Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы народонаселения






Проблемы народонаселения, то есть населения Земли, увеличиваются с каждым годом. Этим взволнованы все люди, которым не все равно, в каком состоянии находится и будет находиться планета, на которой живут они и будут жить их дети. Поэтому специалистами всего мира - экологами, социологами, психологами, антропологами - проводится большое количество исследований, касающихся проблем народонаселения планеты, и от результатов можно прийти в ужас.

 

К подобного рода проблемам можно отнести рост численности населения, рост в геометрической прогрессии. Население Земли будет увеличиваться при условии превышения темпов смертности темпами рождаемости. В настоящее время все именно так и происходит. Ежегодный прирост населения, колеблющийся от 1 до 3%, может показаться небольшим, но такие экспоненциальные показатели означают огромное увеличение численности за столетний период. Например, при коэффициенте ежегодного прироста в 3%, через 100 лет численность населения возрастет на 922%.

Еще одна проблема - это то, что в основном рост населения идет за счет развивающихся стран, что создает нагрузки на природные и финансовые ресурсы, затрудняя подъем уровня жизни. К тому же, население этих стран испытывает недостаток продовольствия уже сейчас, а что будет, когда численность возрастет в два раза, трудно предугадать. Но в целом рост численности населения и в развивающихся, и в экономически развитых странах приводит к деградации и истощению ресурсов.

Еще одна заметная проблема в ряду проблем, связанных с народонаселением, - это урбанизация и рост городов. Во всех станах мира рост городского населения продолжается. Растут также и темпы роста городов. Это особенно характерно для развивающихся стран, что является отражением высоких темпов естественного прироста населения и быстрой внутренней миграции из сельской местности в города. В результате многие города развивающихся стран перенаселены людьми, живущими в нищенских условиях трущоб. Города являются центрами экономического развития, сосредоточения населения и культуры. Но вместе с тем в них концентрируются твердые отходы, отмечаются высокие уровни шума, загрязнения воздуха и воды, стрессы и высокий процент заболеваемости. Городские системы - неустойчивы. Они зависят от внешних экосистем, поставляющих им воду, продовольствие, энергию и другие ресурсы и поглощающих некоторые накопившиеся городские отходы.

Если современные тенденции роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов будут продолжаться, в течение следующего столетия мир подойдет к пределам роста. В результате, скорее всего, произойдет неожиданный и неконтролируемый спад численности населения и резко снизится объем производства.

Можно изменить тенденции роста и прийти к устойчивой в долгосрочной перспективе экономической и экологической стабильности. Состояние глобального равновесия можно установить на уровне, который позволяет удовлетворить основные материальные нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации личного потенциала.

 

69. Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности В сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношений на федеральном и региональном уровнях основными направлениями региональной политики являются:

-экологически обоснованное размещение производительных сил;

-экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

-рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

-предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

-совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

Государственная политика экологической безопасности базируется на:
-введении принципа " платит природопользователь и загрязнитель", обязательности компенсации ущерба, нанесенного здоровья человека и окружающей ущерба, нанесенного здоровью человека и окружающей среде и социальной защиты пострадавших по экологическим причинам.
-разрешительном порядке осуществления производственной и иной деятельности, способный создать угрозу экологической безопасности населения.
-своевременном выявлении и восстановлении нарушенных территории, экосистем и природных комплексов.
-обеспечение полной, достоверной и своевременной информацией граждан и организаций об экологической опасности и осуществляемой деятельности в области экологической безопасности.
-соблюдении норм международного права, выполнении международных договоров Республики Казахстан, регламентирующих охрану окружающей среды и природопользование.
-обязательном участии в международной деятельности в области обеспечения экологической безопасности.
Стратегические цели и задачи экологической безопасности включают:
-введение единой системы мониторинга за состоянием окружающей среды;
-оценку состояния качества природной среды, экологическое районирование и специальное картографирование территории Республики Казахстан;
-создание системы природоохранного законодательства, регламентирующего охрану окружающей среды и управление природопользованием;
-совершение системы экологического контроля и нормирования;
-планирование природопользования, разработка экологических программ, схем охраны окружающей среды и устойчивого природопользования;
-развитие системы экологического преобразования и воспитания;
-создание экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования;
-разработку программ международного сотрудничества по проблемам охраны окружающей среды, природопользования и защиты от стихийных бедствий.
Основные стратегические направления реализации настоящей Концепции - обеспечение устойчивого социально-экономического и человеческого развития республики путем создания и внедрения ресурсосберегающих экологически чистых технологий, модернизации и совершенствования существующих производственных процессов.

