Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики наблюдения






При проведении наблюдения используются различные мето­дики, т. е. различные способы и приемы организации наблюдения и фиксации наблюдаемых данных. Выбор конкретной методики зависит от цели наблюдения, степени изученности наблюдаемого


феномена, наблюдаемого животного, формы его поведения и ус­ловий наблюдения. В зависимости от этого выделяют виды наблю­дения и способы фиксации данных.

Виды наблюдения

1. Сплошное наблюдение. При сплошном наблюдении фиксиру­
ется все поведение животных с возможной точностью и подроб­
ностью. При этом получают данные об общей картине поведения,
его динамике и наиболее явных индивидуальных особенностях
объектов наблюдения. Обычно сплошное наблюдение предваряет
другие виды наблюдения; на основании полученных в сплошном
наблюдении данных формулируются общие гипотезы и конкрет­
ные цели для дальнейшего исследования. Как самостоятельный
прием, сплошное наблюдение используется для изучения суточ­
ной динамики поведения. Периодически повторяемое наблюде­
ние за суточной активностью животных используется при изуче­
нии онтогенеза и циклического изменения активности животных
(например, в разные фазы репродуктивного цикла).

2. Выборочное наблюдение. При выборочном наблюдении ста­
вится конкретная цель. Целью может стать описание определен­
ных форм поведения, например наблюдение за манипулятивной
активностью, игровой деятельностью или взаимодействием жи­
вотных друг с другом и т.п. В этом случае описывается только
поведение данной формы, но более подробно, чем при сплош­
ном наблюдении. Выделяются фазы суточной активности живот­
ного, когда наблюдаемая форма поведения достаточно хорошо
выражена. Наблюдение проводится многократно, что позволяет
в итоге точно и подробно описать все его особенности. Возмож­
но проведение выборочного наблюдения для изучения активно­
сти животных в определенное время суток или в определенной
ситуации.

3. Включенное наблюдение. Это такой вид наблюдения, при кото­
ром наблюдатель включен во взаимодействие с наблюдаемым или
участвует в общей ситуации, в которой осуществляется наблюде­
ние (например, сам проводит эксперимент, дрессировку, осуще­
ствляет уход за животным и т. п.). Включенное наблюдение позво­
ляет получить очень точные данные, поскольку с большой досто­
верностью выявляются цели и мотивы поведения животных, что
далеко не всегда возможно даже в эксперименте. Включенное на­
блюдение требует большого опыта и умения исследователя,
поскольку велик риск направленного воздействия на животное
для получения желаемых результатов, а кроме того, затруднена
фиксация данных. Основное приходится фиксировать по памяти
после окончания наблюдения. Последний недостаток может быть
устранен с помощью технических средств фиксации, однако не
всегда имеется возможность их применения.


Способы фиксации данных в наблюдении

Для фиксации данных в процессе наблюдения применяются два основных вида средств: ручная фиксация (запись на бумаге с помощью ручного пишущего средства — карандаша или ручки) и фиксация с помощью технических средств (видео- и аудиозапись). В наблюдении за животными возможность применения техничес­ких средств ограничена различными обстоятельствами. В полевых условиях это расстояние до наблюдаемого объекта, освещенность, влажность, температура и т. п., ограничение подвижности живот­ных (клетка, вольер, лаборатория и т.п.), затруднения создает подвижность испытуемых, в результате чего не все достаточно хорошо видно, кроме того, присутствие и работа приборов и до­полнительных людей могут отвлекать животное или служить стрес­совым фактором. Запись наблюдения называется «протокол на­блюдения». Используются различные способы фиксации данных наблюдения (протоколирования).

1. Сплошное протоколирование. Может применяться в любом виде
наблюдения, но чаще используется при сплошном наблюдении.
В этом случае максимально подробно фиксируется все поведение
животных ручным способом или с применением технических
средств.

2. Выборочное протоколирование. Обычно используется в выбо­
рочном наблюдении. Соответственно записываются только те фак­
ты, которые относятся к цели наблюдения. При использовании
технических средств возможны выборочная фотосъемка, видео- и
аудиозапись, анализ отдельных кадров и т. п.

3. Повременной протокол. При необходимости выявления дина­
мики поведения используется повременной протокол. В этом слу­
чае протокол наблюдения разделяется на временные промежутки
(например, по нескольку минут), и в каждом временном интер­
вале фиксируется поведение животного. Выбор временного ин­
тервала зависит от характера наблюдаемой формы поведения. При
таком способе фиксации данных используется секундомер. По­
временной протокол позволяет быстро и точно выявить времен­
ные особенности поведения животных.

