Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антропопсихизм






Признание наличия психики только у человека на первый взгляд кажется совершенно алогичным, однако все же имеет место. Наи­более жестко такой точки зрения придерживался Р. Декарт, ха­рактеризуя животных как «химические машины», не обладающие способностью к ощущению и переживанию, в отличие от челове­ка, обладающего сознанием. Отождествление души с сознанием и становится иногда основанием для отрицания такового (созна­ния — значит психики) на дочеловеческом уровне развития. Дру­гим основанием является разделение «души» и «духа» (и тогда: психики животных и души человека; психического и духовного и т. п.). В данном случае речь идет о разных уровнях развития психи­ки с выделением двух ее качественно различных форм: животной и человеческой. Такое разделение мы встречаем еще у Аристоте­ля, однако он обе формы называл душой, хотя и принципиально различной (чувственная, неразумная и смертная у животных; ра­зумная и бессмертная у человека).

Обозначенные точки зрения на возникновение психики, как теперь видно, имеют не только исторический характер. Они свя­заны с общей методологией, определением психики и представ­лениями о способах ее изучения. В современной психологии веду­щим является системный подход, позволяющий объяснять разви­тие всех явлений (и психики в том числе) как преобразование систем, происходящее по общим законам развития материи. Для объяснения эволюции психики целесообразно использовать тот вариант системного подхода, который специально разрабатыва­ется для изучения общих, эволюционных закономерностей, — эво-люционно-системный. С позиций этого подхода мы и обратимся к анализу возникновения и развития психики в филогенезе.

1.3. Проблема возникновения психики с позиций эволюционно-системного подхода

1.3.1. Основные положения системного подхода

Системный подход имеет давнюю историю развития (прекрас­но проанализированную в работах И. В. Блаумберга и Э. Г. Юди­на, П.К.Анохина, К.В.Судакова, Б.Ф.Ломова и др.), но в каче-


стве самостоятельного научного подхода сформировался в сере­дине XX в. Этот подход, являясь общенаучным, используется развивается в различных отраслях знания и, конечно, имеет каждой из них свою специфику. Приведем основные положения системного подхода, необходимые для понимания эволюции пси­хики.

1. Исходным является понятие системы. Системой называют
совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и функ
ционирующих как единое целое, отделенное от других целостно-
стей и вступающее с ними в различные взаимодействия.

2. Исходным в определении системы является понятие целост
ности.
Система понимается как нечто целостное в отношении
своему окружению — среде. Среда определяется как совокупное^
других систем, по отношению к рассматриваемой системе зани
мающих три различных положения: высшее (системой высшей
порядка считается такая, которая является более высоко органи
зованной и оказывается ведущей во взаимодействии с данное
системой); равнозначное (системы одного уровня, вступающие
данной системой в равноправные отношения); низшее (систем!
низшего уровня организации, оказывающиеся подчиненными в<
взаимодействии с рассматриваемой). Система как целостное об
разование по сравнению с другими системами выделяется на ос
новании системообразующего качества: основной характеристи
ки, объясняющей сущность данной системы, ее отличие от дру
гих систем одного и того же и других уровней.

3. Система состоит из элементов. Элементы — это единицы
свойства и функции которых определяются положением в обще
целостности, они находятся во взаимосвязи с другими элемента
ми и подчиняются в своем функционировании общим закона!
данной системы. Элемент выделяется в системе с позиции функ
ции, которую он выполняет, а не своей собственной структурь
Это означает, что элемент является таковым только по отноше
нию к данной системе и в других системах может входить в соста
других элементов или рассматриваться как самостоятельная сие
тема.

4. Целостность системы обеспечивается связями между ее эле
ментами. Связи могут быть разных типов (пространственные, функ
циональные, генетические и т. п.). Особое место в системе заю
мают системообразующие связи, определяющие собой все други
типы связей и особенности функций каждого элемента. Взаимс
действие системы с другими системами образует межеистемнь
связи,
которые будут разными в зависимости от качества и соот
ношения взаимодействующих систем и их статуса по отношени]
друг к другу.

5. Совокупность связей характеризует структуру и организацш
системы, в которой выделяются внутрисистемные связи двух та


пов: горизонтальные (связи между однопорядковыми элементами системы) и вертикальные (связи между разнопорядковыми, не­равнозначными в своих функциях элементами). Структура верти­кальных связей образует уровни системы, которые имеют иерар­хию: высшие уровни имеют более сложные связи и определяют собой структуру связей низших уровней.

