Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика водопроводно-канализационного хозяйства Санкт-Петербурга






Оказание услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города осуществляется предприятием «Водоканал». Рассмотрим развитие водопроводно-канализационного хозяйства на примере Санкт-Петербурга, где функционирует одно из передовых предприятий страны в данной области Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее Предприятие). Данное предприятие является коммерческим и владеет закрепленным за ним собственником имуществом на праве хозяйственного ведения. Предприятие контролируется городской администрацией и как субъект хозяйственной деятельности обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Санкт-Петербурга и Уставом.

Предприятие обладает всей полнотой прав и обязанностей по осуществлению своей хозяйственной деятельности, но подчиняется и подконтрольно:

Комитету по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга как своему учредителю и представителю собственника имущества предприятия по вопросам распоряжения недвижимым имуществом;

Комитету по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга как отраслевому органу Администрации Санкт-Петербурга по вопросам текущей деятельности предприятия.

Миссией ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» является предоставление жителям и организациям Санкт-Петербурга услуг водоснабжения и водоотведения и обеспечение эффективной эксплуатации и экологически безопасного направления развития водопроводно-канализационного хозяйства Санкт-Петербурга.

Деятельность Предприятия базируется на трех ключевых принципах (целях), сформулированных в Плане корпоративного развития ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Качество продукции. Продукцией Предприятия является вода питьевого качества и прошедшие очистку сточные воды. Предприятие обязывается осуществлять очистку, подачу и распределение питьевой воды, а также отводить и очищать сточные воды в соответствии с установленными показателями качества и стандартами.

Предоставление услуг потребителям. Предприятие обязывается внимательно относиться к нуждам потребителей как в рамках общей политики и стратегии своей деятельности, так и в процессе непосредственных контактов с потребителями. Корпоративная культура, ценности, правила и стандарты организации направляются на повышение качества оказываемых потребителям услуг и обеспечения максимальной эффективности работы с потребителями. Также предприятие обязывается дать потребителям возможность оценивать ка-чество своей работы.

Служба обществу в целом. Предприятие считает своей обязанностью обеспечивать максимальную эффективность хозяйственно-финансовой деятельности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с учетом требований к охране окружающей среды, относиться ко всем группам потребителей справедливо и объективно, проводить среди потребителей разъяснительную работу в области водопользования и охраны окружающей среды.

Предприятие обслуживает около 4, 7 млн чел. Источником водоснабжения для Санкт-Петербурга в основном является река Нева, дебит которой составляет приблизительно 2 500 м /с. Качество воды в реке в целом можно признать удовлетворительным по физико-химическим показателям уже сегодня, но для улучшения биологических показателей необходимо переключение прямых выпусков сточных вод на канализационные коллекторы городской системы канализации или обеспечение их очистки на локальных очистных сооружениях.

По данным 2001 г. объем производства воды составил около 2 689 тыс. м /сут., а объем сточных вод, прошедших биологическую очистку на очистных сооружениях канализации Предприятия, 2 422 тыс. м /сут.

На сегодняшний день в городе сбрасывается без очистки 32% или 1 130 тыс. м ежесуточно всех сточных вод города. Сброс неочищенных сточных вод осуществляется через 175 прямых бытовых и общесплавных выпусков, находящихся на балансе Предприятия, и 251 прямой выпуск промышленных предприятий города (по состоя-

нию на 1 января 2002 г.). Кроме того, следует учесть, что Санкт-Петербург имеет комбинированную систему канализации: 70% территории города канализовано по общесплавной системе, 30% по раздельной. В районах с раздельной системой канализации поверхностные воды (дождевые и талые) сбрасываются в водоемы без очистки.

Регулирование тарифов Предприятия на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляет Администрация Санкт-Петербурга и Законодательное Собрание на основании предложений, подготовленных ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Предложения по изменению тарифов для населения вносятся губернатором Санкт-Петербурга на рассмотрение Законодательного Собрания и, при положительном решении, оформляются принятием соответствующего Закона Санкт-Петербурга. Тарифы для прочих потребителей устанавливаются распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга. В целом следует отметить, что процедура утверждения годовых планов работ и изменений тарифов является чрезвычайно длительной.

