Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По способу научения 2 страница






Последовательность такой дифференциации форм регуляции деятельности в эволюции начинается с инстинктивной формы, затем научения, интеллектуальной формы, и в последнюю оче­редь дифференцируется сигнальная функция и приобретает фор­му сознания. Логика развития форм регуляции деятельности со­стоит в том, что они регулируют все более сложные отношения субъекта со средой и обеспечивают все более лабильное, измен­чивое поведение субъекта. Поэтому доля врожденных механизмов поведения становится все меньше, на поздних стадиях эволюции они регулируют уже не целостную деятельность, а лишь ее от­дельные звенья, а затем и вовсе остаются только как генетическая программа построения сенсорных систем, двигательных органов и нейрогуморальных механизмов, прижизненное формирование которых происходит в достаточно жестких условиях сензитивных периодов. От «инстинкта» остается только генетическая програм­ма, рассчитанная на встречу с эволюционно ожидаемыми усло­виями развития. Формы же регуляции, обеспечивающие приспо­собление к изменяемым при жизни субъекта условиям среды, — научение, интеллект, сигнальная функция — прогрессивно раз­виваются, приобретают свои физиологические механизмы и в конце (у человека) вновь объединяются в мышлении как психи­ческом процессе, который представляет собой использование зна­ковых средств (высшая форма сигнальной функции) для регуля­ции деятельности в соответствии с закономерностями соотноше­ния объектов и явлений в мире (высшая форма интеллектуальной функции) и одновременно является способом получения и ис­пользования знаний (высшая форма научения).

Осознавая свои потребности, предметы потребностей и меха­низмы их регуляции и формирования, человек делает предметом своего познания и преобразования саму инстинктивную форму регуляции деятельности. Можно сказать, что это отражает весь цикл развития как процесс дифференциации с последующей ин­теграцией, в результате которого система полностью реализует заложенные в ее структуре потенциальные возможности развития. Начинаясь с общего интегрального целого, в котором все воз­можности развития заложены в виде функций, осуществляемых одними и теми же механизмами, далее развитие происходит как преобразование элементов системы и связей между ними, в ре­зультате чего элементы усложняются, специализируются для вы-


полнения определенной функции, приобретают собственное сис­темное строение, оставаясь подсистемой в структуре общей сие-; темы. Изменяются связи между элементами (теперь уже самостоя-'; тельными подсистемами), что повышает общие качества всей си­стемы.

Такое развитие может осуществляться до тех пор, пока не диф­ференцируются подсистемы для осуществления всех изначально заложенных в системе функций и не образуют новую интегра-. цию (как устойчивые связи между собой), которая окажется мак­симально эффективной для существования данной системы. Учи­тывая, что рассматриваемая нами система — психика как способ, регуляции взаимодействия субъекта с миром стала такой, что| позволяет субъекту изменять уже не себя, а среду нужным для| себя образом, то получается, что ей самой (психике) развивать­ся (т.е. переходить на качественно новый уровень развития другую форму психического отражения) уже не надо, поскольь не надо изменяться самому субъекту психики. Данное положе^ ние подтверждает и представления эволюционной биологии частности, антропологии) об изменении закономерностей раз-| вития на уровне человека и перехода от морфологического при­способления себя к среде к приспособлению среды к себе. Этс означает, что уже нет задачи для следующего этапа развита* данной системы. Кроме того, как мы видели, все заложен-j ные в психическом отражении функции по регуляции взаимо­действия субъекта с миром дифференцировались и объедини­лись в новую интегральную структуру, т.е. и потенциальные воз­можности развития системы исчерпаны. Это в свою очередь озна-| чает, что человеческое сознание оказывается последней, выс-J шей формой развития психического отражения (или, по край-| ней мере, имеющиеся знания о развитии отражения и психию как одной из его форм дают нам именно такую картину). Одна­ко все это вовсе не означает, что психика вообще является по­следней формой отражения, присущей материальным телам, тем более материи в целом. Но эта проблема уже выходит зэ рамки учебного пособия по зоопсихологии и сравнительной пси-| хологии.

