составьте схематический план и выделите в нем пробелы.

3. Попробуйте ликвидировать пробелы сначала правдоподобными или доказательными рассуждениями. Затем попытайтесь правдоподобные рассуждения перевести в достоверные, т.е. обосновать. Какой информации недостаточно? Что нужно для ее получения? В чем ваши сомнения? Продолжайте обоснование плана.

4. Если план все еще имеет пробелы, воспользуйтесь подходящей эвристической операцией. На ее основе ликвидируйте пробелы плана. Корректируйте план.

5. План все же имеет ощутимые пробелы. Привлекайте внешнюю информацию, выявляйте скрытую, корректируйте план.

6. План имеет пробелы. Проведите двустороннюю редукцию. Какие дополнения нужно ввести в план? Возможно, вы видите несколько эквивалентных задач?

7. Решить не удается. Проведите одностороннюю редукцию. Решите более близкую вам задачу. Внесите корректировку в план.

8. План имеет пробелы. Проведите “штурм” задачи: находите все возможные величины изданных, комбинируйте их, получайте новые и т.д. Проследите связь полученных величин, выберите направление, улучшающее план. Корректируйте план. Если план достаточно связный, приступайте к его реализации, последовательно ликвидируя оставшиеся пробелы.

9. План все же не удовлетворяет вас полнотой. В нем имеются существенные пробелы. Применяйте другие эвристические операции, извлекайте из них новую информацию, ликвидируйте пробелы плана.

10. Решите задачу по плану. Проведите проверку решения, ретроспективный анализ. Выделите части процедуры решения, которые вызвали наибольшие затруднения. Выясните причину. Можно ли их обойти, без ошибок в решении? Возможен ли другой план? Какой? Попробуйте обобщить задачу.

Эта методика представляет собой реализацию системного подхода к решению учебных задач и основана на систематике - науке о разнообразии системных структур и их взаимоотношениях, т.е. на привлечении всего арсенала возможностей, в данном случае педагогической эвристики.

Структура этой методики основана на обратной связи. Каждый этап деятельности - это определенный шаг к достижению цели. В ее ходе у решающего на каждом этапе увеличивается информация, которая должна использоваться для корректировки первоначального схематичного плана. Принцип обратной связи реализуется как постоянная корректировка плана на основе получаемой новой информации. Такое приближение к достоверному плану - достаточно общий подход, который характерен и в решении инженерных задач в системотехнике (системотехника - научное направление, занимающееся разработкой и созданием сложных систем).

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.