Сроки изменения тарифов до последнего времени были не синхронизированы с циклом годового планирования. Это означало, что при подготовке планов работ на следующий год Предприятие вынуждено было брать за основу тарифы прошлого года и корректировать планы работ в том случае, если в течение года в тарифы вносились изменения.

С целью обеспечения лучшего понимания и формулирования ключевых аспектов внутренних условий работы ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», а также внешних факторов, оказывающих влияние на способность Предприятия к достижению своих хозяйственных целей, сопоставим основные аспекты в табл. 7, 1.

Все перечисленные факторы как внешние, так и внутренние -могут либо способствовать, либо мешать развитию ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Факторы, представленные над горизонтальной линией, носят позитивный характер и будут стимулировать развитие, в то время как факторы, представленные под этой линией, будут его тормозить в том случае, если им не будет уделяться соответствующее внимание. Предприятию важно использовать свои сильные стороны и возможности для достижения своих целей наряду с принятием мер, направленных на минимизацию негативного эффекта слабых сторон и рисков, перечисленных под горизонтальной линией.

Таблица 7.1 Сравнительный анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»

 

Внутренние факторы Внешние факторы
Сильные стороны. Сильное руководство, заглядывающее в будущее. Способность к работе в тяжелых условиях. Понимание местных условий. Решительный подход к осуществлению преобразований. Устойчивый процесс совершенствования организационной структуры. Признанное лидерство в секторе водного хозяйства России. Опыт работы с иностранными финансовыми институтами. Возможность использовать техническое содействие и финансирование со стороны иностранных партнеров. Налаженные связи с поставщиками и подрядчиками. Возможность использования современных ивысокоэффективных материалов и оборудования для выполнения работ Возможности. Существующий спрос на высококачественные услуги водоснабжения и водоотведения. Поддержка Администрацией города планов развития Предприятия. Поддержка экологических проектов в Законодательном собрании города. Проекты сотрудничества с зарубежными партнерами. Поддержка в реализации Программы защиты региона Балтийского моря со стороны скандинавских стран и федерального правительства. Консультации по широкому кругу вопросов, предоставляемые международными консалтинговыми фирмами. Богатые источники водоснабжения (р. Нева)
Слабые стороны. Недостаточная реализация делегированных полномочий наразличных уровнях управления. Очень большая нагрузка на руководителей высшего звена. Ограничения, связанные с влиянием технических и технологических решений, принятых в прошлом. Несовершенство систем внутренней коммуникации. Несовершенство информационных систем. Необходимость дальнейшего совершенствования организационной и управленческой структуры Риски. Нестабильная экономическая ситуация в стране. Высокий уровень инфляции. Сохранение неблагоприятной ситуации с дебиторской задолженностью. Сложности в реализации тарифной политики. Высокие затраты на мероприятия, направленные на достижение соответствия стандартам ХЕЛКОМ. Отсутствие альтернативного источника водоснабжения. Отсутствие взаимопониманияпри


Существующую структуру управления производственной и финансово-хозяйственной деятельностью можно условно разделить на несколько уровней.

Уровень 1 генеральный директор, Совет директоров, основные функции которых:

формирование долгосрочной политики и организация стратегического планирования;

распределение ресурсов и капитальных вложений;

контроль производственно-хозяйственной деятельности филиалов и аппарата управления;

научно-техническая политика;

формирование Программы изменений;

регулирование социальных аспектов деятельности Предприятия;

создание корпоративной философии (культуры).

Уровень 2 заместители генерального директора по направлениям и директора департаментов и управлений администрации Предприятия.

Уровень 3 директора производственных филиалов,

Финансирование капиталовложений на предприятии

В течение нескольких последних лет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществляет свою деятельность на принципах самофинансирования, за исключением ограниченных ассигнований, выделяемых федеральным и местным бюджетами на капитальное строи-

тельство и реконструкцию объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Поэтому многие технические предложения в области капитальных инвестиций не были реализованы на практике, главным образом, из-за недостатка финансовых средств.

Средства городского бюджета выделяются только на строительство головных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства Санкт-Петербурга.

