Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великий Новгород






ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

 

Гаричева Елена Алексеевна

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭВРИСТИКА

Учебное пособие

Великий Новгород


Информационная эвристика

Учебное пособие

 

Автор

доктор филол. наук, доцент Е.А. Гаричева

 

Рецензент:

 

 

Ужанков А.Н., доктор филологических наук

(Литературный институт имени М. Горького)

 

Гаричева, Е.А. Информационная эвристика: Учебное пособие / Е.А. Гаричева. Великий Новгород, 2010.

Пособие предлагает взглянуть на проблемы информационного общества и помогает в приобщении к информационной культуре, в написании и оформлении учебных работ. Предназначено для студентов, а также всех интересующихся информационной культурой.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Информация и общество

Глава 2. Информационные ресурсы

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Глава 4. ДОКУМЕНТ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА (НА ПРИМЕРЕ КНИГИ). Глава 5. ИСТОРИЯ КНИГИ, РЕФЕРИРОВАНИЯ И АННОТИРОВАНИЯ

Глава 6. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Глава 7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК


Глава 1. ИНФОРМАЦИЯ И ОБЩЕСТВО

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беловицкая, А.А. Общее книговедение / Алиса Александровна Беловицкая. М.: Книга, 1987. – 255 с.

2. Копылов, В.А. Информационное право / Владимир Александрович Копылов; Комитет при Президенте РФ по политике информатизации. М.: Юристъ, 1997. – 470 с.

3. Моргенштерн, И.Г. Информационный и книжный мир. Библиография / Исаак Григорьевич Моргенштерн. – СПб.: Профессия, 2007. – 440 с.

4. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / Анатолий Ильич Ракитов. М.: Политиздат, 1991. – 286 с.

5. Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. СПб.: Профессия, 2003. – 560 с.

6. Храмцов, П.Б. Лабиринт Internet. Практическое руководство. М.: Электронинформ, 1996. – 256 с.

 

ВОПРОСЫ:

1. Как вы можете объяснить слова президента Американского общества по информатике Д. Пеннимана, утверждавшего, что в США еще нет информационного общества, а наступил век информационного сервиса? (РЖ «Информатика». 1989. № 5. Реф. № 9).

2. Что такое информационное общество, информационная культура, информационный образ жизни?

3. Какие могут быть подходы к определению информатизации? Какие этапы информатизации можно выделить?

4. Что такое информационный кризис, информационные барьеры? Какие есть пути по их преодолению?

5. Когда информация становится знанием?

 

Слово «эвристика» происходит от греческого «heurē ka» - нахожу. Согласно древней легенде, именно это слово - «Эврика!» («Нашел!») произнес знаменитый древнегреческий математик и механик Архимед (287-212 до н. э.) при открытии им ныне известного каждому школьнику основного закона гидростатики. От этого слова и было образовано название сформировавшейся еще в античной философии науки об «искусстве нахождения истины» - эвристики.

Слово «информация» известно в русском языке со времен Петра Первого, а его синонимы «сведения», «вести» употреблялись раньше. Термин «информация» происходит от лат «informatio», что означает «сведения», «разъяснение, «изложение». В словаре под редакцией С.И. Ожегова под информацией понимаются «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах». С середины XX века информация превращается в общенаучное понятие, связанное с кибернетикой. В кибернетике под информацией понимают ту часть знания, которая используется для ориентирования, активного действия, управления в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).

Далеко не вся информация становится знанием человека. Возьмем, например, данные, которые являются результатом языковой фиксации единичного наблюдения, эксперимента, факта или ситуации. Для того, чтобы данные, содержащие объективную информацию, стали знанием, они должны включиться в систему тройственных отношений – семантических (смысловых), синтаксических и прагматических, т.е. они должны иметь смысл, включаться в отношения конструктивности, ведущие к образованию новых смыслов и служить основанием для практической деятельности человека. Знания – информация, прошедшая ряд преобразований и выраженная, зафиксированная и функционирующая в особых символических знаковых системах – языках.

Понятие «информационное общество» впервые прозвучало в 1966 году. Его концепцию разработал японский социолог Масуда в 1945 году. Он предположил, что единые информационные сети и банки данных позволят развиваться человечеству в едином направлении, что обеспечит прогресс цивилизации в целом. С тех пор оно приобрело всеобщую известность. Сегодня многие ученые считают, что XXI век – это время информационного общества, потому что от качества используемой информации, ее полноты и точности будет зависеть как общее благополучие людей, так и благополучие отдельного человека.

Американский социолог Элвин Тофлер в 1980 году высказал мысль, что человеческое общество проходит через три волны технологической революции – аграрной, индустриальной и постиндустриальной. В результате возникают аграрно-ремесленная и индустриальная, урбанистическая цивилизации. Последней, происходящей на наших глазах, является информационно-компьютерная революция, которая должна привести к созданию информационного общества. В этом обществе информация считается особо ценным ресурсом и продуктом, поскольку она обеспечивает жизненно и исторически важные направления деятельности человека.

Основные особенности информационного общества (Моргенштерн):

1. Более половины работников заняты умственным трудом.

2. На смену хаотичному отношению к информации приходит информационная культура.

3. Благодаря информационным технологиям и экономическим ресурсам общество обеспечивает всех сограждан информацией везде и в любое время.

4. Государством законодательно закреплена и реализуется свобода слова и печати, производства и распространения информации.

5. В общественном сознании преобладают общечеловеческие ценности.

Таким образом, информационным является общество, уровень развития которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информацией, ее свободой, доступностью и конструктивностью. Информационная культура предполагает не только наличие у личности информационных потребностей и стремления их реализовывать, но и приращение положительной информации, способствующей совершенствованию людей и улучшению отношений между ними, развитию науки, техники и культуры.

