Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 9. Анализ хода решения






Шаг 9.1. Сравнение реального хода решения задачи с теоретическим
Шаг 9.2. Сравнение результата с данными информационного фонда ТРИЗ

Каждая решенная по АРИЗ задача должна повышать творческий потенциал человека. Но для этого необходимо тщательно проанализировать ход решения. В этом смысл девятой (завершающей) части АРИЗ.

ШАГ 9.1. Сравнить реальный ход решения данной задачи с теоретическим (по АРИЗ). Если есть отклонения, записать.

ШАГ 9.2. Сравнить полученный результат с данными информационного фонда ТРИЗ (стандарты, приемы, физэффекты). Если в информационном фонде нет подобного принципа, записать его в предварительный накопитель.

ВНИМАНИЕ!

АРИЗ-85-В опробован на многих задачах - практически на всем фонде задач, используемом при обучении ТРИЗ. Забывая об этом, иногда " с ходу" предлагают усовершенствования, основанные на опыте решения одной задачи. Для этой одной задачи предлагаемые изменения возможны и хороши (допустим!), но, облегчая решение одной задачи, они, как правило, затрудняют решение всех других...

Любое предложение желательно вначале испытать вне АРИЗ (так было, например, с методом ММЧ). После введения в АРИЗ каждое изменение должно быть опробовано разбором как минимум 20-25 достаточно трудных задач.

АРИЗ постоянно совершенствуется и потому нуждается в притоке новых идей, но эти идеи должны быть сначала тщательно проверены.

 

ТАБЛИЦА 1 СХЕМЫ ТИПИЧНЫХ КОНФЛИКТОВ В МОДЕЛЯХ ЗАДАЧ

1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ А действует на Б полезно (сплошная стрелка), но при этом постоянно или на отдельных этапах возникает обратное вредное действие (волнистая стрелка). Требуется устранить вредное действие, сохранив полезное действие. ПРИМЕРЫ - Задача об отделении опалубки после затвердевания бетона (Техника и наука, 1981, № 5-7); - задача о размыкателе (Техника и наука, 1981, № 3-5); - задача о мешалке для расплава стали (Техника и наука, 1981, № 8).
2. СОПРЯЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ Полезное действие А на Б в чем-то оказывается вредным действием на это же Б (например, на разных этапах работы одно и то же действие может быть то полезным, то вредным). Требуется устранить вредное действие, сохранив полезное. ПРИМЕР - Задача о вводе порошка в расплав металла (Техника и наука, 1980, № 8).
3. СОПРЯЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ Полезное действие А на одну часть Б оказывается вредным для другой части Б. Требуется устранить вредное действие на Б2, сохранив полезное действие на Б1. ПРИМЕР - Задача о " Бегущей по волнам" (Техника и наука, 1981, № 2).
4. СОПРЯЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ Полезное действие А на Б является вредным действием на В (причем А, Б и В образуют систему). Требуется устранить вредное действие, сохранив полезное и не разрушив систему. ПРИМЕР - Задача о кабине стратостата (Техника и наука, 1980, № 2).
5. СОПРЯЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ Полезное действие А на Б сопровождается вредным действием на само А (в частности, вызывая усложнение А). Требуется устранить вредное действие, сохранив полезное. ПРИМЕР - Задача о паяльнике (Техника и наука, 1980, № 4).
6. НЕСОВМЕСТИМОЕ ДЕЙСТВИЕ Полезное действие А на Б несовместимо с полезным действием В на Б (например, обработка несовместима с измерением). Требуется обеспечить действие В на Б (пунктирная стрелка), не меняя действия А на Б. ПРИМЕРЫ - Задача об измерении диаметра шлифовального круга в процессе работы (Техника и наука, 1980, № 7); - задача о киноаппарате и гермошлеме (Техника и наука, 1981, № 9).
7. НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЕ А оказывает на Б одно действие, а нужны два равных действия. Или А не действует на Б. Иногда А вообще не дано: надо изменить Б, а каким образом - неизвестно. Требуется обеспечить действие на Б при минимально простом А. ПРИМЕРЫ Задача о смазке валков при прокате (Техника и наука. 1981. №7-8); задача о получении высокого давления (Техника и наука, 1979, №6).
8. " БЕЗМОЛВИЕ" Нет информации (волнистая пунктирная стрелка) об А, Б или взаимодействии А и Б. Иногда дано только Б. Требуется получить необходимую информацию.
9. НЕРЕГУЛИРУЕМОЕ (В ЧАСТНОСТИ, ИЗБЫТОЧНОЕ) ДЕЙСТВИЕ А действует на Б нерегулируемо (например постоянно), а нужно регулируемое действие (например, переменное). Требуется сделать действие А на Б регулируемым (штрих-пунктирная стрелка). ПРИМЕРЫ Задача о сливе стекла из ковша (Техника и наука. 1979. №10); задача об ампуле (Техника и наука. 1981. №9).