Для более полного финансирования, реализации крупных проектов, внедрения современных технологий, изучения и использования опыта передовых европейских предприятий водоснабжения и водоотведения недостаточно собственных средств и ассигнований, выделяемых из вышестоящих бюджетов. Необходимо привлечение инвестиций как иностранных, так и отечественных. Уже в течение нескольких лет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» сотрудничает с международными финансовыми организациями, различными экологическими фондами и крупными компаниями, заинтересованными в реализации экологических проектов. В настоящее время Предприятие реализует долгосрочную Программу развития водного сектора, направленную на модернизацию действующих и строительство новых сооружений и сетей водоснабжения и водоотведения.

Среди основных кредиторов и доноров ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» необходимо отметить Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Северный инвестиционный банк (СИБ), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), программу ТАСИС, Министерство окружающей среды Финляндии (МОС Финляндии) и др.

Все вышеуказанные организации и ведомства заинтересованы в улучшении экологической ситуации в регионе Балтийского моря и действуют в соответствии с Хельсинской конвенцией по защите морской среды района Балтийского моря от 1992 г. (ХЕЛКОМ).

В настоящий момент ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» необходимо решать задачу повышения качества обслуживания населения и прочих потребителей в области водоснабжения и водоотведения. При I этом Предприятие сталкивается со следующими проблемами:

высокий износ инженерных сетей (65, 4%) и основных фондов (56, 8%);

несоответствие существующих технологических схем очистки подаваемой потребителям воды уровню загрязненности водоисточника;

высокий объем потерь воды при транспортировке (16, 4%);

недостаточная мощность очистных сооружений;

недостаточный уровень качества очистки сточных вод;

высокий объем водопотребления.

В сложившейся ситуации Предприятию необходимо действовать в нескольких направлениях:

привлечение сторонних средств займов, средств доноров (грантов);

снижение водопотребления;

снижение себестоимости производимой продукции;

осуществление коммерческой деятельности, сопутствующей основной.

Привлечение сторонних средств необходимо для строительства новых производственных мощностей, реконструкции и модернизации старых, внедрения современных технологий, т. е. тех мероприятий, которые не могут быть выполнены только за счет собственных средств.

Снижение водопотребления позволяет уменьшить мощности головных сооружений водопровода и канализации, т. е. снизить потребность в капитальных вложениях.

Снижение себестоимости производимой продукции влияет на объем прибыли, поступающей от тарифа, т. е. позволяет повысить объем собственных средств, которые могут быть направлены на финансирование инвестиций.

Осуществление коммерческой деятельности, сопутствующей основной, позволяет получить дополнительную прибыль, которая может быть направлена на финансирование инвестиций, а также повысить инвестиционную привлекательность Предприятия.

По каждому из указанных направлений необходима разработка мероприятий, позволяющих достигнуть поставленной цели.

Среди мер, которые Предприятие в состоянии выполнить за счет собственных средств, можно предложить следующие:

проведение мероприятий по энергосбережению;

замена поставок импортных материалов и оборудования на более дешевые аналоги отечественного производства;

совершенствование и оптимизация технологических процессов;

оптимизация маршрутов следования автотранспортных средств с целью экономии горюче-смазочных материалов.

В качестве возможных вариантов ведения непрофильной деятельности можно выделить несколько направлений:

производство биогаза;

сдача в аренду земли, помещений;

оказание услуг по проектированию и строительству инженерных коммуникаций;

производство питьевой воды в таре.

Одним из самых важных направлений развития сопутствующей деятельности может стать производство биогаза. Интерес к использованию биогаза как одного из перспективных источников энергии в последние годы продолжает возрастать.

Биогаз образуется в метантенках при сбраживании осадков сточных вод на очистных сооружениях. Направления использования биогаза обширны: от непосредственного сжигания в установках различной производительности до совместной выработки тепловой и электрической энергии или подпитки биогазом сетей природного газа.

Расчеты технико-экономических показателей использования биогаза очистных сооружений для совместной выработки тепла и электроэнергии представлены в табл. 7.2.

Использование биогаза для совместной выработки тепла и электроэнергии позволит на 60% удовлетворить энергетические потребности очистных сооружений. Учитывая, что потребление электроэнергии Предприятием в 2002 г. составило 816, 3 млн м3, сумма экономии может быть очень значительной. В дальнейшем при внедрении более совершенных технологий осаждения осадка и производства биогаза можно осуществлять его продажи в качестве автомобильного топлива или запитывания им газовых плит.