В XX веке результатами массового обмана и самообмана в Германии, Италии, СССР стала гибель десятков миллионов людей, тысяч памятников культуры, духовное разрушение и опустошение личностей. Известно высказывание Карла Маркса, что идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Герои немецкой писательницы Анны Зегерс «Мертвые остаются молодыми» (1949), пережив кошмар фашизма, признаются: «Мы отлично знали, что идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Но мы никак не предвидели, что этот чудовищный обман может стать силой». В романе русского писателя Марка Алданова «Истоки» (1950) Достоевский предрекает «великое упрощение» и говорит о том, что революционеры, решаясь на террор, не знают, чем он может стать для человека: «Да, думаю о революции, о революционерах. Как они на такое дело решаются? Ведь чтоб убить человека, надо слишком хорошо его знать, надо все о нем знать, а? А тогда, может, и не убьешь?»

Необходимо использовать информационные каналы для распространения идей добра и милосердия. Личность, несущая настоящую информационную культуру, никогда не будет пользоваться информацией в разрушительных целях, она способна сопротивляться разрушительной информации. В ее сознании должна быть сложившаяся иерархия ценностей, которая позволит личности свои интересы согласовать с общими, поможет ей осуществлять правильный нравственный выбор. Информационный образ жизни, информационное сознание предполагает соблюдение культуры создания, обмена и потребления информации.

Термин «информатизация» был впервые употреблен американскими учеными в 1978 году. В русский язык его ввел А.И. Ракитов. Он предложил следующее определение этого понятия: «Информатизация общества – это процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Результатом этого является возникновение информационного общества, знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологии, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений в культуре, духовной жизни, быту». Очевидно, что для А.И. Ракитова определяющим критерием информатизации является использование информационных технологий в целях улучшения жизни людей.

В.А. Копылов предлагает другое определение: «Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан». Для этого ученого главным является удовлетворение потребностей граждан и правовой аспект. И.Г.Моргенштерн объединяет эти два подхода: «Информатизация обозначает многосторонний процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе информационных ресурсов, главным образом современной электронной техники и средств связи».

Идеи информационного общества обретают международное признание. 22 июня 2000 года на японском острове Окинава главы восьми ведущих стран мира подписали Хартию глобального информационного общества. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) реализует международную программу «Информация для всех».

К предыстории информационного общества относится возникновение письменности. В работе «Несколько мыслей о типологии культур» Ю.М.Лотман предлагает классифицировать культуру на письменную и бесписьменную. Бесписьменная культура, по его мнению, обладает рядом преимуществ (например, твердой коллективной памятью), но возникновение письменной культуры связано с нестабильностью, динамизмом жизни и взаимодействием с другими культурами. Изобретение книгопечатания в 1445 году Иоганном Гуттенбергом позволило распространять знание во многих экземплярах документов, не искаженными ошибками переводчиков. Тогда население планеты достигло 450 млн человек. К середине XIX века, когда на земле проживало 1, 2 млрд человек, широко применяется электрический телеграф, позволяющий мгновенно передавать важнейшие новости. В 1895 и 1898 гг., когда население Земли достигло 1, 6 млрд человек, были изобретены радио и кино. Следующее революционное изобретение – телевидение – входит широко в быт с 50-х гг. XX века, когда на планете проживали 2, 5 млрд человек. С 1980-х годов, когда на нашей планете было 4, 5 млрд человек, распространяются электронные средства передачи информации, происходит массовый выпуск персональных компьютеров.

Первые ЭВМ были созданы в 30-е годы XX века независимо друг от друга американским физиком Д. Атанасовым и немецким инженером К.Цузе. В 1951 году появилась первая коммерческая вычислительная машина. В Советском Союзе создание компьютеров первого поколения началось по инициативе Лебедева в 1947 году и закончилось построением первой ЭВМ в середине 50-х годов. Информационная сеть Internet начала формироваться в начале 60-х годов в США, а в 1989 году стало осуществляться администрирование и техническое координирование сети в рамках Европы.

Общий объем информации растет столь быстро, что его уподобляют взрыву. В 1956 году Д. Прайсом была предложена модель ускоренного роста информационного потока с удвоением числа публикаций каждые 10-15 лет. Однако к началу 60-х годов Д. Прайс пришел к выводу, что информационный поток не может возрастать до бесконечности, поскольку есть факторы, ограничивающие его рост: завершение исследований, изменение общественных интересов, которые приводят к уменьшению финансирования.

Информационный взрыв приводит к информационному кризису, который характеризуется быстрым ростом научных публикаций, увеличением доли рабочего времени, которое затрачивается на поиск информации, дифференциацией науки (разделение на отдельные дисциплины) и возникновением информационных барьеров. Если в 1900 году выходило менее 10 тыс. научно-технических журналов, то в 1970-е годы – уже 35 тыс. Если в 1910 году по химии было опубликовано 13 тыс. журнальных статей и книг, то в 1975 году – 413 тысяч.

Информационные барьеры предполагают ограничение на доступ к информации по определенным причинам – идеологическим, финансово-экономическим, социальным, технологическим, правовым, языковым.

Информационное пространство особенно усиленно контролировалось в тоталитарных государствах. Так, в Германии во время Третьего рейха в 1930 году было уничтожено от 25 до 75 млн книг. В СССР в 1970-е годы были запрещены, изъяты из библиотек книги В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), А. Солженицына («Один день Ивана Денисовича») и др.

Если в 1909 году достаточно было знать французский, немецкий и английский языки для того, чтобы читать 92 % всей мировой литературе по химии, то сейчас на этих языках выходит уже около 50 % всей химической литературы.

Некоторые ученые, например, физик Э. Ферми, предпочитают не тратить время на поиск информации, а сами выводят формулы. Но это доступно далеко не всем. Чтобы преодолеть информационный кризис и информационные барьеры, ЮНЕСКО в программе «Информация для всех» определяет следующие задачи:

- содействовать свободному распространению идей словесным и изобразительным путем;

- обеспечить сохранение, приумножение и распространение знаний путем сохранения и охраны зафиксированного знания человечества, сотрудничества народов в сфере обмена печатными изданиями и др. информационными материалами;

- уменьшить различия между информационно богатыми и бедными для создания информационного общества для всех;

- поддерживать многоязычие и разнообразие культур в киберпространстве, всеобщий доступ к информационным и коммуникационным технологиям, в том числе к Интернету.