4. Поведенческий протокол. Это более сложная форма протоко­
лирования, при которой в процессе наблюдения производится
частичная обработка получаемых данных. Предварительно прово­
дится серия сплошных и выборочных наблюдений, на основании
которых выделяются необходимые для наблюдения формы пове­
дения животных (например, манипуляции, акты общения, ори­
ентировочные стойки и т.п.). Протокол помимо временных ин­
тервалов разделяется на вертикальные графы, в каждой из кото­
рых описывается определенная форма поведения. Ведение такого
протокола требует высокой квалификации исследователя.


5. Использование графических схем. Это еще более сложная и тру­
доемкая форма протоколирования. Помимо повременной и пове­
денческой форм используются графические схемы передвижения
животного в пространстве. Такие графические схемы заготавлива­
ются заранее, на них отмечаются все необходимые для ведения
протокола объекты. Количество схем обычно соответствует коли­
честву временных интервалов. Параллельно с записью поведения
зарисовывается на схеме передвижение животного. Пользуясь гра­
фическими схемами, можно не только точно описать динамику
поведения, но и скорость передвижения, частоту и интенсивность
взаимодействия животного с объектами и т. п.

6. Кодирование информации. При наблюдении за сложными и ди­
намичными формами поведения (например, манипуляциями, ак­
тами общения и т.п.) используют кодирование информации с
помощью значков. Предварительно проводится серия наблюдений,
точно описываются и расчленяются на отдельные акты (напри­
мер, способы захвата объекта и действий с ним) все формы на­
блюдаемого поведения, каждый акт обозначается отдельным зна­
ком. Исследователь при наблюдении записывает то, что видит, не
словами, а этими значками, что позволяет более точно зафиксиро­
вать гораздо больше данных. Коды (например, поз и выразитель­
ных движений определенного вида животных) могут быть как об­
щепринятые, так и применяемые только одним исследователем.

Как все научные методы, наблюдение имеет свои преимуще­ства и ограничения.

Преимуществами метода наблюдения являются его объективность, получение данных о целостном и естественном поведении животного, комплексность получаемых данных и вы­сокая степень их достоверности, соответствие поведения живот­ных актуальной мотивации (в отличие от эксперимента, где воз­можна специальная организация таких условий, при которых животное ограничено в выборе поведенческих проявлений или вынуждено выполнять какие-либо действия вне зависимости от имеющейся актуальной мотивации).

Ограничениями метода наблюдения являются не­обходимость высокой квалификации наблюдателя, невозможность повторного наблюдения одного и того же факта в одних и тех же условиях, сложность фиксации данных при полевом и включен­ном наблюдении, сложность и неоднозначность интерпретации протокола наблюдения, поскольку чаще всего используется опи­сательная фиксация данных.

При изучении психики животных наблюдение используется как самостоятельный метод исследования и как обязательный компо­нент процедуры экспериментального исследования. Применение наблюдения и использование данных наблюдения для интерпре-


тации результатов эксперимента в зоопсихологии являются обя­зательными, так как в отличие от физиологических методик, где фиксируются только результаты поведения животных, в зоопси­хологии главным является как животное достигло этого результа­та, т. е. сам процесс решения задачи. Как самостоятельный метод, наблюдение применяется в изучении развития психики животных на протяжении длительного времени (лонгитюдные исследования). На основе полученных данных выявляются закономерности раз­вития психики в онтогенезе (индивидуальном развитии особи).

Метод эксперимента

Суть экспериментального метода состоит в проверке научной гипотезы с помощью контролируемых условий деятельности ис­пытуемого. На основе имеющихся данных выдвигается предполо­жение о том, как будет вести себя животное в определенных, специально организованных условиях и как будет влиять измене­ние этих условий на изменение поведения испытуемого. Гипотезы могут быть поисковые, альтернативные, уточняющие и т.п. Экс­перимент отличается от наблюдения тем, что осуществляется ак­тивное вмешательство в ситуацию со стороны экспериментатора. При проведении эксперимента могут применяться различные при­способления, аппараты и установки, соответствующие и не соот­ветствующие естественным условиям обитания животных. Для фиксации данных могут применяться различные устройства.