2.5. Закономерности изменения структуры деятельности в процессе развития психики

2.5.1. Анализ структуры деятельности с позиций эволюционно-системного подхода

Рассматривая эволюцию психики как эволюцию психического отражения, необходимо выделить метод, с помощью которого-


можно было бы проникнуть в содержание и форму психического отражения, недоступные прямому исследованию. Выше мы опре­делили организацию активности субъекта, направленную на удов­летворение потребности, как процесс деятельности, опо­средованный психическим отражением. В психологии деятельность рассматривается как системная единица анализа, с помощью ко­торой и изучается психика (психическое отражение как результат и как процесс). Использование категории деятельности для ана­лиза эволюции психики было предложено и обосновано А.Н.Ле­онтьевым.

Взгляды А.Н.Леонтьева на эволюцию психики базируются на двух основных положениях.

1. Выбор категории «деятельность» в качестве единицы анализа
развития психики как предмета исследования.

2. Выделение структуры деятельности как развивающейся сис­
темы, позволяющей выявить закономерности развития и каче­
ственные ее особенности на разных стадиях развития.

Для анализа психики во всех планах ее развития А. Н.Леонтьев выделяет два критерия: содержание отражения и структуру дея­тельности. Содержание и форма отражения — то, что должно быть понято психологией о субъекте психической деятельности. А.Н.Леонтьев, ставя перед собой задачу выделения объектив­ных критериев наличия психики и объективного ме­тода исследования ее содержания и развития, в первую очередь анализировал те характеристики психического отражения, которые могут быть обнаружены в проявлениях субъекта. А это, как мы видели, именно то, что связано с объектом, с теми качествами объекта, которые субъект может отражать и учитывать при регуляции своей деятельности, т.е. с содержанием отраже­ния.

Форма отражения, т.е. то, как субъект сам этот образ субъек­тивно переживает, прямо выявлена быть не может, а может толь­ко конструироваться как наше знание об этом переживании на основе содержания психического отражения и строения самого субъекта (его тела, органов чувств, нервной системы и т.п.). По­следнее является результатом физиологического изучения субъекта психики (что, разумеется, необходимо). Со стороны психологи­ческого исследования необходимо и возможно выяснить содержа­ние отражения. Далее, как мы видели, выделяя в субъективной форме психического отражения когнитивный и аффективный процессы и информационную сторону каждого из них и опираясь на физиологию субъекта, можно достаточно достоверно объяс­нить чувственную сторону субъективного переживания. Поэтому к критериям А.Н.Леонтьева {содержание отражения и структура деятельности) мы для характеристики стадий развития психики сможем добавить и форму отражения.


> содержание психического отражения также принадлежит у, но может быть обнаружено посредством изучения его а^модействия с объектом, так как деятельность субъекта стро-

ите;

а на основе этого отражения.

вить теме/ ным ' 3i лась тия. тель? ^ ЗВОЛР^

-^ьщеляя деятельность как единицу анализа и рассматривая ее активность субъекта, направленную на удовлетворение по-^ности, А. Н.Леонтьев предложил рассматривать саму деятель-нос^ КаК системУ> состоящую из иерархически организованных элеИеНТ0В (компоненть1 структуры деятельности). Он говорил, что /-шсследование деятельности требует анализа именно ее внут-Них системных связей... деятельность представляет собой про­цесс ' K0T0PbIH характеризуется постоянно происходящими транс-, -дациями»1 (выделение курсивом слова «системных» сделано саш^М А-И-Леонтьевым). Эти трансформации касаются всех ее комг< (онентов. Подвижность (трансформации) всех составляющих ^льность компонентов («образующих» системы деятельнос­ти) < ^остоит в том> что каждый из них может становиться более ^гым (выделяться и приобретать самостоятельность, стано-компонентом низшего или высшего уровня в общей сис-включать в себя единицы, прежде бывшие самостоятель-

которую ставил перед собой А.Н.Леонтьев, заключа-анализе психики на разных генетических уровнях ее разви-1му необходимо было выделение такой структуры дея-(«составляющих» и связей между ними), которая по-бы, во-первых, проследить изменение деятельности, со-х^^ующее разным уровням эволюционного развития, а во-jx, показать, как эти изменения происходят и в чем состоит процесс развития психического отражения. Поскольку дея-телы^ОСТЬ ~ ЭТ0 напРавленная на объект активность субъекта, то она г^° свое^ организации должна соответствовать отражаемым качес/ГВШ объекта (иначе будет неэффективной). При изменении ■ объе/та ^средь^ сУбъект должен менять организацию этой актив- •. ност^ (деятельности)> т-е- должно изменяться ее содержание и в 1 кон 0 КОНЦ°В само строение (особенности элементов и структуры * связей между ними). Вследствие этого изменяются отражаемые свойо^Ва объекта' так как субъект теперь вынужден взаимодей-^ть с его новыми проявлениями, а значит, «научиться» их от»^ТЬ (приобрести новые возможности своих органов чувств и гул/РУЮЩИХ физиологических механизмов). Поэтому изменение [L /СУРЫ Деятельности в эволюции оказывается ведущим, оно завис^Т °Т задач' стояЩих перед субъектом, и ведет за собой из-же в содержании отражения.