Информатизация общества предполагает и развитие информационной культуры личности. Информационный образ жизни человека может быть различным. Нельзя назвать здоровым такой образ жизни, при котором человек полностью погружается в информационный мир и отказывается от других проблем и радостей жизни, от живого общения с друзьями и родными. Такая опасность существует у многих любителей часами бродить по сетям Интернета.

 

Информационные позиции трех типов личности:

 

Крайность Оптимум Крайность
«Я знаю, что ничего не знаю, и ничего знать не хочу» «Я обнаруживаю в своих знаниях пробелы и стремлюсь их восполнить» «Того, что я знаю, достаточно»

 

Какая из этих позиций может привести к развитию личности? Что препятствует развитию личности в других случаях?

Когда Василий Шукшин поступал на режиссерский факультет ВГИК, Михаил Ромм, который принимал у него экзамен, узнал, что он мало читал. Тогда режиссер-преподаватель поставил условие перед будущим студентом: если Шукшин хочет стать режиссером, он должен прочитать самые известные произведения классической литературы. И Василий Макарович Шукшин это условие выполнил.

Самоанализ личности может быть направлен на ее совершенствование, если личность, выяснив свои слабости и пробелы, ищет информацию для принятия решений и действий. Но самоанализ может выродиться в самолюбование или самобичевание. В этом случае современные Обломовы отказываются от деятельности и начинают жаловаться на «информационные перегрузки».

Высокая степень информационного образа жизни состоит в сочетании объективности с критическим отношением к получаемой информации. Информационные процессы образуют основу духовного саморазвития личности, которое происходит в ходе деятельности, учебной и профессиональной, и предопределяет направление, темп роста знаний и умений, формирования мастерства в любой области деятельности. Основу информационного образа жизни образует система знаний и ценностей. Жажда истины и новизны, полет фантазии и творчество позволят личности не стать пассивным потребителем информации, не перекладывать всю ответственность на компьютерные программы, а двигаться вперед в своем развитии и способствовать развитию общества.

 

 

Глава 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

ВОПРОСЫ:

1. Что обозначает термин «ресурсы»? Какие бывают ресурсы?

2. Что такое информационные ресурсы?

3. Каким особым свойством обладают информационные ресурсы по сравнению с любыми другими?

4. Какие выделяют виды информационных ресурсов?

5. Почему информационные ресурсы относят к числу стратегических?

6. Что относится к числу информационных услуг? Придумайте новый вид информационных услуг.

7. Что такое информационный рынок? Каким образом он может развиваться?

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Веревченко А.П. и др. Информационные ресурсы для принятия решений. / А.П. Веревченко, В.В. Горчаков, И.В. Иванов, О.В. Голодова. М.: Деловая книга; Екатеринбург: Академический проект, 2002. – 558 с.

2. Романенко В.Н., Никитина Г.В. Сетевой информационный поиск: Практ. пособие / В.Н. Романенко, Г.В. Никитина; Российская академия естественных наук. Северо-западное отделение образования и развития науки. СПб.: Профессия, 2005. – 299 с.

3. Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. СПб.: Профессия, 2003. – 560 с.

4. Управление Интернетом. Проблемы, субъекты, преграды / Йован Курбалия, Эдуардо Гелбстайн. М.: Центр Интрнет-политики Московского гос. ин-та международных отношений (Университета) МИД России, 2005.

Ресурсы — это элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) гласит: Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

Вместе с тем, данное определение сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. При более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

Информационные ресурсы – это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, которая зафиксирована на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве для решения определенных задач.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т. п.), а информационный ресурс остается «несжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Уникальным информационным ресурсом является память специалиста.

Персонал – класс информационных ресурсов, включающих специалистов, владеющих комплексом специальных теоретических и практических навыков, приобретенных в результате профессиональной подготовки и опыта. Без персонала информация, содержащаяся на остальных видах носителей, превращается в «ничто». В свое время А.Н. Туполев, отвечая на замечание о недостаточности научных публикаций в институте самолетостроения, объяснял это нехваткой времени и замечал: «Если возьмете каждого из сотрудников, вы увидите, сколько человек у каждого из них учатся. Создается школа, которая имеет очень большое значение…»

Наиболее квалифицированный и обладающий присущим только ему информационным ресурсом персонал постепенно выделяется в группы экспертов и консультантов, привлекаемых для решения наиболее сложных задач. Система ИНФОТЕРРА в определение источника информации включает отдельного специалиста, который может представить информацию в конкретной проблемной области, при этом из 10 000 источников, включенных в систему, (на 1983 год) около 45 % оказывают помощь через услуги экспертов и рекомендации.

Согласно данным ЮНЕСКО, для оптимального развития условий научно-технической революции в каждой стране на миллион жителей должна приходиться одна тысяча ученых.

Усложнение и рост общественного производства в условиях научно-технической революции ведет к дефициту высококвалифицированного персонала. До 1990 года в СССР проблемы «утечки мозгов» почти не было. Но уже в 1989 году из СССР выехало свыше 70 тысяч научных работников. На начало 1992 года в России осталось около 316 тысяч научных работников высшей квалификации, что составило около 10 % от их общей численности на 1989 год. Около 60-70 % выпускников вузов, не получив гарантированного распределения, входит в «режим утраты профессии». С 1992 по 1997 год число исследователей, занятых научной работой, снизилось в два раза. Если эта тенденция не изменится, то через 10-15 лет готовить специалистов будет некому.

Кроме персонала, существует несколько видов информационных ресурсов. В основу классификации можно положить:

· отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к чему относится информация);

· форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.). Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.

Один из способов классификации национальных информационных ресурсов представлен на рисунке 1.

