Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участие инстинктивной формы в регуляции разных этапов осуществления деятельности






Инстинктивная форма регуляция деятельности имеет очень сложные закономерности возникновения в эволюции и способы реализации своих функций в поведении. Как мы видели, это про­является в видотипичном строении сенсорно-перцептивных сис­тем, эффекторных органов, нервной системы, а также характере потребностей, удовлетворяя которые животное поддерживает свое существование и существование вида. Сложность и неравнознач­ность участия инстинктивных механизмов в регуляции разных компонентов деятельности субъекта побудили ученых выделять различные составные части поведения, в которых инстинктивная регуляция выражена по-разному. Как уже отмечалось, в этологии (и в меньшей степени в физиологии поведения) было принято определение «инстинктивное поведение», которое оказалось пе­ренесенным на обозначение всего приспособительного поведения животных. В результате появилась необходимость выделить разные фазы такого поведения, которые в большей или меньшей мере


включают в себя процессы научения. Изучались «пластичность» индивидуального инстинктивного поведения, его формирование в онтогенезе (что само по себе противоречит понятию «инстинкт»), сочетание с научением и т. п. В первой половине XX в. У. Крэйг выделил в структуре инстинктивного поведения две основные фазы: поисковую и завершающую.

Поисковая фаза, которая также называется подготовительная или аппетентное (предварительное, подготавливающее) поведе­ние, представляет собой наиболее лабильную, изменчивую часть поведения, направленного на удовлетворение потребности. Поис­ковая фаза направлена на поиск ключевых раздражителей, про­двигающий субъекта к встрече с объектом деятельности. В ходе этой фазы животное ориентируется на направляющие стимулы и может, учитывая появление стимулов, направляющих к разным объектам деятельности, изменять свое поведение, производить выбор, учитывать весь свой прошлый опыт, перестраивать опера­ции и т. п. Другими словами, в поисковую фазу входит вся испол­нительная часть деятельности по достижению объекта.

Завершающая фаза, которая также называется конечный или кон-суматорный акт, совпадает с «употреблением» объекта деятель­ности, т. е. актом взаимодействия с ним, ведущим к удовлетворе­нию потребности. Поведение животного при осуществлении кон-суматорного акта состоит из набора достаточно регидных движе­ний, которые обычно являются рефлекторными и регулируются врожденными механизмами. Это могут быть движения отрывания кусков мяса, их разжевывания и заглатывания при питании у хищ­ников, движение отрыгивания пищи при кормлении потомства у некоторых птиц и млекопитающих, копулятивные движения при совершении полового акта и т. п.

В представлениях о «структуре инстинктивного поведения» для нас важно:

1) выделение приспособительной цели этого поведения — оно
направлено на удовлетворение потребности;

2) выделение поисковой фазы как ориентации активности
субъекта в среде для достижения объекта, содержащего предмет
потребности;

3) выделение консуматорного акта как конечного момента вза­
имодействия с объектом деятельности, приводящим к удовлетво­
рению потребности.

В результате «структура инстинктивного поведения» практически совпадает с определением деятельности как единицы анализа пси­хики: деятельность направлена на удовлетворение потребности, начинается с актуализации потребности, осуществляется как до­стижение объекта деятельности, содержащего предмет потребно­сти, и заканчивается актом удовлетворения потребности. Однако вся деятельность субъекта никак не может быть названа инстинк-


тивной, поскольку, как мы видели, разные ее компоненты pery^j
лируются разными механизмами. Можно ли внести ясность в эту!
терминологию и выяснить, что же следует называть инстинкте^
(инстинктивным поведением) и как это представлено на разных!
стадиях развития психики? |

Использование термина «инстинкт» в психоло-| гии и этологии, а также представления о строении психиче-] ской деятельности животных позволяют с психологической точки! зрения охарактеризовать всю структуру поведения и участие ин­стинктивных механизмов в его регуляции. Несмотря на то что опре-| деление «инстинктивное поведение» прочно «поселилось» не толь-| ко в этологии, но и в психологии, при более подробном анализе оказывается, что разные авторы, используя его, имеют в виду раз­ные компоненты и механизмы поведения животных и человека.;