Т.2.-


.рнтьевА.Н. Избранные психологические исследования. — М 1983 — Л- 158.


Таким образом, исследование структуры деятельности (в соче­тании с физиологическими особенностями субъекта) позволяет не только определить наличное содержание отражения, но и уви­деть начало и путь его преобразования в эволюции. В структуре деятельности А. Н. Леонтьев выделил основные компоненты (со­ставляющие), изменение содержания и соотношения которых со­ответствует содержанию отражения (а значит, и форме отраже­ния) и позволяет определить содержание и направление развития психики.

Деятельность как единица анализа объединяет в себе все необ­ходимые для выявления психики (как формы отражения субъек­та) условия. Деятельность «принадлежит» субъекту, это его актив­ность, и строение деятельности зависит от организации самого субъекта (как живой системы), т. е. учитываются субъект, его осо­бенности, источник активности. Деятельность производится для удовлетворения потребности субъекта: учитываются наличие и ха­рактер потребностей субъекта, отражение им своих потребностей как нужды и состояния при их удовлетворении. Деятельность на­правлена на объект: учитываются особенности объекта, его поло­жение относительно субъекта, что из свойств объекта субъект от­ражает. Деятельность — живой процесс взаимодействия; он по­зволяет увидеть и описать внешне наблюдаемую активность субъекта по отношению к объекту, т. е. иметь реальный объект исследования. Эти положения отражены на рисунке 7.

Основные «составляющие» деятельности можно представить следующим образом: деятельность состоит из действий, действие — из операций; деятельность направлена на удов­летворение потребности, побуждается и направляется мо­тивом; действие направлено на достижение промежуточной «ц ели»; операция соответствует условиям, в которых осуще­ствляется деятельность. Эти элементы и связи между ними со­ставляют структуру деятельности, изменяющуюся на разных ста­диях эволюции:


Д (деятельность) —>

I

д (действие) —>

I

о(операция) -»


М (мотив), связанный с П (потребностью)

Ц (цель действия как промежуточный результат) I

У (условия, в которых осуществляется деятельность)


Для понимания изменения психического отражения мы долж­ны рассмотреть связи между элементами структуры деятельности и логику их преобразования в эволюции. А.Н.Леонтьев предло­жил выделять четыре стадии развития психики в филогенезе по


           
   
   
 
 

/Субъект, обладающий \

потребностью (П)

в заключенном в объекте

деятельности предмете

своей потребности

и производящий

деятельность для

. овладения объектом,


( Свойства объекта, один |

из которых отражается [субъектом как мотив (М) I


Объект дея

ности (Од)| содержит в Сб предмет потр ности субъек (Пп)


Рис. 7. Схема деятельности как единицы анализа психики основному критерию — содержанию отражения: элементарную сен сорную, перцептивную, интеллектуальную и сознания (ниже дая стадия будет подробно проанализирована). Каждому эволкз| ционному уровню психического отражения, характерному каждой стадии развития, соответствует своя структура деятельно^ сти. С позиций современного состояния эволюционно-системног подхода представляется возможным рассматривать структуру дея-(тельности как развивающуюся систему, выделять связи между ев элементами и прослеживать изменение этих связей в процессе раз­вития системы. В таком анализе структура деятельности представ­ляет собой систему элементов двух уровней.

Первый уровень: деятельность — действиеоперация.

Второй уровень: мотив—цельусловия.

Связи существуют внутри уровней (горизонтальные) и между| ними (вертикальные).