В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Национальными библиотеками России являются Российская Национальная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург) и Российская государственная библиотека имени В.И. Ленина (Москва). В РНБ хранится древнейшая русская книга середины 11 века «Остромирово Евангелие». В Новгороде крупнейшей библиотекой является Новгородская областная универсальная научная библиотека (Кремль, 4), действует библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город» (ул. Мира, 1), работает библиотека Новгородского государственный объединенного музея-заповедника (Кремль, 11). В новгородском музее хранятся уникальные книги: первая русская книга Псалтырь начала 11 века, Минея служебная 11 века и многие другие.

В библиотеках доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу. Электронными виртуальными библиотеками, в которых можно прочитать художественную и научную литературу бесплатно, являются библиотека Максима Мошкова, библиотека Гумер и др.

Архивы скрывают многовековые материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать. В Новгороде действует Государственный архив Новгородской области (ул. Духовская, 31) и Государственный архив новейшей истории Новгородской области (ул. Десятинная, д.6). Несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны, архив был значительно поврежден и частично уничтожен, в нем сохраняются уникальные документы. Так, В ГАНО хранятся «Дело об отставном подпоручике Ф.М. Достоевском», метрическая книга Дегтярёвской церкви с записью о рождении и крещении С.В. Рахманинова.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т. д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации — без этого не может жить ни одно государство. Нормативная база является основой Государственной системы научно-технической информации. Так, в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года (№ 149-ФЗ) дается следующее определение понятий:

«информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». В этом законе утверждается обеспечение единства информационного пространства, свободного доступа к информационным ресурсам, но в то же время, запрет на внесудебное раскрытие конфиденциальной информации, например, из электронной переписки.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования. Так, на сайте Министерства образования и науки РФ можно обнаружить «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», где в открытом виде бесплатно выложены учебники по всем предметам средней и высшей школы. На сайте РГГУ есть выход к информационным ресурсам научной библиотеки, где в открытом доступе есть журналы и другие печатные издания. Библиотека Филиала РГГУ в г. Великий Новгород имеет свой электронный каталог, к которому можно выйти через сайт вуза.

Одна и та же информация может быть зафиксирована на различных носителях. Поэтому целостность информационных ресурсов обеспечивается в том и только том случае, если потребитель имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.

Информационные услуги — особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подбор литературы по тематике заказчика. Причем, кроме той литературы, которая есть в библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Информационные услуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном варианте).

Информационные услуги оказывают отнюдь не только библиотеки. Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты (ВИНИТИ, ИНИОН), которые обрабатывают информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию для специалистов. Без таких услуг деятельность ученых и специалистов трудно себе представить. Центром российской текущей библиографии является Российская книжная палата (Москва).

В сфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление деловой информации, консультации по определенной тематике (компьютерные справочно-правовые системы по российскому законодательству «Гарант», «Консультант Плюс» и т. д.) В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (то есть организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание).

Некоторые формы услуг по обучению и повышению квалификации также вполне можно рассматривать как информационные услуги (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети).

Уровень развития сферы информационных услуг во многом определяет движение к информационному обществу. Рынок информационных товаров и услуг в своем развитии прошел несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, то есть с началом 50-х годов XX века. Это совпадение явилось в значительной мере, случайным, так как первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привел к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий круг ученых и специалистов.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационные рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

  • Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

В настоящее время в России получают распространение современные мировые технические достижения:

возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вывести информационные ресурсы России на мировой рынок;

технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды;

электронная почта в компьютерной сети РЕЛКОМ, в которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов.

  • Нормативно–правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

Закон " Об авторском праве и смежных правах".

Закон " О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

  • Информационная составляющая. Это справочно–навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.

" Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей.

  • Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

По-настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности. Процесс этот принял массовый характер в 80-х годах ушедшего века. К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нем товарами и услугами. Ведущими странами на рынке информационных товаров и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.

Создание инфроструктуры рынка информационных услуг возможно с использованием глобальных систем. К ним относится INTERNET. Интернет-ресурсы отличаются своими особенностями: отсутствием их систематизации, независимость и повторяемость информации, содержащейся во многих ресурсах, необходимость более жесткой проверки полноты и надежности находимых сведений, нестабильность, заставляющая более осторожно относится к ссылкам на найденные материалы. В то же время, огромным преимуществом Интернета является оперативность работы, благодаря которой можно быстро изучать массивы данных и включать их в оборот.

Одна из проблем работы с Интернет-ресурсами – отсутствие контроля над содержанием материалов. Во Франции был прецедент, когда суд потребовал, чтобы американская компания «Yahoo.com» закрыла для французских граждан доступ к частям своего портала, на которых продавались нацистская символика и реликвии. В Германии также существует развитая судебная практика в отношении сайтов, содержащих материалы нацистской направленности. Законодательство земли Северный Рейн — Вестфалия (ФРГ) требует, чтобы интернет-провайдеры фильтровали доступ пользователей, главным образом к неонацистским сайтам (однако не только к ним). Контроль над материалами Интернета, осуществляемый на Ближнем Востоке и в азиатских странах, официально объясняется необходимостью защиты специфических культурных ценностей. Обычно под этим подразумевается запрещение доступа к порнографическим сайтам и сайтам, связанным с азартными играми.

Наиболее надежной и достоверной является информация, которая получена из разных видов информационных ресурсов, преимущественно с обращением к первоисточникам.

 

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

ВОПРОСЫ:

1. Что такое государственная система научно-технической информации (ГСНТИ)?

2. Какова структура ГСНТИ, основной принцип ее функционирования и ее нормативная база?

3. Какие федеральные и межотраслевые центры входят в ГСНТИ? Какие издания они выпускают?

4. Какие библиотеки являются крупнейшими в России?

5. Какова система библиотечных каталогов?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Моргенштерн, И.Г. Информационный и книжный мир. Библиография / Исаак Григорьевич Моргенштерн. – СПб.: Профессия, 2007. – 440 с.

2. Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. СПб.: Профессия, 2003. – 560 с.

Государственная система научно-технической информации России (ГСНТИ РФ) представляет собой совокупность научно-технических библиотек и информационных организаций, специализирующихся на сборе и обработке НТИ и взаимодействующих между собой с учетом взятых на себя системных обязательств.

