Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для студентов






1. Студент должен изучить материал курса по модулям, изложенный в учебном пособии «Зоопсихологии и сравнительной психологии»

2. После каждой главы учебное пособие содержит блок самопроверки и литературу, которые следует внимательно проработать

3. Изучив материал модулей, студент должен выполнить тестовые задания.

 

Модуль 1. Основные понятия зоопсихологии.

Глава 1.1. История развития зоопсихологии. Методы зоопсихологи.

Работы И.П.Павлова по изучению условных рефлексов. Бихевиоризм. Необихевиоризм. Этология как одно из направлений изучения психики животных. Особенности методологии в изучении поведения животных. Понятия поведение, психика.

 

Зоопсихология - это наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания

Русская школа зоопсихологии. К. Рулье первопричиной происхождения психических способностей считал взаимодействие организма со средой, в которой обитает данное животное. В. А. Вагнер занимался сравнительно-психологическим характером изучения поведения животных, определил, что степень сходства поведения отражает степень их таксономической близости, однако отвергал изучение психики человека как пути к пониманию психики животных. Н.Н. Ладыгина-Котс показала, что психика ребенка качественно отличается от психики обезьян, она указала на те критические точки, с которых развитие психики ребенка идет принципиально иными темпами и на качественно другом уровне, чем у шимпанзе. Исследования Л.А. Фирсова показали, что шимпанзе действительно способны к одномоментному образованию множества условных реакций разного уровня сложности. Л.А. Орбели был сделан вывод о существовании процесса созревания врожденных поведенческих реакций, входящих в видоспецифический репертуар, которые не следует смешивать с поведением, приобретенным в результате жизненного опыта. Работы И.П.Павлова по изучению условных рефлексов и его учение о рефлекторном принципе работы нервной системы повлияли на развитие зоопсихологии и сравнительной психологии в американской школе психологии, бихевиоризма.

Бихевиоризм. Э. Торндайк наряду с И.П. Павловым, считается основателем научного метода исследования процесса обучения в контролируемых лабораторных условиях, проводил опыты с так называемыми " проблемными ящиками". Переход к строгой количественной оценке проявлений поведения животных в эксперименте сделал Торндайка основоположником сравнительной психологии. Д. Уотсон считал, что целью психолога должно быть предсказывание поведения и контроль над поведением. Б. Скиннер использовал в своих исследованиях инструментальные условные рефлексы, любое поведение он рассматривал как длинную комплексную цепь реакций, которым мы постепенно обучаемся. Необихевиористы Э. Толмен, который взял за основу целостность и целенаправленность поведения, К. Халл показал, что основной внутренней детерминантой поведения является потребность, и чем сильнее потребность, тем более выражена ответная реакция организма.

Ллойд-Морган решительно выступал против антропоморфизма в трактовке феноменов поведения животных. Он сформулировал " Правило экономии", известное под названием " Канон Ллойда-Моргана": " то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале ".

Европейская зоопсихология. О. Хейнрот высказал предположение о параллельном развитием морфологических и поведенческих признаков в процессе эволюции. К. Лоренц, и Н. Тинберген подчеркивали важность непосредственного изучения поведения животных в естественной среде.

Методы зоопсихологии:

1. Этологические. Важнейшая роль в выяснении адаптивного значения тех или иных форм поведения принадлежит полевым исследованиям. В одних случаях изучается какая-либо часть поведенческого комплекса, в других - комплексное изучение популяций и происходящими в них процессами. Есть разные направления работы: труды зоологов, работающих в заповедниках, заказниках и просто в научных экспедициях и накопивших огромный запас наблюдений за поведением диких животных в природе; специальные работы, когда наблюдатель поселяется в непосредственной близости от места обитания изучаемого объекта, постепенно приучает животных к себе и тщательно исследует их поведение; специальные наблюдения за прирученными животными, возвращенными в естественную среду их обитания; наблюдения за животными в условиях, приближенных к естественным: большие вольеры, искусственно созданные популяции и т.п. Во многих случаях исследователи вели параллельные наблюдения за животными в естественных условиях и в вольерах, что позволяло уточнить многие, недоступные при наблюдениях только в природе, детали поведения, в том числе связанные с организацией сообществ и коммуникаций у целого ряда видов.

