Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перспективные направления исследований в зоопсихологии и сравнительной психологии






1. Обучение животных искусственным знаковым средствам. С по­
мощью таких экспериментов происходит исследование проблем
становления знакового общения, возможностей использования
знаков для организации интеллектуальной деятельности этих жи­
вотных (пока только начаты исследования в этой области), пере­
дачи таких средств от родителей к детенышам и от одной особи к
другой, а также использование искусственных языков для изуче­
ния внутреннего субъективного мира животных. Как уже указыва­
лось, понгиды не просто чертят по бумаге, а могут усматривать в
своих рисунках конкретные образы: например, шимпанзе Уошо,
обученная Амслену, нарисовав «каракули» в форме концентри­
ческих кругов, назвала свой рисунок «яблоко».

2. Исследование зачатков самосознания у животных. Устоявшее­
ся мнение о том, что только понгиды узнают себя в зеркале, явно
должно быть пересмотрено, хотя в данном направлении пока су­
ществуют только единичные наблюдения и эксперименты. Весьма
перспективно изучение всех уровней развития самосознания, от
самоощущения до становления образа Я, что предполагает вклю­
чение в эту проблематику разных видов животных, а также ис­
пользование данных, касающихся антропогенеза (палеопсихоло-
гия). Изучение самоузнавания в зеркале, проведенное Н.Н.Авде­
евой с детьми первого года жизни, открывает широкие возмож­
ности сравнительных исследований в этой области.

3. Обоснование валидности цветовых и рисуночных проективных
методов.
Данные, полученные при изучении рисования, восприя­
тия и использования цветов, особенно в сравнении с аналогич­
ными исследованиями на младенцах и анализом искусства древ­
него человека, позволяют подтвердить валидность рисуночных про­
ективных методик, используемых в психодиагностике. Располо­
жение рисунков на листе, использование уже имеющихся изоб­
ражений, узнавание в рисунке конкретных образов объектов, под­
ражательное рисование, использование красок и их сочетаний
понгидами, а также исследование рисования у детей второго по­
лугодия жизни и примитивных орнаментов неандертальцев и ран-


них неоантропов позволяют подтвердить, что некоторые характе­ристики проективных цветовых и рисуночных тестов являются абсолютно объективными и могут использоваться в психологии без дополнительного подтверждения другими, считающимися более «точными» методиками.

4. Анималотерапия. Это направление уже активно заявило себя не только за рубежом, но и в России. Наиболее известными явля­ются психотерапевтические методики с использованием лошадей (иппотерапия) и дельфинов (дельфинотерапия), однако перспек­тивным является также использование обезьян, собак, кошек и других животных как для коррекционно-терапевтической, так и для развивающей психологической работы. Для использования та­ких животных не нужно специального помещения, оборудования, а нужны только хорошо подготовленные психологи, обладающие помимо общепсихологических и зоопсихологическими знаниями.

Разумеется, обозначенные выше актуальные проблемы и на­правления не исчерпывают всех перспектив развития зоопсихоло­гии и сравнительной психологии, которые, несомненно, будут активно развиваться в ближайшем и отдаленном будущем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.