ГСНТИ России была создана постановлением правительства от 24 июня 1997 года. Фактически при ее создании использовались ресурсы, сохранившиеся от ГСНТИ СССР, которая перестала функционировать к началу 1990-х годов.

Целью создания ГСНТИ России является формирование и использование государственных ресурсов НТИ, их интеграция в мировое информационное пространство и развитие рынка информационных продуктов и услуг. Структура ГСНТИ РФ включает в себя федеральные органы и учреждения (более 30 организаций)¸ отраслевые и межотраслевые центры, а также региональные центры. Основной принцип функционирования ГСНТИ РФ – централизованная одноразовая обработка мирового информационного потока документов федеральными органами НТИ и научно-техническими библиотеками и многократное использование НТИ потребителями через сеть информационных организаций в отраслях и регионах.

В целях обеспечения совместимости работы различных звеньев ГСНТИ России их информационная продукция и услуги должны соответствовать государственным стандартам в области информации и документации и требованиям нормативно-методических документов.

Нормативная база ГСНТИ РФ состоит из следующих законов:

1. «Об обязательном экземпляре документов» (от 29 декабря 1994 г.)

2. «О библиотечном деле» (от 29 декабря 1994 г.)

3. «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 г.)

4. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 29 июля 2006 года (№ 149-ФЗ) – сменил утратившие силу законы «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) и «Об участии в международном информационном обмене» (1996).

Ядром текущей российской государственной библиографии, ее научным центром является Российская книжная палата (РКП). Она была организована в Петрограде 10 мая 1917 года постановлением Временного правительства после упразднения Главного управления по делам печати. Ее задачами стали регистрация всей текущей печати в России и создание книжного фонда. Первым директором стал Семен Афанасьевич Венгеров (1855 – 1920) – историк, литератор, библиограф.

Издания РКП (библиографические):

- «Книжная летопись» - издание, в котором отражаются все изданные в РФ книги (монографии, словари, справочники, энциклопедии, учебники, продолжающиеся издания и т.д.). Выходит с 1907 года еженедельно.
- «Летопись газетных статей» отражает (выборочно) статьи из центральных газет. Выходит еженедельно с 1936 года.

- «Летопись журнальных статей» отражает (выборочно) статьи из журналов и продолжающихся изданий. Выходит еженедельно с 1926 года.
- «Летопись изоизданий» содержит сведения об изоизданиях всех видов и типов, выходящих в России.Выходит ежеквартально с 1934 г.
- «Летопись рецензий» отражает помещенные в журналах, периодических и продолжающихся изданиях, сборниках и газетах рецензии на отечественные и зарубежные публикации. Периодичность - 1 выпуск в месяц.
- «Летопись авторефератов диссертаций». Периодичность - 1 выпуск в месяц.
- «Нотная летопись» - периодичность - 6 выпусков в год.
- «Картографическая летопись» - периодичность - 2 выпуска в год;
- «Книги Российской Федерации» (до 1997 г. «Ежегодник книги») - справочник по всем книгам и брошюрам, вышедшим за год в России. Периодичность 4 выпуска в год. Издается с 1926 года.
- «Библиография российской библиографии» отражает как отдельно изданные библиографические указатели, ретроспективные и периодические, так и библиографические указатели и списки, опубликованные в журналах, сборниках и т.д. Периодичность 2 выпуска в год.

· Одна из современных задач РКП – стандартизация библиографической информации. присвоение издательствам и изданиям номеров ISBN (поскольку РКП является национальным агентством ISBN в России);

· разрешения присвоения книгам классификаторов УДК и ББК.

· разработка и эксплуатация банка данных государственной библиографии.

Официальный сайт РКП - www.bookchamber.ru

К межотраслевым центрам ГСНТИ РФ относятся ВИНИТИ и ИНИОН.

ВИНИТИ РАН - Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук. Создан в 1952 году, современное название с 1955 года. Осуществляет реферирование мировой научной литературы по естествознанию и технике, справочно-информационное обслуживание специалистов, научные исследования в области информатики.

Издания ВИНИТИ РАН:

1. Реферативный журнал (РЖ) ВИНИТИ содержит информацию о документах из 130 стран мира на 66 языках в области точных, естественных и технических наук. Издается более чем по 200 тематическим рубрикам рубрикатора РЖ ВИНИТИ с периодичностью 1 - 2 раза в месяц, распространяется и на машиночитаемых носителях.

2. «Экспресс - информация» по 16 тематическим направлениям выпускается 1-2 раза в две недели. Это оперативное (оперативность 1, 5 мес.) издание, содержащие расширенные (примерно в 10 раз больше объема реферата РЖ) рефераты наиболее ценных статей из зарубежных профильных журналов и описаний изобретений. В каждом выпуске содержится 2-5 рефератов.

3. Информация о федеральных программах - сборники «Федеральные и региональные программы России», выпускаемые ежеквартально, содержащие информацию об отечественных и зарубежных государственных и региональных программах, их содержании и методах реализации.

5. Научно-технические журналы и сборники. Среди них – журнал «Экономическая наука современной России».

ВИНИТИ предоставляет копии первоисточников, отраженных в РЖ и БД ВИНИТИ.

Официальный сайт - www.viniti.ru

 

ИНИОН РАН ― Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук. Находится в г. Москва.

Создан на базе Фундаментальной библиотеки общественных наук (ФБОН) АН СССР им. В. П. Волгина в 1969 году. Большой вклад в развитие института внес историк-экономист, академик Владимир Алексеевич Виноградов, более четверти века, с 1972 по 1998 гг., проработавший в нём в должности директора.

ИНИОН РАН - крупнейший в России центр научной информации и многопрофильный научно-исследовательский институт в области социальных и гуманитарных наук. Подготавливает и издаёт серии библиографических, реферативных и аналитических изданий. Среди важнейший – библиографический указатель «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам». Включает 10 серий: История. Философия. Культурология. Психология. Социология. Экономика. Правоведение. Политология. Языкознание. Литературоведение.