Среди этологических методов исследования поведения в природе важное место отводится регистрации этограмм, т.е. всей последовательности поведенческих актов и поз животного, что приводит к доскональному знанию поведенческого репертуара животных данного вида. На основе этограмм можно составить соответствующие " социограммы", графически демонстрирующие частоты проявления тех или иных актов поведения при общении особей в группах.

Этология - наука о поведении животных в естественной среде обитания. Этологами в основном изучались врожденные, инстинктивные элементы поведения.

2. На основе экспериментальных исследований поведения человека и животных в лабораторных условиях зародилась экспериментальная психология. Представители, использовавшие этот метод: Э. Торндайк, В.А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс, Н.Ф. Левыкина, К.Э. Фабри и др. Вскоре в экспериментальной психологии сформировалось несколько направлений, претендующих на самостоятельность. Такими направлениями были: зоопсихология, целью которой является экспериментальное изучение психики животных; сравнительная психология, занимающаяся сравнительным изучением психики разных таксономических групп животных и развитием психики в эволюции. Кроме этого, поведение животных стали изучать и приверженцы таких направлений психологии, как бихевиоризм и гештальтпсихология.

3. Бихевиоризм. Его создателем считается американский ученый Джон Уотсон. Он открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии, а именно душевных явлений, (объявив их принципиально непознаваемыми при помощи естественно-научных методов,) на поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить количественно. Для этого вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснить поведение как реакции на стимулы. Большой вклад в развитие бихевиоризма внес американский исследователь Б.Ф. Скиннер, который создал один из наиболее известных ныне методов изучения инструментальных, или оперантных, условных рефлексов в специальной экспериментальной камере. Э. Толмен сформулировал новую концепцию, основанную на признании целенаправленности в поведении животного и допускавшую существование физиологических процессов, которые опосредуют проявление реакции на стимул. Она послужила основой для последующего изучения когнитивных процессов. Эта научная гипотеза была названа необихевиоризмом

4. На основе изучения слюнных условных рефлексов у собак И.П. Павлов разработал учение, в основе которого лежал так называемый рефлекторный принцип, успешно развивали и продолжали многочисленные ученики и последователи И.П. Павлова, представлявшие так называемую " павловскую школу".

 

Глава 1.2. Общая характеристика психики животных.

Эволюция психики. Развитие психики животных в онтогенезе. Эволюция психики человека в филогенезе.

 

Эволюция психики живых организмов Земли осуществлялась на основе всех общих закономерностей этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром приводило в ходе эволюции к необходимости более интенсивных контактов со всем многообразием среды обитания, к совершенствованию передвижения и к активному обращению с окружающими предметами. Совершенствование ориентации во времени и пространстве, способствующее выживанию наиболее приспособленных особей, могло обеспечить только усложнение поведения и психического отражения. При этом необходимо обратить внимание на взаимозависимость и параллелизм развития психики и двигательной активности.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева, можно выделить две основных стадии развития психики: элементарную сенсорную и перцептивную. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший, высший и наивысший. Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения. Элементарную сенсорную психику определяют как стадию, на которой отражение действительности имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения. Стадия же перцептивной психики, по Леонтьеву, " характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей". Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде.

К.Э. Фабри считает, что как в пределах элементарной сенсорной, так и в пределах перцептивной психики следует выделить существенно различающиеся уровни психического развития: низший и высший, допуская при этом существование и промежуточных уровней. Это можно объяснить тем, что качества высшего психического уровня всегда зарождаются на предшествующем уровне. Поведение животных представляет собой совокупность функций эффекторных органов животных. А в процессе эволюции именно функция первично определяет форму, строение организма, его систем и органов. Их строение и двигательные возможности лишь вторично определяют характер поведения животного и ограничивают сферу его внешней активности.