В этологии сначала инстинктивное поведение понималось как врожденное, не зависящее от условий развития, необходимое для! выживания особи и одинаковое для всех особей данного вида, т. е, | практически без изменения использовалось определение, данное! 2 тыс. лет назад Хризиппом. Отличие состоит в том, что стойки! определяли инстинкт как «влечение, направляющее поведение! животных», а этологи говорили о поведении в целом. Позднее! инстинктивное поведение стало рассматриваться как видотипич-1 ные границы возможностей реагирования на стимулы определен-! ными формами поведения. В онтогенезе инстинктивное поведение! формируется в пределах этих возможностей и прилаживается к| конкретным условиям среды за счет облигатного научения. В сере-! дине XX в. этологи в основном изучали врожденные реакции на| ключевые стимулы, их компоновку в целостное поведение и фи-j зиологические механизмы регуляции — пусковые механизмы ин-1 стинктивного поведения. Работы К. Лоренца и Н.Тинбергена вне-1 ели некоторую ясность в проблему инстинктивного поведения. Эти! авторы говорили о существовании врожденных, инстинктивных] побуждений (драйвов), которые присущи данному виду животных, j Драйв, как побуждение, активизируется в результате эндогенных i факторов (изменений внутренней среды организма), но реализо-i; ваться в действии может только при появлении внешнего ключе-j вого для него раздражителя.

Как уже указывалось, понятия «инстинкт», «инстинктивное! поведение» в современной этологии практически лишены смысла, f Этологи изучают феноменологию и различные стороны регуля­ции поведения животных, тесно смыкаясь в своих работах с фи­зиологами и психологами: мотивационные факторы (возник­новение эндогенных состояний, формирование реакций на сти­мулы в онто- и филогенезе — то, что относится к внутренним и внешним факторам регуляции поведения), нейрогуморальные механизмы регуляции поведения, процессы научения и т. п. Для


определения врожденных компонентов и механизмов поведения появились свои термины и объяснительные схемы, и никто уже не представляет себе, что целостное сложное взаимодействие животного со средой может полностью регулироваться врожден­ными механизмами. Практически «инстинктивными» остались вле­чение (побуждение, драйв), которое в целом совпадает с поняти­ем «потребность» в психологии; отдельные рефлекторные реак­ции (врожденные безусловные рефлексы); осуществление консу-маторного акта; а также регуляция некоторых достаточно простых реакций на ключевые стимулы, жестко обеспеченных «эволюци-онно ожидаемыми условиями» (например, ритуальные формы об­щения, элементы родительского поведения и т.п.).

В психологии с самого начала ее развития слово «инстинкт» ис­пользовалось как синоним понятия «влечение» (З.Фрейд) или «по­требность» (У. Мак-Дугалл и др.). В целом имелись в виду стремле­ния, влечения к переживанию определенных состояний, которые можно достичь при взаимодействии с определенными объектами. Если способы взаимодействия с объектом (сами действия субъекта) рас­сматривались как инстинктивные, то обычно это оказывались реф­лекторные, т.е. автоматизированные, не подлежащие волевому конт­ролю, движения. Это могли быть только простые двигательные реак­ции. Кроме того, инстинктивными могли называться такие формы поведения, когда человек неосознанно реагирует на стимул, вызы­вающий определенное влечение (и соответственно толкающий на удовлетворение этого влечения). В таком случае инстинктивными будут само влечение (как стремление пережить определенное состояние) и эмоциональная реакция на стимул, это влечение провоцирующий (по аналогии с ключевым стимулом в этологии).

Современные исследования показали, что влечение (как по-требностное состояние) может быть врожденным (для потребно­стей, обслуживающих реализацию основных задач жизнедеятель­ности индивида и продолжения существования вида). Реакции же на ключевые стимулы оказываются врожденными только для обес­печения простых адаптивных форм поведения в раннем онтогене­зе и выражены в виде рефлексов. Все остальное формируется в онтогенезе на основе разных форм научения, для многих из кото­рых есть достаточно жесткие сензитивные периоды, но всегда воз­можны широкие рамки изменчивости (вплоть до полностью дез-адаптивного поведения, например, при формировании полового поведения и его «отклонений»). Даже механизмы, обеспечиваю­щие родительское поведение (самую главную функцию — про­должение вида), например реакцию взрослых особей на внешний вид и поведение детенышей, у высших животных и человека фор­мируются прижизненно.