Располагает автоматизированной информационной системой по общественным наукам. Фундаментальная библиотека насчитывает около 14 млн документов. В её фонде имеются редкие издания 16-20 веков, документы на древних, современных восточных, европейских и русском языках.

В Интернет-ресурсах есть научные журналы открытого доступа, среди них – «Банковское дело», «Российский юридический журнал» и др.

Официальный сайт - www. inion. ru.

История Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) насчитывает более 200 лет от момента ее основания. За этот период Россия пережила эпохи Екатерины Великой, Александра I, Николая I, Время Великих реформ, Февральскую и Октябрьскую революции, Великую Отечественную войну, и все то, что происходило в общественной жизни страны, находило отражение в истории Библиотеки.

16 (27) мая 1795 года императрица Екатерина II Высочайшим своим повелением одобрила представленный архитектором Егором Соколовым проект постройки здания Императорской Публичной библиотеки. По распоряжению Кабинета Ея Величества уже через два дня путем троекратного извещения всех заинтересованных лиц в " Санкт-Петербургских ведомостях" были объявлены торги, приобретены строительные материалы, наняты работные люди, отпущены " изустным" указом Екатерины II средства из казны для оплаты расходов. В июне 1795 года стройка " возымела свое начало". Это было первое в России специальное здание, предназначенное для размещения Библиотеки. Место для него было выбрано в самом центре столицы, при пересечении Сенной (Большой Садовой) улицы с Невским проспектом, неподалеку от императорских дворцов и вблизи оживленного Гостиного двора.

Идея создания Публичной библиотеки уже давно витала в воздухе. XVIII век развил традицию собирания книг, идущую еще из Древней Руси. Распространился обычай заводить библиотеки в аристократических и богатых домах. Но частные коллекции и книжные собрания не могли в полной мере ускорить формирование русской интеллигенции из " просвещенных дворян", способствовать наращиванию слоя образованных " государственных людей", потребность в которых ощущалась все более. Не решало проблему и появление в первой половине XVIII века государственных ведомственных библиотек (Академии наук, Академии художеств и др.). И не удивительно, что чуткая к веяниям своего времени, видевшая себя преемницей и наследницей Петровских реформ, Екатерина II " не оставила, - как писал один из первых библиотекарей Императорской Публичной библиотеки М.И.Антоновский, - обратить прозорливого внимания своего и на такой не достававший еще в России важный источник народного просвещения, который составляют публичные государственные библиотеки или открытые для всех книгохранилища".

По замыслу Екатерины II, национальная Библиотека должна была олицетворять мощь Российского государства, созидательный характер устремлений императрицы, ее приверженность идеалам века Просвещения. Подобно " образцу знатнейших публичных библиотек" Европы, хранивших архивы национальной печати и памятников письменности, новой библиотеке предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей. Д.-А.Аткинсон. Дворцовая площадь. 1803-1805

Но было в этой идее и принципиально новое начало, подхваченное и укрепленное последующими поколениями русских библиотекарей. Национальная библиотека России - и в этом, по словам стоящего у ее истоков Алексея Николаевича Оленина, заключалась ее " первоначальность", - была задумана и организована не только как книгохранилище, но одновременно как библиотека публичная, общедоступная. Она учреждалась " в пользу любителей учености и просвещения", предназначалась для " публичного употребления" и ставила целью " общественное просвещение россиян". С ее появлением безусловно открылась новая глава в истории науки, культуры и образования России. Публичная библиотека в Санкт-Петербурге стала по сути дела вторым российским университетом, который кончали почти все, составившие в эти годы славу русской науки и обессмертившие свои имена в литературе, искусстве, различных областях гуманитарного знания.

Императорская Публичная библиотека в Петербурге была первой государственной библиотекой России, перед которой была поставлена главная и обязательная цель - создать " полное собрание российских книг". Под " российскими книгами" подразумевались как все книги, изданные с самого начала книгопечатания в России, так и выпущенные на русском языке в чужих краях. " Полная российская библиотека" должна была включать в свой состав и книги о России, изданные на иностранных языках.

Сегодня Российская национальная библиотека известна во всем мире и занимает почетное место в ряду национальных библиотек мира благодаря своей истории, уникальным собраниям рукописных и печатных документов на всех языках мира. Библиотека является активным членом международного профессионального сообщества, участвует в реализации программ ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА, Совета Европы, других международных организаций, сотрудничает с организациями в сфере культуры, науки и образования.

В ее фондах — около 34 млн произведений печати и иных информационных ресурсов, доступных широкому кругу пользователей. Ежегодно сотрудники РНБ выдают более 12 млн. экз. и обслуживают почти 1, 5 млн. посетителей — представителей науки, образования, деловой и производственной сфер деятельности, культуры и искусства.

Бережно сохраняя культурные и исторические традиции, Библиотека смотрит в будущее. «Цифровая революция», захватившая весь мир, внесла коррективы в понимание о месте и роли РНБ в современном мире. К началу XXI века из книгохранилища и " тихого места для чтения" она превратилась в общедоступный информационный центр хранения и выдачи оцифрованных текстов, необходимых для научной работы, получения знаний. Ее богатейшие фонды и интеллектуальный потенциал становятся все более доступны широкому кругу читателей. Подобно другим крупнейшим библиотекам мира, РНБ стремиться сохранять, развивать, эксплуатировать свои уникальные ресурсы с наибольшей пользой для общества, содействовать их распространению, работать в кооперации с другими библиотеками.

Национальная электронная библиотека, создаваемая в РНБ, становится современным широко доступным информационным национальным ресурсом.

Среди стратегических задач РНБ, наряду с внутрибиблиотечным доступом к фондам и информации, — обслуживание пользователей в сетевом режиме вне зависимости от места их нахождения (город, страна, мир).

РНБ развивается как современное научно-информационное, образовательное, культурно-просветительное, а также научно-исследовательское учреждение федерального значения в области библиотечного дела, библиографии и книговедения, организационно-методический центр библиотек РФ.