Научные основы оценки…

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Оценка воздействия на окружающую среду предназначена для выявления характера, интенсивности, степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Оценка воздействия это при разработке проектной продукции процедура определения характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и последствий этого воздействия. В соответствии с требованиями " Порядка разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" СП 11-101-95 составление оценки обязательно при разработке обоснования инвестиций в строительство объектов различного назначения. 1.2. Оценка воздействия при обосновании инвестиций в строительство проводится для определения негативных последствий намечаемой хозяйственной деятельности на предпроектной стадии, предупреждения путем разработки определенных мероприятий возможной деградации окружающей среды под воздействием проектируемого объекта и должна предшествовать принятию решения об осуществлении проекта хозяйственной деятельности. 1.3. Ответственность за организацию и проведение оценки при разработке обоснования инвестиций возлагается на заказчика (инвестора) проекта. 1.4. Заказчик (инвестор) обеспечивает финансирование оценки воздействия объекта на окружающую среду и связанного с ее проведением сбора необходимых исходных данных. Финансирование оценки должно быть предусмотрено при разработке обоснований инвестиций. 1.5. Сбор необходимых данных, проведение оценки и оформление результатов осуществляет разработчик предпроектной документации с привлечением в необходимых случаях специализированных организаций. Разработчик несет ответственность за полноту, качество оценки и достоверность используемой при ее проведении информации. 1.6. Разработка оценки воздействия выполняется в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, нормативных документов, утвержденных Госкомэкологией России и Госстроем России, а также нормативных актов местной администрации, регулирующих природоохранную деятельность в намечаемом районе размещения объекта. 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 2.1. Для проведения оценки воздействия объекта строительства на окружающую среду разработчик выявляет: - существующие характеристики состояния окружающей среды о районе расположения объекта; - виды, основные источники и интенсивность существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе; - характер, объем и интенсивность предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации; - возможность аварийных ситуаций на объекте и их последствия; - изменения параметров окружающей среды под воздействием проектируемого объекта (намечаемой хозяйственной деятельности); - экологические к социальные последствия строительства и эксплуатации объекта. 2.2. При проведении оценки воздействия объекта на окружающую среду для обоснования инвестиций проводят анализ: - различных способов осуществления хозяйственной деятельности, требований к строительству производственных объектов, применяемым технологиям и издержкам производства по вариантам намечаемой деятельности; - характера использования и объемов (количества) природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, условий их транспортировки и хранения; - количества отходов производства, степени их токсичности, условий складирования, захоронения или утилизации; - возможности использования полуфабрикатов и отходов в других отраслях хозяйства. 2.3. При проведении оценки воздействия должны рассматриваться альтернативные варианты размещения объекта и технические решения, снижающие негативные последствия намечаемой деятельности. К последним относят замену отдельных технологий на другие более совершенные, применение нового оборудованы и агрегатов, улучшение условий складирования отходов и т.п. Рассмотренные варианты и решения должны быть увязаны с эколого-экономической оценкой осуществления различных вариантов инвестиционного проекта. 2.4. Сбор и анализ характеристик, перечисленных в пп. 2.1 - 2.2, проводится для всех альтернативных вариантов осуществления хозяйственной деятельности и вариантов возможного размещения объекта. 2.5. Результаты проведения оценки должны быть подкреплены экономическими расчетами. При этом следует учитывать затраты на реализацию различных вариантов проекта, компенсационные выплаты, размер платежей и выплат за использование природных ресурсов и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, затраты на производство и сбыт продукции, на содержание объектов социально-бытовой сферы и другие расходы, связанные с осуществлением намечаемой деятельности. 2.6. По всем вариантам намечаемой деятельности должна быть рассчитана в соответствии с требованиями нормативных документов экономическая эффективность затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.