Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задача об опылении цветов






СИТУАЦИЯ
При искусственном опылении растений поток воздуха от воздуходувки переносит пыльцу. Но растения в процессе эволюции выработали способность быстро закрывать цветы (смыкать лепестки) при сильном ветре. А слабый ветер плохо переносит пыльцу. Как быть?

РЕШЕНИЕ
Шаг 1.1. Мини-задача. ТС для переноса пыльцы включает воздуходувку, создаваемый ею ветер, цветы (лепестки и пыльцу). ТП-1: сильный ветер хорошо переносит пыльцу, но соединяет лепестки (и пыльца не выходит). ТП-2: слабый ветер не закрывает лепестки, но и не переносит пыльцу. Необходимо при минимальных изменениях в системе обеспечить перенос пыльцы ветром воздуходувки.

Пояснение 1
По примечанию 4 следует заменить термин " ветер". Но ветер - природный элемент, изменяемый по условиям задачи. Поэтому можно сохранить слово " ветер", хотя, строго говоря, его следовало бы заменить словами " поток воздуха" или " поток частиц воздуха".

Шаг 1.2. Конфликтующая пара. Изделие - пыльца и лепестки. Инструмент-ветер (сильный, слабый).

Шаг 1.3. Схемы ТП:

ТП-1: сильный ветер ТП-2: слабый ветер


Шаг 1.4. Выбор ТП. Главная цель системы - перенос пыльцы. Выбираем ТП-1.

Шаг 1.5. Усиление ТП.
Будем считать, что вместо " сильного ветра" в ТП-1 действует " очень сильный ветер".

Шаг 1.6. Модель задачи. Даны лепестки, пыльца и очень сильный ветер. Очень сильный ветер хорошо переносит пыльцу, но соединяет лепестки. Необходимо найти такой икс-элемент, который, сохраняя способность сильного ветра переносить пыльцу, обеспечил бы разъединенное положение лепестков.

Шаг 1.7. Применение стандартов
Пояснение 2
Задача решается по стандарту 1.2.4 на устранение вредной связи введением второго поля (механическое поле ветра неуправляемо по условиям задачи, приходится вводить второе поле; введение третьего вещества недопустимо по условиям задачи). Поскольку мы рассматриваем анализ этой учебной задачи именно по АРИЗ, стандарты на этом шаге " отключены".

Шаг 2.1. Оперативная зона.
Прилепестковое пространство.

Шаг 2.2. Оперативное время.
Т1 - все время действия очень сильного ветра. Т2 - некоторое время до действия ветра.

Шаг 2.3. Вещественно-полевые ресурсы. Воздух в прилепестковом пространстве. Механическое поле сильного ветра.

Шаг 3.1. ИКР-1. Икс-элемент в 03, абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, обеспечивает в течение 0В несоединение лепестков, сохраняя способность очень сильного ветра переносить пыльцу.

Шаг 3.2. Усиленный ИКР-1.
Для усиления ИКР-1 надо " икс-элемент" заменить словами " воздух в 03".

Шаг 3.3. Макро-ФП. Воздух в 03 в течение всего 0В должен быть " ветронепроводящим", чтобы лепестки не соединялись, и должен быть " ветропроводящим", чтобы не мешать переносу пыльцы.

Шаг 3.4. Микро-ФП. Воздух в 03 в течение всего 0В должен содержать силовые частицы, чтобы не пропускать ветер, и не должен содержать силовых частиц, чтобы пропускать пыльцу.

Шаг 3.5. ИКР-2. Силовые частицы воздуха в течение всего 0В должны сами действовать на лепестки и не должны действовать на ветер (т. е. должны отталкивать лепестки друг от друга и не должны отталкивать ветер).

Шаг 3.6. Применение стандартов. См. запись на шаге 1.7 (пояснение 2).

Шаг 4.1. а) Суть конфликта: в 03 есть только человечки ветра А, которые переносят пыльцу (это хорошо), но вызывают соединение лепестков (это плохо).

 

б) По правилу 4 надо ввести частицы Б, которые, не мешая частицам А переносить пыльцу, будут мешать им соединять лепестки. Частицы Б должны находиться у лепестков и не должны занимать остальное пространство, чтобы не мешать переносу пыльцы.


Частицы А создаются воздуходувкой. А откуда возьмутся частицы Б? Взять их можно из ВПР, т. е. из воздуха. Но откуда возникает сила, необходимая для рассоединения лепестков?

По правилу 6 следует разделить частицы Б на Б-1 и Б-2 и получить рассоединяющую силу за счет взаимодействия Б-1 и Б-2. Очевидно, что для этого частицы Б-1 и Б-2 должны быть заряжены одноименно.


Шаг 4.5. Получение частиц. Заряженные частицы Б-1 и Б-2 могут быть получены (по правилу 8) ионизацией воздуха (или влаги, содержащейся в воздухе).

Шаг 5.4. Применение " Указателя физэффектов". Дерзкие формулы творчества. Петрозаводск: Карелия, 1987. С. 140. По таблице: создание сил отталкивания (между лепестками) - применение электростатических сил (раздел 4.2).

Контрольный ответ - а.с. 755247: перед обдуванием (т.е. во время Т2) лепестки раскрывают воздействием электростатического заряда.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.