Основные проблемы, которые решает РНБ в настоящее время:

· разработка стратегии развития в XXI веке

· стратегии отдельных направлений деятельности

· развитие проектной деятельности

· размещение и освоение новых зданий и помещений

· совершенствование организации и управления

· техническая и технологической модернизации деятельности

· новые модели обслуживания пользователей в век информатизации

· обновление политики формирования библиотечных фондов

· реализация Национальной программы сохранности библиотечных фондов

· участие в формировании и реализации государственной библиотечной политики в Российской Федерации

Адрес главного здания: Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 18

https://www.nlr.ru

Федеральное государственное учреждение " Российская государственная библиотека" (ФГУ " РГБ") (бывшая Государственная библиотека им. В. И. Ленина, «Ленинка», созданная на основе Румянцевского музея) — одна из самых крупных библиотек в мире.

 

Обладает универсальным по содержанию собранием отечественных и зарубежных документов на 247 языках мира; объем фонда библиотеки сегодня превышает 42 млн. единиц хранения. В фондах Российской государственной библиотеки имеются специализированные собрания карт, нот, звукозаписей, редких книг, изоизданий, диссертаций, газет и др. По Закону об обязательном экземпляре документов Российская государственная библиотека является местом хранения обязательного экземпляра всей выходящей в России печатной продукции.

 

Первое здание библиотеки — Пашков дом, в 20 в. к нему было добавлено т.н. новое здание Ленинской библиотеки. В Химках на Библиотечной улице, недалеко от платформы Левобережная, находится филиал Российской государственной библиотеки. В этом филиале хранятся кандидатские и докторские диссертации, которые защищались в СССР, постсоветской России и странах СНГ, газеты и фонд малоспрашиваемой литературы.

 

К услугам посетителей Библиотеки - 36 читальных залов, в которых одновременно могут заниматься 2277 человек. Более 200 читательских мест оснащены компьютерами, объединенными в локальную сеть.

 

Адрес: 119019, Москва, ул. Воздвиженка, 3/5

Проезд: до станций метро " Арбатская", " Александровский сад", " Боровицкая", " Библиотека им. В.И.Ленина".

Отдел газет и отдел диссертаций расположены по адресу:
141400, г. Химки, ул. Библиотечная, 15.

Проезд: до станции метро " Речной возкал", далее автобусами № 344-К и 368-К до остановка " Библиотечная улица" или электропоездом с Ленинградского вокзала до станции " Левобережная".

Источники и дополнительная информация:

rsl.ru - официальный сайт Российской государственной библиотеки - о библиотеке, правила записи и посещения, структуры и подразделения, фонды, проекты, события;

aleph.rsl.ru - официальный сайт Фонда Электронной Ленинки, включает электронные копии документов, отсканированных в РГБ по различным проектам и в целях сохранности оригиналов (книги, периодические издания, карты, ноты, изобразительные материалы), электронные тексты из Интернета. Фонд универсален по тематике, но имеет приоритетную направленность - документы, посвященные России, ее истории, культуре, философии, политике. Доступ к части материалов (около трети) ограничен. Все ресурсы доступны в Зале электронной библиотеки РГБ - LG и некоторых читальных залах РГБ;

genon.ru - музей книги Российской Государственной библиотеки.

Система библиотечных каталогов и картотек - часть справочно-библиографического аппарата библиотеки; совокупность планомерно организованных, взаимосвязанных и дополняющих друг друга библиографических каталогов и библиографических картотек.

Библиотечный каталог (греч. – «список») – информационно-поисковая система, которая связывает документ, хранящийся в библиотеке, с его адресом. Это перечень библиографических записей документов, раскрывающий состав библиотечных фондов.

Система каталогов и картотек отражает фонд в разных аспектах. Соответственно элементы системы различаются по следующим признакам: охват и характер фонда, способ группировки библиографических записей, виды отражаемых изданий и документов, читательское назначение.

Исходя из способа группировки библиографических записей, в библиотеке организуются алфавитные и систематические каталоги и картотеки.

Алфавитный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен или фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов. Алфавитный каталог позволяет найти все произведения одного автора, различные издания одного и того же произведения.

Систематический каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации. В его основе – иерархическая структура построения. Например: 28.0 – Общая биология. 28.7 – Биология человека.

Предметный каталог – это поисковый аппарат, который включает библиографические записи, расположенные в алфавите предметных рубрик.

Краеведческий каталог – это библиотечный каталог, отражающий документы краеведческого характера, связанные с данной местностью.

Электронный каталог – это библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в режиме реального времени и предоставленный в распоряжение пользователей.

Для того, чтобы сделать информационный запрос в библиотеке, необходимо выйти через систему каталогов на карточку с библиографической записью документа, на которой указан шифр хранения документа в библиотеке. Например:

 

90-3

Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа: Критика европейской культуры у русских мыслителей / В.В. Зеньковский. Париж, 1955.

 

 

Глава 4. ДОКУМЕНТ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА (НА ПРИМЕРЕ КНИГИ).

ВОПРОСЫ:

1. Что такое документ? Каковы его функции?

2. Какие существуют классификации документов?

3. Что такое книга? Какова ее структура?

4. Какие внешние и внутренние элементы содержит книга?

5. Что такое справочный аппарат книги?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Веревченко А.П. и др. Информационные ресурсы для принятия решений. / А.П. Веревченко, В.В. Горчаков, И.В. Иванов, О.В. Голодова. М.: Деловая книга; Екатеринбург: Академический проект, 2002. – 558 с.

2. Воробьев Г.Г. Документ: информационный анализ / Г.Г. Воробьев. М.: Наука, 1973. – 255 с.

3. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М.: Юристъ, 1998. – 472с.

3. Моргенштерн, И.Г. Информационный и книжный мир. Библиография / Исаак Григорьевич Моргенштерн. – СПб.: Профессия, 2007. – 440 с.