6. Система обладает способностью к самоорганизации и само­развитию. Источник преобразования системы или ее функций ле­жит в самой системе (т. е. заложен в самой структуре ее элементов и связей между ними). Развитие системы — фундаментальная ее характеристика, развитие является одной из форм движения как общего свойства, присущего всей материи. Каждая система имеет свои закономерности и механизмы развития, часть из которых являются общими для всех систем (всеобщие законы развития ма-i терии), часть — специфическими для определенного класса сис-I тем или определенных уровней развития системы. В процессе сво-[сго преобразования, проходя присущие данной системе стадии I развития, система переходит на новые уровни своего существова-I ния {уровни развития системы) или преобразуется в систему но-[вого качества (например, психика — как психическое отраже­ние — возникает из другой формы отражения, не обладающей системообразующим для психики качеством — субъективным пе­реживанием).

В современной психологии разрабатывается и применяется для [ изучения психики как системного, развивающегося явления эво-\ЛЮционно-системный подход (П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов, Е.Н.Сур-Ков, К. В. Судаков, В. Б. Швырков и др.). Положения эволюцион-Е Но-системного подхода базируются на теории функциональных §Систем П.К.Анохина, в которой дано определение деятельности Кивого организма как самоорганизующейся и саморегулирующейся функциональной системы, все составные компоненты которой Находятся в постоянной функциональной взаимосвязи, обеспе­чивающей достижение организмом полезных приспособительных гаультатов. Анализируя психическую деятельность, П. К. Анохин люрил, что объективным системообразующим фактором, харак-вризующим эффективность системы, является результат деятель­ности системы (полезный приспособительный эффект, так как функция психики — регуляция взаимодействия субъекта с миром 1и обеспечения жизнедеятельности первого). Внутренним систе­мообразующим фактором как источником активности (функцио-|ирования) системы психической деятельности является потреб­ность, формирующая мотивацию и определяющая форму взаимо­действия с факторами внешней среды. Эти положения теории П.К.Анохина применимы и для системного анализа эволюции Психики. Центральной идеей эволюционно-системного подхода яв-ЛИется представление о развитии системы и переходе ее на новый


уровень существования, в результате чего она изменяется, повы шая свои системные качества (степень интегрированности, орга низованности, разнообразие типов внутрисистемных связей, по вышение своих информационных, энергетических и экологиче' ских возможностей). Это позволяет данной системе расширять i усложнять межсистемные связи, за счет чего она изменяет cboi положение во взаимодействии с другими системами, становяа системой высшего порядка. Б.Ф.Ломов и Е.Н.Сурков, разраба' тывая эволюционно-системный подход, сформулировали поло жение о том, что в процессе развития системы могут происходит: изменение детерминант (факторов, определяющих развитие) смена системных оснований (системообразующих факторов): н; более высоком уровне ведущими, определяющими функциони рование системы становятся новые компоненты, которые на пре дыдущей стадии присутствовали в потенциальной форме, ка] предпосылки будущего нового системного качества (что являете! выражением общих законов ведущей роли функции по отноше нию к органу, дифференциации и перехода количественных из менений в качественные). Психика, являясь системой, развиваю щейся в эволюции и онтогенезе, в процессе своего генезиса про' ходит ряд этапов (стадий развития), каждый из которых характе ризуется преобразованием межсистемных связей, ведущих к из менению внутрисистемных связей, и переходом в результате это го на новый уровень системной организации (новый уровень раз вития психики). Поскольку предметом зоопсихологии и сравни тельной психологии является именно содержание психики на раз ных уровнях ее развития и закономерности и механизмы преобра зования психического отражения, обеспечивающие переход н; следующий эволюционный уровень, то эволюционно-системны! подход оказывается о с н о в н ы м методологическим под­ходом для данной отрасли психологии.

Исходя из основных положений эволюционно-системного под< хода, необходимо принять такое определение психики, которо* позволило бы рассматривать ее как систему и изучать преобразо вание этой системы как преобразование ее элементов и внутриси стемных связей, выводящих всю систему (психику) на новый уро вень развития, но именно как данной системы, т. е. на новый уро вень развития самой психики. Для того чтобы понять развитш любой системы, необходимо объяснить ее положение среди дру гих систем с момента возникновения в качестве данной системь (проблема возникновения психики) и изменения дальнейший межсистемных взаимосвязей (что гипотетически предполагав постановку вопроса о том, что последует за существованием вые шей формы психики — человеческой). Определение психики, удов летворяющее этим требованиям, принято в отечественной психо логии и основывается на диалектическом материализме (матери


[влизм и диалектические законы явились важнейшими источника-1ми формирования системного подхода в целом и эволюционно-| системного в психологии в частности).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.