 

ТАБЛИЦА 2 РАЗРЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

  ПРИНЦИПЫ ПРИМЕРЫ
  Разделение противоречивых свойств в пространстве. А.с. № 256708: для пылеподавления при горных работах капельки воды должны быть мелкими. Но мелкие капли образуют туман. Предложено мелкие капли окружать конусом из крупных капель.
  Разделение противоречивых свойств во времени. Стандарт 2.2.3.(в Системе-76) А.с. № 258490: ширину ленточного электрода меняют в зависимости от ширины сварного шва.
  Системный переход 1а: объединение однородных или неоднородных систем в надсистему. Стандарт 3.1.1. А.с. № 722624: слябы транспортируют по рельгангу впритык один к другому, чтобы не охлаждались торцы.
  Системный переход 1б: от системы к антисистеме или сочетанию системы с антисистемой. Стандарт 3.1.3. А.с. № 523695: Способ остановки кровотечения - прикладывают салфетку, пропитанную противогруппной кровью.
  Системный переход 1в: вся система наделяется свойством С, а ее части - свойством анти-С. Стандарт 3.1.5. А.с. № 510350: рабочие части тисков для зажима деталей сложной формы: каждая часть (стальная втулка) твердая, а в целом зажим податливый, способен менять форму.
  Системный переход 2: переход к системе, работающей на микроуровне. Стандарт 3.2.1. А.с. № 179479: вместо механического крана - " термо-кран" из двух материалов с разными коэффициентами теплового расширения. При нагреве образуется зазор.
  Фазовый переход 1: замена фазового состояния части системы или внешней среды. Стандарт 5.3.1. А.с. № 252262: cпособ энергоснабжения потребителей сжатого газа в шахтах - транспортируют сжиженный газ.
  Фазовый переход 2: " двойственное" фазовое состояние одной части системы (переход этой части из одного состояния в другое в зависимости от условий работы) Стандарт 5.3.2. А.с. № 958837: теплообменник снабжен прижатыми к нему " лепестками" из никелида титана: при повышении температуры " лепестки" отгибаются, увеличивая площадь охлаждения.
  Фазовый переход 3: использование явлений, сопутствующих фазовому переходу. Стандарт 5.3.3. А.с. № 601192: приспособление для транспортировки мороженых грузов имеет опорные элементы в виде брусков льда (снижение трения за счет таяния).
  Фазовый переход 4: замена однофазового вещества двухфазовым. Стандарты 5.3.4 и 5.3.5. А.с. № 722740: cпособ полирования изделий. Рабочая среда состоит из жидкости (расплава свинца) и ферромагнитных абразивных частиц.
  Физико-химический переход: возникновение - исчезновение вещества за счет разложения - соединения, ионизации - рекомбинации. Стандарты 5.5.1 и 5.5.2. А.с. № 342761: для пластификации древесины аммиаком осуществляют пропитку древесины солями аммония, разлагающимися при трении.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.