Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностный опросник Г. Шмишека






Характер личности

Цели занятия

1. Закрепление и углубление знаний по теории характера.

2 Изучение индивидуальных особенностей характера личности.

Формы работы на занятии

1. Ответы на вопросы, обсуждение основных терминов и понятий по теме.

2. Работа с личностным опросником Г. Шмишека.

Ответьте на вопросы

1. Что такое характер? В чем отличие характера от темперамента?

2. Какова структура характера?

3.Что такое акцентуации черт характера? Какие акцентуация характера встречаются у людей?

4. Как формируется характер?

Обсудите и заучите основные термины и понятия по теме

Характер – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражается способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Акцентуации характера (личности) – гипертрофированная выраженность отдельных черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

Психопатия – крайняя (патологическая) степень выраженности характера, характеризующиеся тремя признаками: относительной стабильностью во времени, тотальностью проявления характера, социальной дезадаптацией.

 

Выполните диагностическую методику

Данная методика была разработана Г. Шмишеком на основе типологии акцентуированных личностей К. Леонгарда, включающей как акцекнтуации характера (демонстративность, педантичность, застревание, возбудимость), так и акцентуации темперамента (гипертимность, дистимичность, эмотивность и др.) Предлагаемый опросник позволит вам лучше разобраться в особенностях вашей личности, осознать свои сильные и слабые стороны, критические для вас ситуации.

Личностный опросник Г. Шмишека

 

Инструкция. Прочтите вопросы, отвечая «да» или «нет». Ответы записывайте в тетради.

1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, беседе и пр.?

4. Сделав что-то. Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве Вы были таким же смелым и отчаянным, как все Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение, от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, в компании?

8. Бывает ли так, что Вы находитесь беспричинно в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-нибудь обидит?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в ящик?

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой?

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто несколько подавленное настроение?

22. Была ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавесь или скатерть висят неровно, и Вы сразу же стремитесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись остаться одни дома?

28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения без причин?

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?

33. Как Вы думаете, получится ли из Вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Вызывает ли это у Вас неприятные

ощущения?

36. Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

38. В темном подвале Вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли Вы работу такую, где действовать надо быстро, но

требования к качеству выполнения невысокие?

40. Общительны ли Вы?

41. В школе Вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора?

46. Предпринимаете ли Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы ночью пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была только на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что будучи в хорошем настроении перед сном Вы на следующий день встаете в подавленном настроении, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности (театр, танцы и т.п.)? А может, Вы участвуете и сейчас?

74.Вы оцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Вас часто тянет путешествовать?

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что Ваше состояние радости сменяется вдруг угрюмым, подавленным состоянием?

77. Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

80. Часто ли? Будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если ставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете выпасть из окна?

84. В веселой компании Вы обычно веселы?

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?

87. В беседе Вы скупы на слова?

88. Если бы Вам необходимо было играть на сцене. Вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

 

Обработка результатов. Соотнесите свои ответы с ключом, отметьте совпадения.

Таблица 2

Ключ к опросникуГ. Шмишека

 

№ п/п Свойства личности Коэф-т «да», № вопросов «нет», № вопросов
I Гипертимность   1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77  
II Застревание   2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 12, 46, 59
III Эмотивность   3, 13, 35, 47, 57, 69, 79  
IV Педантичность   4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83  
V Тревожность   16, 27, 38, 49, 60, 71, 82  
VI Циклотимность   6, 18, 2840, 50, 62, 72, 84  
VII Демонстративность   7, 10, 22, 29, 41, 44, 63, 66  
VIII Возбудимость   8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86  
IX Дистимичность   9, 21, 43, 75, 87 31, 53, 65
X Экзальтированность   10, 32, 54, 76  

 

Количество совпадающих с ключом ответов умножьте на значение поправочного коэффициента соответствующего свойства и результат запишите в свою таблицу результатов. Если полученная величина превышает 18, то это свидетельствует о наличии акцентуации данного свойства.

Интерпретация результатов. Результаты могут быть представлены графически. Для этого начертите в тетради систему координат: тип акцентуаций – значение показателя (рис.3) и отложите на ней полученные показатели. После соединения точек на графике получим профиль личностных акцентуаций.

Баллы

                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                         
                                         

I II III IV V VI VII VIII IX X Акцентуации

Рис.3. Бланк для построения графика с показателями опросника Г. Шмишека.

Прямые горизонтальные линии на графике, проведенные на уровне 12 и 18 символизируют нижний и верхний пределы нормы. Показатель 12 свидетельствует о слабой выраженности соответствующей черты личности. Показатель 18 говорит о наличии акцентуации. Акцентуация тем сильнее, чем выше показатель.

Ниже приводятся краткие характеристики акцентуаций свойств личности. Основываясь на своих показателях, сделайте вывод о наличии акцентуаций у себя, о своих сильных и слабых сторонах, о ситуациях которые являются для вас критическими, т.е. могут спровоцировать неадекватное поведение с вашей стороны, конфликты, депрессию и др. коммуникативные сложности. Подумайте, что надо сделать, чтобы Ваши отношения с окружающими Вас людьми стали более благополучными.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.