С точки зрения А.Н. Северцова, изменения условий жизни порождают необходимость изменения поведения, а это затем приводит к соответствующим морфологическим изменениям в двигательной и сенсорной сферах и в центральной нервной системе. При этом врожденное и приобретаемое поведение не являются последовательными ступенями на эволюционной лестнице, а развиваются и усложняются совместно, как два компонента одного единого процесса. Прогрессивному развитию инстинктивного, генетически фиксированного поведения соответствует прогресс в области индивидуально-изменчивого поведения. Инстинктивное поведение достигает наибольшей сложности как раз у высших животных, и этот прогресс влечет за собой развитие и усложнение у них форм обучения.

На низшем уровне психического развития находится и такие животные, которые стоят еще на грани животного и растительного мира (жгутиковые), а с другой стороны, и сравнительно сложно устроенные одноклеточные и многоклеточные животные. Осуществление наиболее примитивных инстинктивных движений - кинезов - определяется непосредственным воздействием градиентов интенсивности биологически значимых внешних факторов. Сенсибилизацией называется повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо агента, способствующей модификации поведения. Под привыканием понимается прекращение реакции на постоянно действующий раздражитель. По степени выраженности тренированности у животных различного уровня филогенеза (или нейронных систем различной сложности) при различных интервалах между приложениями можно судить о степени консолидации следа и, возможно, определить четкий критерий различия памяти кратковременной и долговременной - основных функциональных механизмов поведения. Прогресс в развитии функциональных механизмов поведения заключается в появлении нового свойства привыкания - тренированности. Условные рефлексы у животных с брюшной нервной цепочкой характеризуются непрочностью в течение одного опыта, непрочностью от опыта к опыту (упрочение не наступало даже после 335 сочетаний условного сигнала с безусловным), угасанием реакций после 200-300 сочетаний, несмотря на подкрепление.

Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, характеризуется появлением первых элементарных ощущений, а также органов манипулирования в виде щупальцев и челюстей. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий. Виды приспособительного поведения, оформляются в качестве инстинктов. У животных этого уровня развития уже можно выработать устойчивые условные рефлексы на тактильное раздражение, пищу, свет и вибрацию. У них впервые появляются зачатки конструктивной деятельности, агрессивного поведения, общения, отмечаются зачатки сложных форм инстинктивного поведения, обеспечивающие значительно более точную и экономную ориентацию животного в пространстве, а тем самым и более полноценное использование пищевых ресурсов в окружающей среде.

Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещественно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.

Пути эволюции перцептивной психики привели к трем вершинам: позвоночные, насекомые и головоногие моллюски. Соответственно высокому уровню строения и жизнедеятельности этих животных мы наблюдаем у них и наиболее сложные формы поведения и психического отражения. Представители всех трех " вершин" способны к предметному восприятию, хотя, очевидно, только у позвоночных эта способность получила полное развитие. Высший уровень развития перцептивной психики характерен только для птиц и млекопитающих.

Между психическими способностями низших и человекообразных обезьян нет разрыва, низшие обезьяны по своей психике приближаются к человекообразным точно так, как последние родственны в этом отношении человеку. Происхождение и развитие человека обусловлено трудовой деятельностью. Человек - социальное существо, его отличают от всех животных постоянное прямохождение, относительно крупный мозг, членораздельная речь, необыкновенная способность к абстракции, рождающей сознание, систематический труд и общественная жизнь.

