Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






признаки отклоняющегося поведения






Ориентации отклонения Степень отклонений
корыстная Агрессивная социально-пассивная Слабо выраженная устойчивая
Хищения, кражи, перекладывание на сослуживцев своих служебных обязанностей Оскорбления, посягательства на личное достоинство военнослужащих, их здоровье, демонстрация силы, враждебности Систематическое уклонение от выполнения служебных обязанностей, отчужденность, крайняя замкнутость Признаки отклонения проявляются периодически или выражены в недостаточной степени Признаки отклонений ярко выражены, проявляются регулярно

 

По этим признакам наблюдатели в подразделениях продолжают собирать исходную информацию, позволяющую офицеру уточнить состав наблюдаемых военнослужащих и составить уже подробную программу наблюдений. В ней, кроме уточненных целей и задач, объекта и предмета наблюдения, классификации признаков, исследователь уже предусматривает выделение наблюдаемых ситуаций с распределением усилий наблюдателей, единиц и категорий наблюдения, проектирование инструментария (карточек, протоколов, дневников наблюдения).

Здесь следует отметить, что при планировании ситуаций наблюдения важно иметь в виду, что в каждой из них отражается целый комплекс различных характерных черт, личностных качеств и показателей. Наиболее типичными ситуациями являются:

· учебные занятия. В них наглядно проявляется уровень общей подготовки, знаний, умений и навыков, степень старания и усердия воинов, сплоченность коллектива, его направленность на овладение воинским мастерством;

· перерывы между занятиями и часы отдыха. Здесь для наблюдателя могут представлять интерес тематика разговоров, лидеры мнений, их влияние на окружающих, точки зрения военнослужащих. Именно здесь можно многое понять в позициях людей, их настроении;

· выполнение хозяйственных работ. В этой ситуации исследователя могут интересовать отношение к труду, фактические лидеры, взаимоотношения между военнослужащими в процессе трудовой деятельности. Важно иметь в виду, что в условиях, характеризующихся большим объемом работ, неопределенностью обстановки, опасностью для здоровья и особенно в критических ситуациях (при пожаре, наводнении, землетрясении), наглядно проявляются целеустремленность и выдержка воинов, их дисциплинированность и товарищеская взаимовыручка, сплоченность воинского коллектива;

· развод и смена караула, несение службы во внутреннем наряде. Здесь можно выявить степень подготовленности воинов, уровень их знаний и умений, настрой на выполнение служебных обязанностей;

· вечерняя поверка, во время которой целесообразно обращать внимание на дисциплину строя, реакцию военнослужащих на служебные нагрузки.

Особый интерес представляют конфликтные ситуации, во время которых наиболее отчетливо проявляются взаимоотношения между военнослужащими и манера их поведения. Здесь важно зафиксировать зачинщиков и причины конфликта, его динамику, развязку и роли участников. При этом необходимо помнить, что предпосылками к их появлению обычно являются: отсутствие навыков общения, грубость, несовпадение взглядов, ложные направления завоевания авторитета, стремление главенствовать, демонстрация эгоизма, нечестность, паразитирование, применение грубой силы, назойливость, бесхарактерность, вздорность, эмоциональная несдержанность военнослужащих. Практически все это применительно к личности может выступать и признаками отклоняющегося поведения.

 

4.Метод экспертного опроса

Экспертный опрос позволяет получить интересующую информацию о военнослужащем кратким и эффективным способом - от специалистов в определенной области - экспертов. В подразделении экспертами могут быть командиры, офицеры воспитательных структур, старослужащие (они, как правило, осведомлены по широкому кругу вопросов службы и быта).

Наиболее простым видом экспертного опроса является заочный опрос экспертов. Метод состоит в том, что экспертам раздаются специально подготовленные опросные листы, в которых они должны изложить свое мнение по существу поставленных вопросов. Сбор мнений подобен свободному интервью и отличается от него лишь письменной формой опроса, которая дает возможность привлечь большое число экспертов.

Экспертный опрос предполагает также анализ независимых характеристик, который позволяет изучить общественное мнение личного состава по любым показателям служебной деятельности. Этот метод является средством объективного исследования в коллективе. Он основан на знании военнослужащими друг друга по их разнообразной совместной деятельности и хорошо дополняет другие методы изучения воинского коллектива.

Сущность метода независимых характеристик состоит в оценке по единой шкале несколькими опрашиваемыми независимо друг от друга личностных качеств и показателей служебной деятельности всех военнослужащих подразделения и в последующем обобщении их индивидуальных оценок. В полученных коллективных оценках взаимопогашаются возможные субъективные отклонения, что обеспечивает объективность результатов исследования.

5.Психологическое тестирование

Тест - это теоретически и практически обоснованная система высказываний, заданий, позволяющая получать измерения соответствующих психологических свойств.

Тестирование наиболее широко применяется в практической работе военного психолога. Выбор конкретной методики зависит от цели, объекта и условий исследований, профессиональной подготовленности психолога, материально-технического оснащения.

Следует больше уделять внимания военнослужащим:

· с низким уровнем общего развития;

· проживавшим до призыва в армию в трудных условиях;

· не имеющим среднего образования;

· допускающим нарушения правил несения службы и дисциплины.

С ними нужно чаще общаться, помогать в идейном и культурном росте, овладении своей боевой специальностью, выборе жизненной перспективы.

Находить в характере, делах и поступках воинов положительные стороны, всячески развивать их, добиваться, чтобы они стали определяющими в службе, жизни и во всей практической деятельности - долг каждою воспитателя.

Воспитатель обязан постоянно изучать характер, темперамент, способности, наклонности своих подчиненных. Он должен иметь представление о каждом из них. Жалкими выглядят те воспитатели, которые не могут вспомнить даже имени и фамилии подчиненных военнослужащих. А помнить их необходимо. Сохранились сведения о том, что Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Барка Ганнибал знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их бывало до 30 000 человек. А В Суворов, в подчинении которою было и более воинов, знал непременно каждого. Подобной феноменальной памятью отличались Наполеон, Александр 1, Николай II Они часто пользовались этим своим даром, что значительно способствовало их популярности среди солдат и офицеров.

Изучая особенности того или иного воина, лучше опираться не на один какой-либо метод, а использовать их комплекс. Сбор материалов об изучении воина целесообразно оформлять в виде протокола наблюдений, бесед, выписок из документов, записей. Все это вместе взятое составляет педагогический дневник офицера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.