Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и воинская деятельность






Понятие " личность" многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и других. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия " человек", " индивид", " личность", " индивидуальность".

Наиболее общим является понятие " человек" - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируются логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна жизнь, а тысяча жизней.

Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора.

Поскольку сознание, речь не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие " индивид" - как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся). Индивид - это понятие, отражающее принадлежность к человеческому роду. Индивидом справедливо можно считать и младенца, и даже умалишенного человека. Исходя из определения понятия индивида можно дать характеристику такой категории, как личность.

" Личность" - это сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Понятие личность - как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Быть личностью - это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за него перед собой и обществом, в котором живешь.

Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно контролировать собственное поведение, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести её бремя.

Не бывает двух личностей, которые были бы полностью схожи между собой. Поэтому в психологии введено понятие " индивидуальность". Индивидуальность - это неповторимое своеобразие каждой личности. Она выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем.

Отечественная психология обращает внимание на 3 важные характеристики личности:

· свойства личности - устойчивы, т. е. психологический склад человека относительно постоянен;

· в личности все психологические процессы взаимосвязаны. Следовательно, личность - это единое целое;

· личности свойственна активность, она стремится к познанию, к действию, к совершенствованию.

Исходя из всего этого, можно определить факторы, влияющие на формирование личности военнослужащего:

· социальное отношение;

· идеология, религия, политика;

· образ жизни;

· условия жизни и деятельности Вооруженных Сил.

Психологическая структура личности:

· направленность личности;

· темперамент личности;

· характер личности;

· способности личности.

Направленность важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, тенденции его поведения, включающее в себя совокупность побуждений, определяющих активность человека и избирательность его отношений.

Направленность - это личная целенаправленность человека, его взгляды, идеи, убеждения, ставшие для него руководящими в его деятельности.

Очевидно, что направленность определяется как духовными, так и материальными потребностями человека.

Среди путей формирования направленности личности военнослужащего необходимо видеть главные:

· формирование мировоззрения;

· утверждение патриотизма, интернационализма, гордости за службу в армии, за свою военную профессию;

· развивать интерес у военнослужащих к своей воинской профессии;

· соединение потребностей личности с потребностями воинского коллектива;

· самовоспитание.

Направленность личности определяется целями, делящимися на главные и неглавные (на основные, второстепенные). Главная цель складывается из не основных, которые в свою очередь могут тормозить, а порой и уводить назад от достижения главной цели. Познать цели человека очень и очень сложно. Эти цели возникают закономерно, на основе потребностей.

Потребности могут быть материальными и духовными. Не следует забывать, что к числу материальных относятся и физиологические потребности. Они обусловлены человеческими инстинктами, половыми, питательными, оборонительными. Духовные потребности относятся к так называемому ориентировочному рефлексу. Духовные потребности подчиненных должны всегда привлекать внимание воспитателя. Они тесно взаимосвязаны с материальными потребностями.

Нельзя забывать, что отсутствие или сведение к минимуму духовных потребностей приводит к деградации личности.

Появляющиеся потребности превращаются в мотив.

Мотивы различают:

· влечение;

· желание;

· хотение;

· интерес;

· склонность.

Если влечение представляет собой неосознанную потребность, то желание это - потребность осознанная. Хотение - это активная форма желания, приводящая обычно к конкретным действиям. Поэтому воспитатель должен помнить, что в своей педагогической практике он может опираться на хотение подчиненного.

Духовные потребности проявляются в более сложной форме - в интересах и склонностях.

Важное место среди психологических свойств личности занимает темперамент. Темперамент - это отражение динамических сторон психики человека, это его самая общая характеристика.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Темперамент в переводе с латыни - смесь, соразмерность. Гиппократовские четыре типа - наиболее древний и наиболее известный пример типилизации, выделения общих закономерностей среди индивидуальных вариаций психики. Гиппократ считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает.

Если преобладает кровь (сангвис), то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи.

Если преобладает желчь (холе), то человек будет холериком - желчным, раздражительным, возбудимым, несдержанным, очень подвижным, с быстрой сменой настроений.

Если преобладает слизь (флегма), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный человек, уравновешенный, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям.

Если преобладает черная желчь (меланхоле), то получается меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, черезмерно чувствителен к невзгодам.

Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных процесса - возбуждение и торможение отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

1. " безудержный" - сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы соответствует темпераменту холерика.

2. " живой" - сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы соответствует темпераменту сангвиника.

3. " спокойный" - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы соответствует темпераменту флегматика.

4. " слабый" - слабый, неуравновешенный, инертный тип нервной системы соответствует темпераменту меланхолика.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.