Таким образом, мы возвращаемся к определению, предложен­ному стоиками: инстинкт — это прирожденное, целеустремлен-


ное влечение, направляющее поведение животных к полезном*! (приятному для них) и от вредного (неприятного). На основани! всего вышеизложенного можно выделить три составные чаете совпадающие в определениях инстинкта по Хризиппу, инстию тивного поведения и его структуры — по Э. Крэйгу, определен! влечения, деятельности и ее структуры — в психологии.

1. Все начинается с актуализации потребности (влечения, дра£

и т. п.), которая регулируется эндогенными факторами и сформи! рована в эволюции для того, чтобы «заставить» субъекта выпол| нять основные задачи жизнедеятельности. Факт появления в эво| люции «дополнительных» потребностей, ведущих к удовлетворе| нию основных, обеспечивающих сохранение индивида и вида дела в принципе не меняет. Субъекту «все равно», зачем эти по| требности ему даны, он ориентируется на возникающее у нег< потребностное состояние. Человек, конечно, может осознать на< значение своих потребностей и в какой-то мере сам включиться ] их регуляцию. Это первая составная часть деятельности наиболе(жестко регулируется инстинктивными механизмами на всех уров нях развития психики.

2. Предмет потребности заключен в объекте деятельности,
для удовлетворения потребности субъект должен с этим объекте*
взаимодействовать. Это, как мы видели, суть психической
тельности и само ее содержание. Как уже неоднократно подчерки^
валось, именно эта часть наиболее интенсивно развивается в эво«|
люции вслед за изменением объекта (среды в целом), требующе
усложнения деятельности субъекта и его самого. В эволюции ока|
зывается необходимым приспособить деятельность субъекта к по!
стоянно изменяющимся особенностям объекта, что было прису|
ще психической деятельности с самого начала и прогрессивне
развивалось в филогенезе. Эта «средняя часть» рассматриваемо^
структуры поведения оказывается, таким образом, «полигоном!
развития научения, интеллекта, сознания, а инстинктивные
ханизмы регуляции все больше «уходят вглубь» (остаются как от*
дельные компоненты, «обросшие» другими механизмами, или ка
условия формирования этих механизмов) и «на периферию» (t
начало и конец деятельности).

3. Удовлетворение потребности происходит в конце всей деяЦ
тельности и представляет собой некоторую форму взаимодейств! '

с объектом, в процессе которого субъект испытывает состояние! которое для него и есть то, к чему он стремился. Не будем забы4| вать, что мы говорим о психических потребностях, ко* торые даны субъекту психики и ему представлены в состояние напряжения и удовлетворения. Необходимость обеспечить клетк и ткани организма соответствующими веществами и условиями! хотя и является конечной целью всей жизнедеятельности, но! субъекту не представлена, а происходит автоматически в резуль-f


тате деятельности, которую осуществляет субъект как удовлетво­рение своих субъективно переживаемых потребно­стей. А это, как мы видели, потребность в переживании опреде­ленных состояний, возникающих в конечном акте взаимодействия с объектом деятельности. Именно этот акт должен точно соответ­ствовать задачам жизнедеятельности, поэтому он также остается достаточно жестко фиксированным и в большой мере регулирует­ся инстинктивными механизмами.

Получается, что инстинктивная форма, обеспечивая свою функ­цию регуляции деятельности, сначала охватывает все три части деятельности, затем «рассыпается», сосредотачиваясь на ее кон­цах. Середина же, т. е. сам процесс деятельности, строится при­жизненно на основе других механизмов. Как мы увидим в даль­нейшем, это потребует появления многих новых форм поведе­ния, таких, как ориентировочно-исследовательская деятельность, общение, а также изменения онтогенеза, появления заботы о потомстве, игровой деятельности и т. п.

Таким образом, мы видим, что инстинкт — весьма сложное понятие, а «инстинктивным поведением» можно называть только отдельные компоненты всего поведения субъекта (реакции на сти­мулы или сочетание таких реакций) и тем более всей деятельности по удовлетворению потребности. (Даже на самых ранних этапах эво­люции в исполнительную часть деятельности включается ситуатив­ное изменение ориентации и скорости движений.) По отношению к человеку термин «инстинкт» тем более вряд ли применим, так как у него нет вообще никаких форм инстинктивного поведения, кроме некоторых рефлексов и выполнения консуматорных актов удовлетворения физиологических потребностей, которые можно было бы отнести к регулируемым инстинктивными механизмами. Даже сами «влечения» оказываются весьма сложными в своем фор­мировании, поскольку переживание напряжения и удовлетворе­ния потребности во многом регулируется развитием в онтогенезе и возможностью осознания со стороны самого субъекта. Реально врож­денными оказываются эндогенные механизмы регуляции потреб­ностей, обеспечивающие поддержание гомеостаза и процессы рос­та и развития (в том числе полового созревания и размножения). Все компоненты деятельности, необходимой для удовлетворения потребностей и реализации основных задач жизнедеятельности, основаны на других формах регуляции.