Первый уровень отражает характеристику активности; < субъекта, направленную на удовлетворение потребности. Вся со­вокупность этой активности, включая внешние и внутренние акты, есть деятельность, моментом начала которой является актуализа­ция потребности, концом — удовлетворение потребности. Дея­тельность осуществляется в форме действий — совокупности ак­тов, в результате которых происходит изменение субъектно-объект-ных отношений, не ведущее еще к удовлетворению потребности, но ведущее к необходимому изменению ситуации, без которого удовлетворение потребности невозможно. Для осуществления дей­ствия как целевого изменения ситуации субъект производит на­бор двигательных актов, каждый из которых также имеет своим результатом изменение субъектно-объектных отношений. Эти акты (операции) представляют собой сенсомоторные координации, их форма и направленность обусловлены конкретными условиями, в которых находятся субъект и объекты, с которыми он взаимодей­ствует.


Второй уровень системы отражает то, что деятельность оп­ределяется мотивом, обеспечивающим достижение объекта, удов­летворяющего потребность. На пути к достижению объекта деятель­ности ставятся промежуточные цели, достижение которых происхо­дит в конкретных условиях деятельности. Горизонтальные связи на этом уровне отражают взаимные переходы между конечной целью деятельности (достижением объекта деятельности, удовлетворяющего потребность, т.е. содержащего предмет потребности), промежуточ­ными целями действий и результатами операций. Все промежуточ­ные цели действий и результаты операций как преобразование усло­вий деятельности задаются от конечной цели деятельности.

Вертикальные связи между уровнями отражают генетические вза­имоотношения операции и действия (как совокупности операций) с целями и мотивами. Построение сенсомоторных координации, способ их компоновки в действие, последовательность действий, стиль осуществления действий и операций зависят от конкретной деятельности, в которой они формируются и реализуются.

Рассмотрение деятельности как связи субъекта с объектом, которая отражает особенности самого субъекта, способна к раз­витию посредством изменения своей структуры (содержания са­мих элементов системы и связей между ними), приводящего к выходу всей системы на новый уровень развития, предполагает выявление закономерностей преобразования системы, обуслов­ливающих ее развитие. Эти закономерности должны позволять об­наруживать и прослеживать изменения внутри системы и пред­сказывать содержание системы на следующих уровнях развития. Кроме того, эти закономерности должны быть общими, позволя­ющими анализировать развитие системы последовательно на всех стадиях развития, в отношении разных сторон развития и прово­дить сравнительный онтофилогенетический анализ.

Прежде чем перейти к анализу закономерностей развития струк­туры деятельности, остановимся еще на одной ее особенности, подтверждающей правомерность использования категории «дея­тельность» для целостного анализа психики.

Изначальная предназначенность деятельности быть способом и формой удовлетворения потребностей субъекта приводит к тому, что сам смысл существования субъекта становится заключенным в осуществлении деятельности. Разрушение и обеднение развер­нутого процесса деятельности как постановки целей, организа­ции действий и их последовательности, отработки операций и их компоновки в действие образуют вакуум активности, отсутствие той ткани жизни, которая сама по себе является источником удо­вольствий, страданий и вообще жизни, самого бытия субъекта. Конечный акт удовлетворения потребности (консуматорный акт) даже в инстинктивном поведении, а тем более в более развитых его формах, является наиболее ригидным по сравнению с про-


цессом осуществления деятельности по достижению объекта, удов-] летворяющего потребность (К.Э. Фабри). Именно внутри самой] деятельности происходят процессы, в результате которых форми- j руются новые цели, возникают эмоции, изменяются и возникают! новые мотивы и потребности, а не на ее конце — акте удовлетво- \ рения потребности.