Основные принципы метода эксперимента

1. Контролируемость условий и поведения испытуемого. При про­ведении эксперимента необходимо учитывать все особенности си­туации и возможности животного. Это не всегда легко сделать, так как животным нельзя, в отличие от человека, дать инструкцию и полагаться на ее сознательное выполнение. Поэтому эксперимен­тальная ситуация должна быть организована так, чтобы свести к минимуму непредвиденные реакции животных. Во всех случаях та­кие реакции фиксируются в протоколе наблюдения и используют­ся для интерпретации полученных данных. В зоопсихологии неред­ки случаи, когда животное, особенно обладающее высоко разви­той психикой, реагирует на экспериментальную ситуацию не так, как предполагал исследователь. Например, в экспериментах В.Кё-лера шимпанзе предлагалось достать высоко подвешенную приманку при помощи палки, которую, как предполагал исследователь, обе­зьяна будет держать в руке. Однако в некоторых случаях шимпанзе использовали палку как шест для прыжка или быстро вскарабкива­лись на нее, поставив вертикально под приманкой. Оказалось, что манипулировать длинной палкой стоя на ногах обезьяне иногда


труднее, чем использовать ее как приспособление для локомоций. В экспериментах с применением палки для выкатывания приманки из простого лабиринта (В.Кёлер, Э.Г.Вацуро, Г.Г.Филиппова) шимпанзе и орангутаны последовательно применяли ряд не учтен­ных учеными способов, которые для проверки поставленной гипо­тезы приходилось последовательно устранять. Обезьяны, вместо того чтобы выкатывать приманку по проходам лабиринта при помощи палки, перебрасывали приманку за бортик лабиринта, поддевая ее палкой, перетаскивали, прижимая палкой к бортику, и даже мет­ко ударяли по экспериментальному столу снизу, в результате чего приманка подпрыгивала и попадала за бортик лабиринта. Сходным образом вели себя орангутаны, когда им предлагалось выталкивать приманку палкой из трубки (Г.Г.Филиппова). Они вытряхивали приманку, стуча трубкой об пол, и даже выдували ее ртом, раска­тывали и разминали трубку на полу и т. п. Таким образом сам про­цесс деятельности животного изменялся: ему приходилось не до­бывать приманку единственно возможным способом, следующим из самой ситуации, а находить тот способ, который разрешал и подкреплял экспериментатор. Исследования практически всех уче­ных, изучавших и изучающих психику высших животных, и осо­бенно обезьян, свидетельствуют о том, что в ряде случаев мы име­ем дело именно с такой ситуацией, т. е. исследуем не возможности животного действовать в предложенной объективной ситуации, а его способность выявить задачу, исходящую от человека, и найти соответствующее решение. Поэтому требование к контролю усло­вий эксперимента и поведения животного является одним из наи­более важных и в то же время трудно выполнимых принципов про­ведения эксперимента.

2. Наличие специально разработанной процедуры проведения экс­
перимента и фиксации получаемых данных.
Этот принцип отражает
суть экспериментального метода. Для каждого эксперимента спе­
циально разрабатывается процедура, в которую входит последо­
вательность всех событий и действий экспериментатора и испыту­
емого, описание фиксируемых форм поведения животного и спо­
соб такой фиксации. Полученные данные обрабатываются специ­
ально разработанным способом. Это позволяет сравнивать данные,
полученные в разных сериях эксперимента и разными исследова­
телями, что обеспечивает их достоверность и объективность.

3. Возможность повторения эксперимента с этим же и другими
животными, а также другими исследователями.
При проведении
эксперимента и представлении полученных данных обязательным
является предъявление методики и результатов в таком виде, что­
бы их могли оценить и при необходимости повторить другие ис­
следователи. Именно это позволяет в конце концов понять причи­
ны и механизмы поведения животного. Нередко исследователи,
применяя одну и ту же методику, получают разные результаты,


сравнение которых позволяет выявить подлинные особенности психики изучаемых животных.

4. Объективность. Этот принцип предполагает точную фикса­цию и непредвзятую интерпретацию поведения животных вне за­висимости от того, соответствует ли оно гипотезе исследователя. Зоопсихология, как и любая наука вообще, к сожалению, не сво­бодна ни от идеологических, ни от личностных особенностей ис­следователя. Поэтому объективная фиксация данных, подробное представление методики, наличие и сохранность протоколов на­блюдения и проведения эксперимента являются обязательными и необходимыми в зоопсихологических исследованиях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.