2.4.3. Регуляция деятельности на основе научения

Эта форма регуляции деятельности основана на образовании временных связей между стимуляцией и эмоциональной и двига­тельной реакцией субъекта. Если функцией предыдущей формы


7 Филиппова



да, условия среды тс полняет Функцию


-ведения
втечение жизни индиви-
е1 < вы-


креплением. Эта связь «пД/J™*Р У ' К0Т0РЬ1Й служит под- тому что требует Гя своего п? В ДВУ* ПЛШаХ: вРеменная, ш-1 стимула, Р^7п^1ш^7^°Ш! ЩеИШ В° Вре-ни ни (количества совпадений ЛГ' определенного време- ная так как существ^еТтокко огТ™ Закрепления' и времен-!

в течение!

от До 60 мин)

днях развития, до появл! ™™™™-4*™1™" ' На нтшкх ™-которое время сохра„™ся™п^ГЛ™? ™Ы:.инФ°Р»™ Ч турах клетки, что и нение информации иис выкания и образования хранения этих из? Временные рамки _, ^_

в соме клетки в ответ на измекрмтлр ^тх * --г ™.^^п

ить движение адекватно этому ™-^И' СПОСобность стро-
все это входит? CSST (КИНеЗЫ И таксисы) ~ 1
ности - инстинктивноГЖ™^ Ф°РМЫ ре1^ляЦ™ Деятель- J
развития психики саГфу^^уч™'? СеНС°РН°Й СТЭДИИ1
тивными механизмами наУчения обеспечена инстинк-1


Ра? вИТР

затем в нервных

тием центров Ден

скоростью проведения

по самому нервному

низм научения неSll

регуляции деятельности суб^: кГи

гическое обеспечение но и Г

му регуляции в форме стоив^

прижизненное образование нервно?


синапсах, а

° РаЗВИ" фрци, так и со

ЬК° Чере3 синапсы' н° и СТЗДИЯХ Разви™я меха-

Задачи в Физиоло-

Ф°Р" х



- переключение эмоционального отношения на новый стимул;

- закрепление за новым стимулом двигательной реакции;

- образование новой последовательности движений (навык);

- изменение операции как формы и направленности движе­
ния;

- обобщение и абстрагирование свойств объектов и соотно­
шений между ними, своих двигательных и эмоциональных реа­
кций.

На всех стадиях развития научение включено в деятельность субъекта и обеспечивает свои функции автоматически, независи­мо от желания и целей самого субъекта. Эффекты научения всегда являются побочными эффектами его деятельности по удовлетво­рению актуальных потребностей (в случае латентного научения — ориентировочно-исследовательской деятельности). Только у чело­века при означивании целей и освобождении действия и цели в структуре деятельности возможны приобретение процессом и ре­зультатом научения самостоятельной мотивации, вывод научения в статус самостоятельной деятельности — учения и даже форми­рование специальной деятельности для удовлетворения самосто­ятельных потребностей в учении, а не только для освоения спосо­бов других деятельностей. Это касается уже перестройки в потреб-ностно-мотивационной сфере. На всех остальных стадиях разви­тия процесс научения не является самостоятельной деятельно­стью.

Научение в психологии изучено весьма подробно. Выделены различные формы поведения, исследованы механизмы его осу­ществления, закономерности проявления и т. п. Существует, как мы уже отмечали выше, разница в использовании терминов для описания процессов прижизненного приобретения опыта. Обыч­но используются термины «научение» и «обучение». В психологии принято обучением называть процесс, когда есть «обучающий» — тот, кто обучает, т. е. обучающий как субъект обучения. Со сторо­ны субъекта, приобретающего новый опыт, процесс называется научением, и тогда субъект научения научается. Мы будем придер­живаться такой терминологии.