Свертывание деятельности от момента актуализации потреб- i ности до момента ее удовлетворения, купирование самого про- \ цесса деятельности неестественны для субъекта. Это ведет либо к • разрушению субъекта (несмотря на оптимальность таких условий для физиологии — ведь все необходимые вещества доставляются без дополнительной затраты энергии), либо к выработке компен­саторных форм поведения (т. е. к организации активности субъек­та, в которой он затрачивает энергию и получает от этого ряд; переживаний, необходимых не для поддержания гомеостаза, а для: поддержания определенного уровня своих ощущений и эмоций). Эти ощущения и эмоции как раз и являются результатом проме­жуточной (между напряжением и удовлетворением потребности) активности субъекта. Он уже «рассчитан» эволюцией на такой «зат­ратный» процесс и без его полноценного выполнения оказывает­ся депривированным (лишенным необходимых для своего суще­ствования условий). Таким образом, деятельность становится не только средством, но и условием существования субъекта. Ком­пенсаторные формы поведения могут быть как деструктивными для субъекта (стереотипы, аутостимуляция и т.п.), так и конст­руктивными (например, компенсаторное манипулирование у выс­ших приматов в условиях неволи — по К. Э. Фабри). Изучение со­держащихся в неволе диких животных и проблем домистикации показало, что у млекопитающих и птиц (т.е. на интеллектуальной стадии развития психики) в обедненных условиях возникают сте­реотипы и другие нарушения психики, у одомашненных и содер­жащихся в неволе диких животных вследствие невозможности осу­ществления врожденных форм инстинктивного поведения и об­щего свертывания поведенческих процессов уменьшение веса мозга достигает 19 — 34%.

В прикладном аспекте эти проблемы разрабатываются в русле нового направления западной прикладной психологии животных — «behavioring engeneering» (Дж.Эрвин и Х.Марковитс). Целью этих исследований является профилактика и устранение последствий содержания диких животных в неволе с помощью замены видоти-пичной деятельности на адекватную по структуре, но другую по содержанию. В первую очередь это связано с моделированием пи-щедобывательной деятельности. Сохраняется ее развернутая струк­тура (наличие поисковой фазы, промежуточные действия, раз­вернутый операциональный состав), но содержание операций за­меняется на приемлемое к условиям неволи. Эти работы показа-


ли, что, во-первых, поведение и психическое состояние живот­ных, взаимоотношения в группе нормализуются, а во-вторых, у животных есть механизм саморегуляции, который направляет их к выбору в пользу полноценной развернутой деятельности (хотя можно получать корм и без этого).

Для того чтобы понять процесс развития, надо представить себе основные закономерности, характеризующие движущие силы этого развития, которые обеспечивают возникновение нового из старо­го. Само изменение среды, происходящее вследствие постоянного движения материи, приводит к тому, что субъект все время ока­зывается перед необходимостью ситуативного изменения своей деятельности для решения новых задач. Анализ развития субъект-но-объектных отношений с возникновением психического отра­жения конкретизирует тип этих изменений в среде как изменение свойств объектов и их временного и пространственного положе­ния относительно субъекта, что требует от субъекта способности строить свою деятельность адекватно, независимо от него, изме­няющемуся объекту. Это выражает главное свойство и назначение деятельности, опосредованной психическим отражением. Имен­но для решения данной задачи в эволюции возникает психика. А поскольку «дословно» спрогнозировать независимо от субъекта изменяющуюся ситуацию невозможно, то задача состоит в том, чтобы это стало и не нужно (т. е. чтобы механизм регуляции дея­тельности обеспечивал такое ее ситуативное изменение, которое снимает необходимость генетического «программирования» всех возможных изменений). Таким образом, возможность ситуатив­ного изменения субъектно-объектных отношений со стороны субъек­та как изменения своих движений, их направленности, интен­сивности, последовательности — соответственно движениям объек­та — имманентное свойство субъекта, обладающего психикой, выра­жающее саму суть психического отражения как способа регуля­ции взаимодействия субъекта с объектом.

При достаточно серьезном качественном изменении среды субъект оказывается перед необходимостью также качественно изменить свою деятельность. Возможности для этого у него есть, так как сам механизм психической регуляции в принципе рассчи­тан на появление в субъектно-объектных отношениях того, чего еще никогда не было (в определенных генетически обусловлен­ных строением самого субъекта рамках). Достаточная широта этих рамок, содержащих в себе такую возможность, является выраже- ' нием более общих закономерностей эволюционного развития. К. Э. Фабри описывает это как резервы психики. Таким образом, при возникновении новой задачи (изменении субъектно-объект-ного положения) субъект наличными, имеющимися у него сред­ствами решает эту задачу, что происходит за счет новой организа-


Филиппова



ции имеющихся у него процессов на старом физиологами «субстрате». В этих условиях те субъекты, у которых «субстрат дивидуально лучше подходит к такому варианту переорган и зЩ оказываются в выигрыше. Дальше процесс происходит еле щим образом.

1. Возникает новая функция как способность решать новую |
дачу за счет переорганизации старых средств.

