Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод 7. Выработка отсутствия определенного поведения






Этот прием очень полезен в тех случаях, когда вам не надо получить от субъекта какую-то определенную деятельность, и вы просто хотите, чтоб он прекратил имеющийся тип поведе­ния. Например, наполненные брюзжанием и упреками теле­фонные звонки родственников, которых вы любите и не хоти­те причинить вред, применив метод 1, положив телефонную трубку, или методы 2 или 3, браня или высмеивая.

Я пользовалась методом 7, чтобы изменить способ своей ма­тери общаться по телефону. Будучи тяжело больной, в течение ряда лет, моя мать находилась в частной лечебнице. Я навеща­ла ее, когда могла, но основное наше общение происходило по телефону. Многие годы эти телефонные звонки доставляли мне неприятности. Разговоры большей частью, а иногда и исклю­чительно, касались ее проблем — болезни, одиночества, отсутствия денег. Действительные страдания, которые я была не в силах облегчить. Ее жалобы переходили в слезы, слезы — в об­винения, обвинения злили меня. Общения были столь тягост­ны, что я старалась избегать телефонных звонков.

Затем мне пришло в голову, что можно найти гораздо луч­ший способ. Я начала следить за своим собственным поведе­нием во время этих телефонных звонков. Я применила метод 4 и метод 7. Я сознательно стала стремиться к тому, чтобы ее жа­лобы и слезы подвергались угашению — метод 4, — отвечая на них только: «А», «Хм», «Да, да». Чтобы не достигалось ника­кого результата — ни положительного, ни отрицательного. Я не вешала трубку, не взрывалась; делала так, чтобы ничего не происходило. Затем я подкрепляла все, что не было жало­бой: вопросы о детях, новости в лечебнице, разговоры о пого­де, книгах, друзьях. На эти разговоры я откликалась с энтузи­азмом.

К моему изумлению, после двенадцати лет конфликтов за два месяца соотношение слез и недомоганий в наших ежене­дельных телефонных разговорах поменялось местами с прият­ной болтовней и смехом. Тревоги матери, с которых начина­лись телефонные разговоры — «Послала ли ты чек? Разгова­ривала ли с доктором? Не позвонишь ли ты моему агенту по социальному страхованию?» — превратились из навязчивых жа­лоб в обыкновенные просьбы. Отныне остальное время разго­вора было заполнено болтовней, воспоминаниями, шутками.

В юности моя мать была и теперь опять превратилась в оча­ровательную, остроумную женщину. В течение всей последу­ющей жизни я очень любила беседовать с нею лично и по те­лефону.

«Не является ли это уж слишком большим проявлением уме­лого управления?» — спросил меня однажды мой друг психи­атр. Безусловно. То, что происходило со мной прежде, тоже являлось чрезвычайно умелым управлением. Может быть, не­которые врачи сумели бы меня уговорить обращаться со сво­ей матерью по-другому, или ее со мной, а может, и нет. По-ви­димому, гораздо проще было четко сформулировать цель ме­тода 7. Что в действительности подкрепляется?

Все, кроме того, что вам нежелательно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.