Неоднократно предпринимались попытки классификации ви­дов и форм научения. Определение научения и классификация его типов были предложены У. Торпом. Он охарактеризовал на­учение как появление адаптивных изменений индивидуального по­ведения в результате приобретенного опыта. У. Торп выделил два основных типа научения: привыкание (животные научаются не обращать внимания на стимул, за которым не следует никаких последствий) и ассоциативное научение (образование времен­ных связей, ведущих к учету в поведении новых сочетаний сти­мулов). В ассоциативном научении Торп выделял пять различ­ных форм:


классическое обусловливание (выработка условного рефлекса);

инструментальное обусловливание (научение путем проб и оши­бок);

латентное научение (научение «впрок» без подкрепления);

инсайт (постижение связей объектов в ситуации на основе про-| шлого опыта);

импринтинг (мгновенное научение или запечатление).

Эта классификация в целом является феноменологической (опи- J сательной), в ней не заложены какие-либо определенные крите-1 рии выделения разных типов и форм научения. В книгах Р. Хайн-1 да, О.Меннинга, Д.Дьюсбери и других помимо неассоциативно- i го (привыкание) и ассоциативного научения выделяются слож-| ные когнитивные {познавательные) процессы, которые характери-| зуют сложные, комплексные формы приобретения опыта живот-1 ными (и человеком). На основе этих и других взглядов в книге! 3.А.Зориной и И.И.Полетаевой предложена следующая класси-j фикация видов научения у животных (авторы — физиологи — в| отличие от принятого в психологии определения «научение» ис-| пользуют термин «обучение»):

неассоциативное обучение — привыкание;

ассоциативное обучение — классические условные рефлексы, инструментальные условные рефлексы;

когнитивные процессы — латентное обучение, выбор по образ­цу, обучение, основанное на представлениях о: пространстве, порядке стимулов, времени, числе;

элементарное мышление.

Для рассмотрения научения и выделения его видов как форм регуляции деятельности субъекта, обеспечивающей приспособле­ние поведения к повторяющимся и оказывающимся устойчивы­ми изменениям среды, полезно воспользоваться характеристика­ми процесса научения, имеющимися в психологии.

Научение описывается как процесс приобретения субъектом но­вого опыта, в результате которого субъект изменяет отношение к стимулам и изменяет свои ответные реакции на них. Такое измене­ние возможно тогда, когда совпадают во времени повторяющиеся сочетания стимула, ответной реакции субъекта и подкрепления. Механизмом научения является образование условно-рефлектор­ных связей. Процесс научения происходит постепенно. Существу­ют разные способы графического отображения процессов науче­ния. Для классификации видов научения воспользуемся графи­ком, отображающим в форме кривой динамику образования и угашения новой реакции в зависимости от наличия и отсутствия сочетаний стимула с подкреплением (рис. 6).


' правильных ответов

Плато


Восходящая, кривая


Нисходящая кривая


 


Сочетание стимула с подкреплением


Отсутствие подкрепления


Рис. 6. Кривая, отображающая динамику процесса научения

Эта кривая имеет три части: восходящую, плато и нисходящую. Восходящая часть кривой научения отражает скорость научения как процесса формирования новой реакции (правильного ответа) на стимул. Необходимо некоторое количество сочетаний стимула с подкреплением и правильным ответом, чтобы связь между ними стала устойчивой. Постепенно процент правильных реакций на стимул увеличивается и достигает уровня, оптимального для дан­ного субъекта и данных условий научения. После образования ус­тойчивой связи между всеми тремя компонентами (стимул, реак­ция, подкрепление) и до тех пор, пока сочетание стимула с под­креплением остается, субъект сохраняет свою ответную реакцию, что отражено в плато кривой научения (устойчивый процент пра­вильных ответов субъекта на стимул). Если подкрепление переста­ет следовать за стимулом, то процент правильных ответов снижа­ется, и в конце концов связь между стимулом и реакцией распа­дается. Эта часть кривой отражает угашение образовавшегося на­выка.

Пользуясь таким описанием научения, можно более подробно описать его виды. Виды научения в таком случае можно вы­делять по разным критериям в соответствии с динамикой процес­са научения, особенностями его компонентов и их сочетаний, условиями, влияющими на скорость научения и угашения. Имею­щиеся в науке знания о научении и механизмах его формирова­ния позволяют выделить пять критериев классификации видов на­учения: по сложности процесса научения; по связи научения с ин­стинктивной формой регуляции деятельности; по временному пара­метру; по соотношению основных компонентов процесса научения; по способу научения. Дадим краткую характеристику основных ви­дов научения.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.