О высоком уровне интеллектуальных способностей антропоидов говорили Р. Йеркс, В. Келлер, Н.Н. Ладыгина-Котс, И.П. Павлов. Многие неврологические заболевания человека и шимпанзе и даже других обезьян очень сходны, что используется в психиатрических исследованиях: при изучении модели изоляции, фобии, депрессии, истерии, неврастении, аутизма и других черт шизофрении. Эмоции обезьян (не обязательно высших, но и низших) не просто сходны с человеческими. Особенно большое неврологическое и поведенческое сходство человека и высших обезьян установлено в младенчестве и в детском возрасте. Оценивалось развитие представлений о наличии или исчезаемости объекта, о причинной взаимосвязи, способности к подражанию и т.д. Показано, что развитие этих способностей у шимпанзе проходит те же шесть стадий по Пиаже и в том же порядке, что и у ребенка. Хотя у малыша шимпанзе представления о причинности выражены значительно меньше, чем у детей, стадии имитации, наличия объекта и развития большинства поведенческих признаков были такими же, что и у человека. Различие состояло лишь в числе признаков, что, по мнению авторов, говорит только о количественном, но не качественном отличии развития когнитивных (познавательных) способностей у обоих приматов. Выработанные условные рефлексы несопоставимо (с другими животными) прочны и сохраняются годами, многие действия совершаются вообще без тренировки. Условно-рефлекторная память, способность к вероятностному прогнозированию, они также переносят следы прежнего обучения в новые опыты. Шимпанзе способны к высшему, ассоциативному мышлению, и это в частности, на основе математических операций с количеством и пропорциями целого. Шимпанзе не только способны производить обобщения поступивших сигналов, недоступные другим животным, но могут даже передать полученные сведения своим сородичам.

 

Глава 1.3. Врожденные формы поведения.

Рефлекс как единица поведения – определение, свойства. Импринтинг. Чувствительные периоды в онтогенезе. Виды импринтинга, свойства. Особенности поведения в раннем онтогенезе зрелорождающихся и незрелорождающихся животных. Инстинкт – определение, свойства, запускающие факторы.

 

И.П. Павлов показал, что в основе сложных актов поведения животных лежат те же закономерности, которые были обнаружены при изучении слюнного рефлекса. Согласно схеме, предложенной Павловым, поведение животных складывается из безусловных рефлексов, сочетание которых дает сложное безусловно-рефлекторное поведение, и условных рефлексов. В основе поведения животных лежат простые и сложные врожденные реакции - безусловные рефлексы, стойко передающиеся по наследству. Животное для проявления безусловных рефлексов не нуждается в обучении, оно рождается с готовыми для их проявления рефлекторными механизмами.

По определению И.П. Павлова, условный рефлекс - это временная нервная связь бесчисленных агентов окружающей животное среды, воспринимаемых рецепторами данного животного, с определенными функциями организма. Таким образом, условный рефлекс является ответным действием животного на определенный раздражитель, приобретаемый в процессе индивидуальной жизни

Важным и характерным компонентом раннего постнатального периода является запечатление, или импринтинг. Это форма облигатного обучения, при котором очень быстро фиксируются в памяти отличительные признаки объектов инстинктивных поведенческих актов. Поэтому запечатление иногда квалифицируют и как перцептивное научение, направленное на распознавание " незнакомого" в дополнение к " знакомому", т.е. врожденному узнаванию. Результаты запечатления отличаются исключительной прочностью, необратимостью. Импринтинг заключается в очень быстром обучении определенным жизненно важным действиям. Импринтинг может происходить в строго определенные критические периоды онтогенеза. Классический пример запечатления - формирование реакции следования за матерью у птенцов выводковых птиц, или, по современной терминологии, запечатление привязанности. Рефлекторные акты, осуществляемые животными на основе информации, усвоенной путем запечатления, обычно являются фрагментами инстинктивных реакций, поэтому необходимость их образования генетически запрограммирована. Они видоспецифичны, и их образование почти так же обязательно, как и наличие самих инстинктов. К. Лоренц указывал, что импринтинг лежит в основе ключевых стимулов, играющих важную роль в осуществлении инстинктивных реакций.

Помимо запечатления привязанности, которое обеспечивает контакт птенцов с матерью в ранний период онтогенеза, существует и так называемое половое запечатление, которое обеспечивает последующий правильный выбор полового партнера птицей по достижении ею половозрелости. Если первая форма запечатления характерна для выводковых птиц, то вторая форма играет существенную роль и в формировании поведения птенцовых.

