Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным.






Согласно существующим в психологии определениям, ре­зультатом операций обобщения и абстрагирования у челове­ка является формирование понятий. Наряду с умозаключе­ниями и суждениями понятия являются формами мышления, которые фиксируют отличительные признаки предметов и яв­лений. Человек оперирует понятиями разного уровня. Наря­ду с конкретными, эмпирическими для него более характерно образование отвлеченных, абстрактных понятий, выражен­ных в словесной (символический) форме. В связи с этим у оте­чественных физиологов и особенно философов применение термина «понятие» при трактовке поведения животных часто вызывало возражения. Однако несомненная способность жи­вотных к высоким степеням обобщения и абстрагирования дик­тует необходимость его употребления.

Способность животных выделять и хранить в отвлеченной форме информацию о наиболее устойчивых свойствах предме­тов и явлений обозначается в мировой литературе терминами concept и concept-formation. Следует еще раз напомнить, что, говоря о «понятии» у животного, обычно подразумевают, что это понятие «довербальное» - (Фирсов, 1982; 1993), т. е. резуль­таты операций обобщения и абстрагирования хотя и хранятся в отвлеченной форме, но не выражаются словами. По нашему мнению, такая формулировка Л. А. Фирсова четко описывает определенный уровень когнитивной деятельности животных.

Критерием для определения уровней обобщения, доступ­ных животным, может быть степень разнообразия стимулов (или «диапазон отличий»), на которые они положительно ре­агируют в тесте на перенос (т. е. «узнают» обобщенный при­знак). По мнению ряда авторов (Фирсов, 1993; Mackitosch, 1985; 2000), на основе этого критерия можно надежно выделить, по крайней мере, два основных уровня обобщения, доступных жи­вотным, — «допонятийный» и «довербальный».

«Допонятийный» уровень обобщения. Он отражает спо­собность к обобщению стимулов по абсолютным характери­стикам, к выделению общего признака «в наглядно представ­ленных конкретных объектах». Критерий достижения этого уровня обобщения — способность к переносу ранее вырабо­танной реакции на новые стимулы той же категории. Мож­но сказать, что при этом отражение действительности осуще­ствляется в форме ощущений, восприятий, представлений. При этом формируется правило выбора (например, по сход­ству), но правило частное. Оно действует только в отноше­нии стимулов данной категории (в рассмотренном случае — цвета), а при предъявлении новых стимулов животному при­ходится учиться заново. Такое обобщение обеспечивает спо­собность, например, реагировать на любые предметы опреде­ленной формы или любые объемные фигуры, в отличие от плоских. Допонятийное обобщение — это именно тот уровень, который доступен большинству животных и который выяв­ляется обычными методиками. Долгое время считалось, что это единственный доступный им уровень (Протопопов, 1950; Ладыгина-Котс, 1963).

Довербальные понятия. На основе процессов обобщения и абстрагирования у животных могут формироваться также до-вербальные понятия. Это означает способность к более высо­кому уровню обобщения, когда информация о свойствах пред­метов и явлений хранится в более отвлеченной форме.

Такой уровень обобщения (формирование довербальных поня­тий) проявляется как способность к переносу правильных выбо­ров на более широкий диапазон стимулов, в том числе стимулов других категорий и других модальностей.

Так, в приведенном выше примере обучения птиц выбору по образ­цу из работы Уилсона и соавторов (Wilson et ai, 1985b) о наличии такого обобщении свидетельствовали правильные ответы галок на новые стимулы совершенно другой категории (не цвет, а раз­ные типы штриховки). В этом случае птицы, правильно решив­шие тест на перенос при первых же предъявлениях, выбирали об­разец не по частному правилу «сходство по цвету», а по более от­влеченному правилу «сходство вообще», применимому к любым стимулам.

 

Довербальные понятия обеспечивают адекватное поведе­ние также в совершенно других ситуациях и эксперименталь­ных процедурах. Например, в опытах О. Кёлера (Koehler, 1956) попугаи и ворон, сформировав обобщение об определенном чи­сле единиц, могли узнавать не только любое соответствующее множество одновременно предъявляемых зрительных стиму­лов, но и такое же число последовательно действующих звуко­вых сигналов. Наряду с этим они могли применить его, когда требовалось совершить столько действий, сколько элементов было изображено на образце.

Уровень довербальных понятий (по Л. А. Фирсову) достигается за счет процесса вторичного научения, когда животное переходит от наглядно-образной к более абстрактной, хотя и невербальной форме обработки и хранения информации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.