2. В результате эволюционного механизма естественного 01
образуется функциональный орган — устойчивая констелляция гг|
хических процессов, обеспечивающая осуществление даннС
поведения.

3. В результате мутаций возникают психофизиологические
нования для новой формы поведения, закрепленные в bi
физиологических процессов, обеспечивающих уже имею!
функцию: это и есть орган для данной функции.

Это соответствует современному психологическому взгляду | ведущую роль функции по отношению к органу, применителз-к процессу развития психики в филогенезе. В позапрошлом Ч.Дарвин сформулировал положение о ведущей роли фуню. по отношению к органу в качестве основной движущей силы тественного отбора и механизма приспособления живых орган* мов к изменяющимся условиям среды. Современные эволюции-ные теории оперируют понятиями «направленные мутации», «эве люционные стратегии» и т. п.

В психологии ведущая роль функции по отношению к oprai-применительно к анализу эволюции психики рассматривалас! В.А. Вагнером, А. Н. Северцовым, развивалась Н. Н.Ладыгиной| Коте и К. Э. Фабри. Принцип примата функции над органом яв< «ляется ведущим в теориях Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина А. Р. Лурия. Относительно системогенеза центральной нервной < стемы эта идея нашла свое воплощение как в филогенетическод аспекте, так и в онтогенетическом. В общепсихологическом плане! закон ведущей, формообразующей роли функции по отношению! к органу сформулирован С.Л.Рубинштейном.

Относительно филогенеза психики речь идет о возникновении | новых психофизиологических оснований для обеспечения разви­вающейся функции в эволюции. Особенность этого развития со­стоит в том, что не существует изначально заданной программы, ориентированной на конечный результат развития. Ведущим ока­зывается изменение среды. Закон примата функции над органом использован А. Н.Леонтьевым для объяснения ведущей роли дея­тельности (и изменения ее структуры) по отношению к развитию содержания отражения. Перестройка в структуре деятельности ве­дет к перестройке отражения и дальнейшему изменению самого субъекта. Поэтому структура деятельности опережает содержание отражения «на один шаг»: содержание, появляющееся в содержа -


пии деятельности на данной стадии развития, только на следую­щей стадии становится содержанием отражения.

Следующая задача состоит в том, чтобы разобраться, как на основе механизма ведущей роли функции по отношению к орга­ну происходит перестройка деятельности и как это изменяет со­держание отражения.

2.5.2. Первый этап трансформации структуры деятельности

Новые качества системы образуются в результате изменения связей между ее элементами, что в свою очередь ведет к измене­нию содержания элементов и появлению новых возможностей для следующего этапа изменения внутри- и межсистемных связей.

В структуре деятельности можно выделить (вслед за А. Н. Ле­онтьевым) два уровня элементов и два типа связей между ними:

- операция—действие—деятельность (исполнительный уро­
вень);

- результат операции —цель—мотив (мотивационный уровень).

Между элементами существуют горизонтальные и вертикаль­ные связи. Основная идея А. Н.Леонтьева заключается в том, что первоначально все объединено в одном акте деятельности, не рас­члененном на операции и действия. Затем все элементы последо­вательно дифференцируются, приобретают собственное психофи­зиологическое обеспечение.

Развитие идет по пути освобождения элементов в структуре деятельности. Такое освобождение создает возможность самостоя­тельного существования элемента структуры деятельности (его содержания) в опыте субъекта, его ситуативный выбор и встраи­вание в структуру деятельности адекватно наличным условиям ее осуществления.

А. Н.Леонтьев выделяет только один тип освобождения эле­мента структуры деятельности — от жесткой связи с конкретной деятельностью, ее мотивом и потребностью, что означает пере­ход данного элемента в статус другого в данной деятельности и возможность переноса содержания элемента в другие деятельно­сти. В филогенезе появляется второй тип освобождения. Содержа­ние элементов структуры деятельности, которое было достояни­ем только самого субъекта, «отвязывается» от своего первоначаль­ного владельца. Этот процесс полностью реализуется только на человеческой стадии развития психики. Однако начало его обна­руживается в недрах предыдущей — интеллектуальной стадии. Та­ким образом получается двухэтапный процесс освобождения эле­ментов структуры деятельности.

Основной смысл этих трансформаций — освобождение эле­ментов структуры деятельности от конечной цели деятельности (достижение объекта деятельности, содержащего предмет потреб-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.