Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса.






Особенности первого раздела курса предполагают регулярную и целенаправленную работу с первоисточниками социально-философского содержания. Важно подготовиться к подробному их разбору на практических занятиях. Это нужно для того, чтобы за самобытностью различных социологических подходов, в конечном счете, увидеть достаточно строгую совокупность социологических знаний и нормативных альтернатив. Разработка социологических проектов.

Освоение материала второго раздела потребует привлечения и осмысления различных материалов социологического характера с ориентацией на последующее использования их в практической деятельности. Важно подняться до современного уровня понимания таких, к примеру, проблем, как социализация личности, брак и семья современном российском обществе, экстремизм, терроризм и последствия, этнические общности и проблема межнациональных отношений и т.п. При этом целесообразно прицельно выделять собственно социологические аспекты этих проблем.

Рекомендации при подготовки к практическим занятиям по отдельным темам.

 

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Социология в современном мире: наука и утопия».

§ Студентам необходимоподготовить ответы на вопросы:

- В чем отличие объекта и предмета социологии.

- Какова структура современного социологического знания.

- В чем заключается сущность «социального».

- Какими методами пользуется социология при познании общества.

- Какое место занимает социология в системе общественных, социальных и правовых наук.

- Дайте характеристику основных функций социологии.

- Назовите основные категории и понятия социологической науки.

- Каким образом социология может способствовать разрешению тех или иных актуальных проблем современного российского общества.

- Раскройте этимологическое значение термина «социология».

- Почему существуют различные интерпретации предмета социологии

- Какое из нижеследующих утверждений является верным:

·социология изучает природу

·социология изучает внутренний мир человека

·социология изучает идею права

·социология изучает общество

- Известный современный американский социолог Н. Смелзер выделяет пять основных подходов, которые реализуются в социологии при изучении социальных явлений и процессов: демографический, психологический, коллективистический, выявление взаимоотношений, культурологический. Познакомьтесь с описанием этих подходов (Смезлер Н.Социология. М., 1994. С. 18–20) и объясните значение каждого их них для социологического объяснения социальной действительности.

- Чем можно объяснить существование в рамках социологии различных уровней социологического знания.

- Подумайте, чем отличается научный подход в изучении общества от объяснения общественной жизни, в рамках так называемого здравого смысла. (Для выполнения этого задания используйте учебники польского социолога П. Штомпки и американского Дж. Масиониса. См.: Штомпка П. Социология. М., 2005. С. 11–17; Масионис Дж. Социология. СПб., 2004. С. 54–70).

- Представьте, что экономист, психолог, юрист, социолог и фотокорреспондент стали свидетелями происшествия, того, что один человек спрыгнул с моста в воду, при этом им удалось обнаружить его «последнюю» записку. Чем с профессиональной точки зрения каждого из них заинтересует эта ситуация.

§ Проанализировать и прокомментировать статьи:

- Кирдина С.Г. Современные социологические теории: актуальное противостояние? // СоцИс. – 2008. - № 2.

- Максимов Б.И. Четыре ступени развития социологии, или нужны ли социальные инженеры? // СоцИс. – 2010.- № 10.

- Маркс Г.Т. О профессиональной деятельности социолога – 37 моральных императивов. // СоцИс.- 2008.- №1.- С. 1- 20.

- Романовский Н.В. О понятийном аппарате социологии // СоцИс. – 2011.- № 2.

- Титаренко Л.Г. Социология на перепутье. // СоцИс. – 2010.- № 3.

- Подвойский Д.Г. Социология в современной России. «Непричесанные мысли» // СоцИс. – 2008.- № 7.- С.1-11.

 

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «История социологии и современные социологические парадигмы: взгляд социологов Запада и Востока».

§ Студентам необходимоподготовить ответы на вопросы:

- В чём заключаются исторические и научные предпосылки возникновения социологии.

- В чём состоит вклад О. Конта в развитие социологии.

- Раскройте ключевые положения социологии Г. Спенсера.

- Дайте общую характеристику социологии Э. Дюркгейма.

- Как определял социальное действие М. Вебер? Какие типы социального действия он выделил.

- Расскажите о развитии русской социологии в конце XIX – начале XX веков.

- Раскройте основные положения функционализма в социологии.

- Раскройте постулаты теории социального действия Дж. Хоманса.

- Назовите наиболее видных представителей символического интеракционизма.

- Кто ввёл в научный оборот термин «габитус» и что он означает.

- Какие парадигмы социологического знания выделяются в современной социологии.

- Могла ли социология возникнуть не в 40–50 годы XIX века в Западной Европе, а, скажем в середине XV века. Составьте развёрнутый ответ.

- Сформулируйте основные черты, присущие различным направлениям зарубежной социологической мысли XIX века. (История социологии в Западной Европе и США. М., 2009. С. 1–24).

- Какое из двух высказываний принадлежит Э. Дюркгейму, а какое М. Веберу.

(Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия для вузов. М.; Проспект, 2008. С. 19, 591).

Чем отличаются их подходы в изучении социальных явлений, общества.

• «социальные явления суть предметы, и о них нужно рассуждать как о предметах. Для того чтобы доказать это положение, не обязательно философствовать об их природе. Достаточно указать, что для социолога они представляют единственное данное (datum). Вещью же является всё то, что дано, представлено или, точнее, навязано наблюдению… Социальные явления бесспорно, обладают таким признаком. Нам дана не идея, создаваемая людьми о стоимости, – она не доступна наблюдению, – а даны стоимости, реально обмениваемые в сфере экономических отношений».

• «социология…есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».

- Можно ли утверждать, что русская социология XIX – начала XX веков в идейно-теоретическом плане была «вторичной» по отношению к зарубежной социологии. Обоснуйте свой ответ, опираясь на положения концепций, нескольких выбранных Вами русских социологов.

§ Студентам надлежит, распределившись на подгруппы сторонников функционализма, интеракционизма, теории социального обмена, участвовать в дискуссии о достоинствах и «слабых местах» каждого их этих интеллектуальных направлений социологической мысли.

§ Проанализировать и прокомментировать статьи:

- Осипов Г.В. Отечественная социология: история и современность. //СоцИс.- 2009.- № 3.

- Романовский Н.В. Современная социология: детерминанты перемен. //СоцИс. - 2009.- № 12.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.