 

4. Рабчук В.Н. Процессуальная документация: учеб.-метод. пособие / В.Н. Рабчук; под ред. Т.А. Сахневич. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 379 с.

5. Спивак В.А. Документирование управленческой деятельности (Делопроизводство). - СПб.: Питер, 2005.

 

Документ является объектом исследования многих научных дисциплин. Поэтому содержание понятия " документ" многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется.

На международном уровне наиболее общим признано определение документа как записанной информации, которая может быть использована как единица в документационном процессе.

В документоведении применяется следующее определение документа: " Документ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве".

Согласно Федеральному закону " Об информации, информатизации и защите информации" документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Названные в определениях признаки документа предполагают:

· наличие информации, смыслового содержания;

· стабильную вещественную (материальную) форму, обеспечивающую долговременное использование и хранение документа;

· функциональную предназначенность для передачи информации в пространстве и времени, т.е. для использования в социальных коммуникационных каналах.

Документ специально создается с целью хранения и передачи социальной информации в пространстве и времени. Именно поэтому его рассматривают как источник информации и средство социальной коммуникации. История возникновения и эволюция толкования термина " документ" изучена недостаточно. За длительный исторический период значение понятия " документ" постоянно менялось.

Слово документ (лат. documentum - образец, доказательство, свидетельство) происходит от глагола " docere" - учить, обучать. Корни этого слова уходят в индоевропейский праязык, где оно означало жест вытянутых рук, связанный с передачей, приемом или получением чего-либо.

По другой версии слово " dek" происходит от числа " десять" и связано с тем, что на раскрытых ладонях вытянутых рук насчитывалось десять пальцев. Постепенно корень " dek" был заменен на " doc" в слове " doceo" - учу, обучаю, от которого были образованы слова " doctor" - ученый, " doctrina" - учение, " documentum" - то, что учит, поучительный пример. В этом значении слово документ использовалось Цезарем и Цицероном. Позднее оно приобрело юридическое звучание и стало означать " письменное доказательство", " доказательство, почерпнутое из книг, подтверждающих записей, официальных актов". В значении письменного свидетельства слово " документ" употреблялось от средневековья до XIX в. Из латинского языка оно заимствовано во все европейские языки.

В русский язык слово " документ" пришло во времена Петра I, как заимствованное их немецкого и польского языков, - в значении письменного свидетельства. В начале XX в. оно имело два значения:

a) любая бумага, составленная законным порядком и могущая служить доказательством прав на что-нибудь (имущественных, состояния, на свободное проживание) или на выполнение каких-либо обязанностей (условия, договоры, долговые обязательства);

б) вообще любое письменное свидетельство.

Ко второй половине XIX в. в справочных изданиях некоторых стран мира появляются производные от слова " документ" термины: документация - в значении подготовки и использования подтвержденных документами доказательств и полномочий; документный - относящийся к документу.

В конце XIX в. наблюдается тенденция к сужению границ понятия " документ": сначала оно рассматривалось как любой предмет, служащий для получения и доказательства, затем - как письменное свидетельство, подтверждающее определенные правовые отношения. Понятие «документ» использовалось преимущественно в юридическом значении.

С начала XX в. в терминосистему вводится новое, более широкое понимание понятия " документ": его ввел известный бельгийский ученый, основоположник документации - науки о совокупности документов и области практической деятельности - Поль Отле (1868-1944).

Концепция П. Отле рассматривает документ как носитель социальной информации. Однако в справочных изданиях того времени продолжает существовать узкое значение этого слова: кроме юридического, вводится понятие " исторический документ" (фиксированное свидетельство о какой-либо эпохе, лице и т.д.) и " счетный документ" (служащий основанием для осуществления хозяйственных действий - приема и выдачи ценностей). Обобщающее определение не дано.

Начиная с 1950-х годов в официальной терминологии слово " документ" трактуется в узком, широком и самом широком значении. Узкое значение сводилось к деловой бумаге, письменному удостоверению, историческому источнику. В широком смысле понятие о документе было особенно распространено в 1960-1970-е годы. Документ определялся как материальный объект, содержащий информацию для ее распространения в пространстве и времени (включая и т.н. трехмерные произведения искусства - архитектуру и скульптуру). В 1980-х - начале 1990-х годов используется и самое широкое толкование, согласно которому документом можно считать любой материальный объект, несущий информацию: от письменного документа, грампластинок и кинофильмов до произведений искусства (архитектурных сооружений, графики, живописи, скульптуры), от образцов минералов, гербариев, исторический реликвий до изделий промышленности и техники (часы, автомобиль, винтовка) и т.д. Границы понятия стали плохо различимы, что усложнило его использование.

Вот почему сначала книговеды и документалисты, а затем и информатики приступили к обоснованию нового широкого значения термина " документ", связанного с понятием " информация" и " коммуникация". Существенный вклад в уточнение и развитие понятия " документ" как одного из основных в документоведении, информатике, документалистике, библиотековедении и библиографоведении внесли Г.Г.Воробьев, Р.С.Гиляревский, О.П.Коршунов, А.И.Михайлов, А.В.Соколов, Ю.Н.Столяров, А.И.Черный, Г.Н.Швецов-Водка и др. Документалисты и информатики первыми отказались от самого широкого значения документа, ограничив его содержание обязательными атрибутивными элементами: наличие информации и материального носителя (Г.Г.Воробьев). В 1960-е годы А.И. Михайлов, А.И.Черный и Р.С.Гиляревский, помимо названных, вводят функциональный признак документа. Согласно их определению, документ - это материальный объект, содержащий закрепленную информацию, специально предназначенный для ее передачи в пространстве и времени.

Основные функции документа:

1. документирование (запечатление) фактов или явлений;

2. коммуникативная функция;

3. доказательная функция;

4. функция исторического источника.

Типология документа — это отнесение его к определенному типу по совокупности признаков. Типологический критерий также может быть положен в основу организации классификационных рядов документов.

Наиболее существенные типообразующие признаки для классификации документов — это целевое назначение документа, читательский адрес, характер информации или стиль изложения (жанр






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.