Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторный эксперимент






Лабораторный эксперимент проводится в условиях специально оборудованного помещения и предполагает строгий контроль всех условий и поведения испытуемого. Результаты лабораторного экс­перимента обычно отличаются высокой степенью достоверности. Однако ситуация лабораторного эксперимента далека от соответ­ствия естественным условиям, что ограничивает ценность полу­чаемых данных и требует проведения дополнительных исследова­ний для уточнения получаемых результатов.


Лабораторный эксперимент в психологии имеет давнюю исто­рию. Именно в рамках этого вида экспериментальных исследова­ний еще в XIX—начале XX в. были предложены основные мето­дики и методические приемы, которые впоследствии широко мо­дифицировались. Охарактеризуем основные типы методик.

1. Лабиринтные методики. Лабиринт — это специальным обра­зом ограниченное пространство, в котором есть вход (начало дви­жения животного или объекта, который необходимо достать из лабиринта), более одного возможных путей движения, из кото­рых только один правильный (или часть путей при выборе страте­гий следования).

Изучение процессов научения, памяти, мотивации и ориенти­ровочно-исследовательской деятельности животных с помощью лабиринтных методик проводилось в рамках бихевиористических исследований. Первоначально лабиринты использовались для изу­чения поведения крыс, но впоследствии стали широко приме­няться в экспериментах с самыми разными животными. Суть ла­биринтных методик состоит в том, что животное не может непо­средственно получить подкрепление (обнаружить приманку или выход из замкнутого пространства и т.п.), а должно самостоя­тельно найти правильный путь к нему. Есть такие лабиринты, в которых животное не воспринимает непосредственно подкрепле­ние, и такие, где подкрепление воспринимается, но путь его по­лучения заранее неизвестен. Сейчас существует много модифика­ций лабиринтных методик, которые можно классифицировать по двум основаниям:

1) по сложности. Есть лабиринты простые, в которых воз­
можна только одна альтернатива: всего два пути, один из которых
правильный. Форма таких лабиринтов может быть Т-образная или
Y-образная. Сложные лабиринты имеют несколько путей и тупи­
ков, из которых один или несколько являются правильными. Та­
кие лабиринты могут иметь разнонаправленные ходы, располо­
женные по две стороны относительно общей прямой оси, веер­
ные и т.п.;

2) по способу действия животного в лабирин­
те. Лабиринты могут быть локомоторные, в которых животному
надо передвигаться. В этом случае они могут быть наземные — из
приподнятых над поверхностью мостиков или подвесные, вод­
ные, воздушные и т. п. и комбинированные. Лабиринты могут быть
манипулятивные, в которых необходимо передвигать приманку с
помощью собственных или дополнительных средств. Такие лаби­
ринты используются только для тех представителей животного
мира, которые обладают способностью к манипуляции и орудий­
ной деятельности (высших обезьян, человека, а также слонов и
некоторых ластоногих и китообразных). Лабиринты могут быть
перцептивные (зрительные), когда надо найти правильный путь


без применения двигательных реакций. Вариантом такой методи­ки является эксперимент, в котором обезьяне предлагается зри­тельно выбрать из нескольких перекрещенных веревочек ту, кото­рая соединена с приманкой.

2. Проблемная клетка и проблемный ящик. Впервые с помощью
проблемной клетки изучал поведение животных (кошек, собак,
низших обезьян) американский психолог Э.Л.Торндайк. Прин­
цип этих методик состоит в том, что есть замкнутое простран­
ство, в котором заключено само животное (проблемная клетка)
или приманка (проблемный ящик). Животное должно найти вы­
ход из клетки или достать приманку из ящика, последовательно
открывая запоры или преодолевая препятствия. С помощью этих
методик изучаются направленность действий животных, способ­
ность к анализу условий и их изменений вследствие собственных
действий, научение, память, мотивация и т.п.

3. Обходной путь. Эксперимент с использованием обходного пути
был предложен В. Кёлером при изучении интеллекта высших жи­
вотных. Животное воспринимает приманку, которую невозможно
достать, так как она отделена преградой. Чтобы достать ее, необ­
ходимо обойти преграду, т.е. сначала удалиться от воспринимае­
мого «целевого объекта», это затем даст возможность приблизиться
к нему. Исследования животных различных уровней эволюцион­
ного развития показали, что только высшие животные могут на­
ходить обходной путь сразу, а остальные не способны удалиться
от воспринимаемой приманки и осваивают обходной путь только
путем научения. В.Кёлер считал, что способность к обходному
пути является одним из существенных критериев наличия интел­
лекта у животных. К модификации этого методического приема
можно отнести задачи на экстраполяцию (предвидение траекто­
рии движения объекта за преградой), предложенные Л. В. Крушин-
ским.

Существуют три основных типа методик обходного пути: локо­моторные (животное передвигается относительно преграды), ма- \ нипулятивные (животное передвигает приманку относительно пре­грады) и комбинированные (например, эксперимент В.Кёлера, в котором шимпанзе сначала надо было отодвинуть приманку от себя — от узкой к широкой щели ящика, затем обойти ящик и достать приманку с другой стороны).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.