Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема идеала в современности






Щепановская С.В.

«Идеал» и «Утопия»

В

Поле смысла

Цивилизационного

Прогресса

Проблема идеала в современности

 

Человеческое становление имеет свои временные особенности. Мы видим, что сейчас, когда человек появляется в мире и хочет найти себя, он сталкивается с отсутствием уникального культурного поля для самоидентификации. Он практически не имеет никакой ценностной инициации со стороны общества. И ему приходится находить её самому. В этом поиске он обращается к древним истинам и к классическим формам, его душа реагирует на них, так как они не сразу понятны и ясны, несут таинственность, а значит, пробуждают мысль. Основные сочинения древних культур, которые дошли до нас как основы целых культур (такие как «Дао де Цзин», «Тибетская книга мертвых»), доносят чистоту проживания истины, о которой повествуют. Через них человек желает восстановить свою идентичность, связь со своим внутренним истоком.

И в современной ситуации отсутствия культурной инициации, он может опираться только на обнаруженное им самим существо своей глубинной природы, на намечающийся свой способ действия. На собственные озарения, которые намекают ему, в какую сторону двигаясь, мир осветиться подлинностью полнее. И в связи со всем этим – растущий изнутри него новый идеал как некоторый центр личности, который он будет желать воплотить через себя всю жизнь. В этой ситуации может родится высокая по степени творческого вклада в собственную идентификацию личность, или идентификация может быть совсем поверхностной. Этот разрыв очень ощутим.

Но у тех, кто вышел на собственную тропу истины человеческой экзистенции, появляется желание – помочь тем, кто запутался в многообразии культурного материала, которая выглядит как хаотическая данность без единства, выйти к перспективе жизни, имеющей ценность. Причина направленности на других состоит еще и в том, что идеал, который создан собой и для себя, имеет намного меньше реальности, когда не разделен с другими. И чем большее количество носителей сознания несчастны и запутаны, тем более мрачен общий их человеческий мир.

Стоит акцентировать, что формирующийся сейчас идеал есть не что иное, как то, что формируем своим представлением сейчас мы – живые поколения и каждое конкретное сознание, выявляем тот идеал человека, который хочет выразиться именно так в данную эпоху, поэтому срабатывают как истинные только определенные слова и идеи. И сейчас то, что хочет выразиться – формируется в виде идеала, а не утопии. Поскольку идеал скорее связан с моделью человека и его поведения, утопия же – с обществом. Истина современного идеала – говорит о прогрессе внутреннем и личностном росте.

Поэтому если человек не формирует свою собственную нравственность, не ставит сам себе некоторых ограничений, то у него их и нет, так как внешние он не признает. Только найдя свои внутренние основания, наложив на свою свободу добровольное ограничение направлять свои усилия к идее блага, человек становится нравственным.

Можно наблюдать в мире весьма деструктивные тенденции. Они имеют своим источником онтологическую растерянность. Вненаходимость, о которой пишет Сартр и Хайдеггер, сейчас многие люди имеют как свою экзистенциальную данность. Безусловно, то, что отражает понимание вненаходимости человека имеет свое основание в самом человеческом бытии и в этом смысле всегда было. Но вместе с тем, его и не было, пока его не осознали, оно не замечалось, пока оно не стояло как проблема. Сейчас же осознание человеческой вненаходимости произошло, а также – зависимости качеств его реальности и его представлений о мироздании от расстановки его ценностей, поэтому идеалы совместного прогресса были поколеблены, на мечту общего был будто наложен запрет. Но, философия истории Гегеля помогает понять: то уникальное, что каждый формирует внутри себя как только свое, на самом же деле является для его времени неким единым для всех идеалом. В действительности же мы общаемся друг с другом и, мысля вместе, выкристаллизовываем этот идеал. Мы чувствуем друг через друга, верно ли направлена мысль, и куда именно идя, она выявляет то, что свежо и ново для сознания, что имеет потенциал тайны и может служить перспективой, а какой путь сейчас не имеет резонанса и заводит мысль в тупик.

Но человек может выйти за границы своего идеала к самому источнику его формирования. Источник – это то бытие, откуда приходят эти изменения, то бытие, что запускает процессы. Тогда идеал воспринимается – как конечная форма, через которую идет бесконечная энергия истины. Поэтому важно сохранять не форму идеала, а источник порождения этих конечных форм.

Вот к какому восприятию истины подталкивает разнообразие культур вокруг, архив развития мысли. Именно такая разнородность может подвести больше людей к творческому видению реальности. И в нём – брезжит новый идеал человека. Творческого, играющего в мироздании с разнообразием форм, структур и смыслов самого бытия!

Абстрактная беспощадная идея совершенства, так угнетающая каждого из нас в своей абсолютности, через идею уникальной целостной личности, которая растит сама себя, выводит как к тяжести ответственности за свой собственный проект, как у Сартра, но это тогда, когда проект противопоставлен другим и не доверяет благу, которое всегда остается общим. – так и к легкости игры, которая легка тем, что действие во благо, при осознании и принятии собственного могущества как источника благости, он становится героем, который не повержен судьбой. Новый герой сам ставит себе ограничения, определив себя к благу. Благу как " да" собственному способу продуктивности во имя идеала. Пусть это конструктивное разрушение уже умирающих понятий-смыслов. Но во имя чего? Каков источник этого действия? Это хорошо бы почувствовать. Понять его характер и направленность.

Но необходима ли эта направленность? Постараюсь рассмотреть ее через феномен «перспективы», через которую появляется представление о будущем, а значит некоторый идеал, который всегда обладает некоторой целостностью. Эту целостность обычно именуют «утопией».

Утопия для нас – это то, что задает вектор для развития культуры. Поэтому именно ее отсутствие и присутствие показывает нам ренессанс и декаданс культурного целого.

Утопия поэтому – одна из основ культуры как основание ее прогресса, стимул ее порождения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.