Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы зарубежных и отечественных ученых к профессиональному самоопределению (Д. Сьюпер, Э. Гинзберг, Дж. Холланд)




Подходы заруб. и отеч. ученых к проф. самоопределению(Д.Сьюпера, Э.Гинзберга, Дж.Холланда, Е.А.Климов) Зарубежные теории самоопределения. Теория профессионального развития Джона Сьюпера. Американский психолог Дж. Сьюпер рассматривает профессиональное самоопределение как способ реализации я-концепции личности. Я-концепцию он определял как совокупность сведений, представлений субъекта о самом себе. Профессиональная концепция личности — это субъективные представления о сущности той или иной профессиональной деятельности. Еще я-концепция человека совпадает с его личными представлениями о сущности профессии, тогда совершается профессиональный выбор. В соответствии с этой концепцией он выделил 5 стадий профессионального развития: от 0 до 14 лет. Стадия пробуждения. Я-концепция формируется через идентификацию ребенка со значимым взрослым. 15-24 года. Стадия исследования. Индивид пытается попробовать себя в разных профессиональных ролях, ориентируясь на свои реальные возможности. 25-44 года. Стадия консолидации. Индивид старается обеспечить свою позицию, свой авторитет в определеннонном профессиональном поле. 45-54 года. Стадия сохранения. Карьерный рост, новые должности по выбранной профессии. Старше 65 лет. Стадия спада. Сокращение участия индивида в профессии и более значимо для него становятся другие социальные роли. Рассматривая личностное самоопределение как процесс обретения человеком своего ценностно-смыслового единства вкупе с его практической реализацией и, одновременно, как психологическое явление, обладающее определенной структурой, М.Р. Гинзбург выделяет следующие структурные компоненты личностного самоопределения: психологическое настоящее и психологическое будущее, каждое из которых двухпланово, т.е. обладает ценностно-смысловым (вертикальная составляющая) и пространственно-временным аспектами (горизонтальная составляющая). Автор подчеркивает, что личностное самоопределение можно определить как содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных ценностей и смыслов, так и пространства реального действия - актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее. В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии: стадия фантазии (до 11-ти летнего возраста); Представления ребенка о профессиональном самоопределении ничем не ограничены гипотетическая стадия (с 11 до 17); Делится на периоды: 1) П-д интереса(11-12), 2) П-д способности(12-14), 3) П-д оценки(15-16), 4) Переход.п-д(17) реалистическая стадия (от 17-ти и старше): П-д исследования(17-18), 2) П-д кристаллизации(19-21)(определение более узких сфер), 3) П-д специализации(> 21)(еще более узкий выбор) Первые два периода - фантазии и гипотетический - протекают одинаково у юношей и девушек, а переход к реализму наступает раньше у менее обеспеченных юношей, но планы девушек отличаются большей гибкостью и разнообразием. Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить - существуют большие индивидуальные вариации: некоторые определяются в выборе еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профессии, и что некоторые люди меняют род деятельности на протяжении всей трудовой деятельности. Теория Дж. Холланда. Американский психолог Дж. Холланд в 60-е годы 20 в. обосновал теорию, согласно которой профессиональное самоопределение личности обусловлено тем типом личности, который сформировался. Холланд описал 6 типов личности, которые сформировались в силу различных обстоятельств: РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ. Характеристики: открытый, мужественный, честный, волевой, сильный. Основные ценности: конкретные вещи, природа, практическое дело. Профессии: фермер, механик, шофёр, техник (Ч-П (человек-природа), Ч-Т (человек-техника)), учитель технологии или с/х, биологии. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. Характеристики: интервент, методический, педантичный, интеллектуальный, креативный, нерасчетливый. Основные ценности: научная работа, независимость. Профессии: научный работник в высшей школе или элитарных учебых заведениях. СОЦИАЛЬНЫЙ. Характеристики: открытый, коммуникабельный, доброжелательный, гуманистически направленный, эмпатичный, эмоциональный, экстраверт. Основные ценности: помощь, поддержка, взаимопонимание. Профессии: врач, психолог, социальный работник, педагог (Ч-Ч (Человек-Человек)), педагог (ДОУ, начальная школа), дефектолог в детских домах и т.д. АРТИСТИЧЕСКИЙ. Характеристики: экстраверт, эмоциональный, выразительный, креативный, непосредственный, импульсивный, склонный к импровизации. Основные ценности: творчество и свобода. Профессии: актёры, журналисты, музыканты, художники, учителя литературы, музыки, ИЗО, МХК, иностранных языков. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ. Характеристики: энергичный, склонный к риску, авантюре, волевой, целеустремленный. Основные ценности: успех, власть, деньги. Профессии: политики, предприниматели любого уровня, директора школ (создание авторских школ), административная карьера (руководитель департамента и т.д.). КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ. Характеристики: конформист, методический, аналитический, педантный, интроверт (Ч - З). Основные ценности: порядок, точность, пунктуальность. Профессии: математики, программисты, бухгалтеры банковские служащие. Теория Дж. Холланда рассматривает типы как статические, неизменные, не учитывает то, что личность меняется под воздействием различных усилий и обстоятельств, не учитывает наличие смешанных типов. Евгений Александрович Климов выделил стадии профессионального самоопределения, несвязанные с возрастными границами, поскольку человек в течение жизни несколько раз совершает профессиональный выбор. Стадии: оптант - человек, обеспокоенный выбором будущей профессии, стремящийся получить информацию. адепт - человек, готовящийся к профессиональной деятельности. адаптант - тот, кто проходит период адаптации на рабочем месте: социальной; психологической - к новому коллективу, к ученикам; производственная - к режиму, к условиям работы. интернал - молодой специалист, умеющий работать самостоятельно. мастер авторитет наставник - передает опыт молодым специалистам.


 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.