Таблица 7.2 Технико-экономические показатели установок по использованию биогаза метантенков канализационных очистных сооружений

 

Производительность Приведенное Количество Срок
очистных сооружений, количество биогаза, окупаемости.
тыс. м3/сут. жителей, тыс. чел. тыс. м3/год лет
  333, 3 2 707 6, 9
  583, 3 4 737 5, 3
  1 166, 7 9 475 2, 4
  1 666, 7 16 534 2, 1
  2 333, 3 18 947 1, 4
  3 000, 0 24 360 1, 1
  3 333, 3 27 068 1, 05

Как возможный вариант ведения коммерческой деятельности следует рассмотреть производство бутилированной питьевой воды. Емкость российского рынка бутилированной питьевой воды составляет около 700 млн долл. США в год.

Все вышеуказанные мероприятия по привлечению инвестиционных средств на развитие систем водоснабжения и водоотведения требуют строгого и продуманного подхода, так как они могут повлечь за собой необратимые изменения, ухудшение и так непростой социально-экономической ситуации. Необходимо учитывать как передовой опыт европейских водоканалов, так и ошибки, произошедшие при реконструкции наших соседей прибалтийских стран. Результатом же всей работы должны стать обоснованные и эффективные инвестиционные проекты с участием привлеченного капитала, учитывающие социально-экономические последствия их реализации и, в конечном счете, улучшение качества обслуживания населения в сфере водопроводно-канализационного хозяйства.

Контрольные вопросы

1. Состав и структура инженерно-энергетического комплекса города.

2. Особенности функционирования и оценка ситуации ИЭК города.

3. Содержание структурной реформы ИЭК города.

4. Зарубежный опыт регулирования естественных монополий ИЭК города

5. Оценка состояния и состав регионального энергетического комплекса.

6. Содержание реформы электроэнергетики и ее влияние на развитие региональных энергетических комплексов.

7. Состав нормативно-правовой базы реформы электроэнергетики.

8. Основные понятия в сфере энергоснабжения страны и города.

9. Характерные особенности сферы теплоснабжения региона и города.

 

10. Роль коммунальной энергетики в составе инженерно-энергетического комплекса города.

11. Хозяйственно-правовые формы предприятий инженерно-энергетического комплекса города.

12. Виды предприятий, обеспечивающие население городов электричеством и природным газом.

13. Экономические основы функционирования водопроводно-канализационного хозяйства города.

14. Проблемы и пути развития водопроводно-канализационного хозяйства города.

15. Внутренние и внешние факторы развития водопроводно-канализационного хозяйства города (на примере Санкт-Петербурга).

16. Инвестиционный механизм развития водопроводно-канализационного хозяйства в крупном городе (на примере Санкт-Петербурга).

8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА

ТЕРРИТОРИИ ГОРОДОВ

Вопросы к теме

8.1. Сфера внешнего благоустройства города: оценка, проблемы, пути решения.

8.2. Экономические основы санитарной очистки и уборки территории города.

8.3. Механизм обращения твердых бытовых отходов (ТБО) города.

8.1. Сфера внешнего благоустройства города: оценка, проблемы, пути решения

Сфера благоустройства территории города включает в себя комплекс отраслей, обеспечивающих санитарное и техническое содержание территории, ее уборку и озеленение.

Состав сферы благоустройства: дорожное хозяйство, зеленое (садово-парковое) хозяйство, санитарная очистка, содержание водоемов, пляжей, кладбищ и прочих территорий, малые формы благоустройства.

Экономика: выполнение работ по смете (хозспособ) или по договору подряда.

Заказчик служба Заказчика или Комитет ЖКХ.

Подрядчики ремонтно-строительные и эксплуатационные дорожные организации, транспортные и садово-парковые организации, садово-парковые участки, специализированные предприятия и др.

Источник финансирования городской бюджет, внебюджетные фонды (дорожные) и др.

Проблемы: низкий уровень благоустройства территории, низкое качество проводимых работ, отсталые техника и технологии.

Причины: слабый менеджмент, ограничение конкуренции, нехватка ресурсов.

Пути решения проблем.

1. Использование современной техники и технологии.

2. Формирование конкурентной среды на конкурсной основе и привлечение организаций разных форм собственности.

3. Разработка системы стандартов.

4. Повышение уровня менеджмента.

На рис. 8.1 приведена схема взаимодействия органов власти города и предприятий ЖКХ в сфере внешнего благоустройства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.