У. Джеймс дал определение инстинкта как " способности действовать целесообразно, но без сознательного предвидения цели, и без предварительной выучки производить данное целесообразное действие". Инстинкты могут быть определены как сложные безусловные рефлексы, " обрастающие" условнорефлекторными компонентами в результате приспособления животных к конкретным для каждой особи условиям обитания. Основным критерием, отличающим инстинктивное поведение от не-инстинктивного, является, таким образом, больший удельный вес безусловнорефлекторных компонентов по сравнению с условнорефлекторными в формировании данного типа поведения.

Многие инстинктивные поведенческие акты представляют собой фиксированную стереотипную последовательность действий, характерную для данного вида и выполняемую по определенному шаблону. Эти последовательности, названные " фиксированными комплексами действий", были выделены этологами в качестве единиц инстинктивного поведения. Таким образом, фиксированные комплексы действий (ФКД) - это видоспецифические (одинаковые у всех особей данного вида), врожденные (т.е. проявляющиеся в " готовом виде", без предварительной тренировки), шаблонные (т.е. стереотипные по порядку и форме исполнения) двигательные акты.

При изучении формирования поведения этологи опираются на представление о структуре поведенческого акта, предложенное е У. Крэгом. У животного в определенный период развивается состояние той или иной специфической мотивации (пищевой, половой и др.). Под ее влиянием формируется так называемое " поисковое поведение", в результате которого животное отыскивает " ключевой раздражитель", реакция на который в виде " завершающего акта" заканчивает данный этап цепи поведенческих действий. Этологи считают, что поведение животного - это не всегда реакция на внешние раздражители. Во многих случаях, достигнув состояния специфической готовности к какому-то виду деятельности (например, готовности к размножению), оно активно ищет стимулы - ключевые раздражители, при действии которых эта деятельность могла бы осуществиться.

Поисковое поведение представляет собой изменчивый комплекс реакций и характеризуется " спонтанностью" (проявляется главным образом под влиянием внутренних стимулов) и пластичностью выполняемых во время него движений. Поисковая фаза оканчивается, когда животное достигнет ситуации, в которой может осуществиться следующее звено данной цепи реакций. В отличие от вариабельного по форме поискового поведения, непосредственное осуществление стоящей перед животным цели, удовлетворение руководившего им побуждения происходит в виде видоспецифических комплексов фиксированных действий. Они лишены приобретенных элементов и могут совершенствоваться в онтогенезе только за счет созревания ответственных за них структур мозга, но не за счет обучения.

Многие инстинктивные действия проявляются только в ответ на строго определенные раздражители, получившие название ключевых, или знаковых. Важно отметить, что ключевые раздражители животные опознают уже при первом предъявлении, без всякого индивидуального опыта. Эти стимулы снимают блокирующие механизмы в нервной системе самца и самки и способствуют проявлению соответствующей инстинктивной реакции. Таким образом, " ключевыми" оказываются такие раздражители, при действии которых происходит срабатывание " врожденного разрешающего механизма". Они весьма разнообразны по своей природе и могут быть адресованы любому из анализаторов.

Сложный инстинктивный акт можно представить в виде целой цепочки более простых поведенческих актов, состоящих из поисковой стадии и завершающего акта, если подобная цепочка прерывается, то дальнейшее развитие поведения зависит от того, на какой стадии инстинктивного акта, поисковой или завершающей, произошел этот обрыв.

Н. Тинбергену принадлежит разработка иерархической модели поведения, он выделил некоторые формы конфликтного поведения и высказал гипотезу о их механизмах. Расчленение иерархии поведения на элементы часто можно наблюдать во время игры, когда отдельные поведенческие акты, связанные с различными функциями, свободно комбинируются в сочетания, не характерные для нормального поведения. Существенно, что модель Тинбергена предусматривает возможность взаимодействия между " центрами" различных видов поведения, Дело в том, что случаи, когда животное в каждый данный момент занято каким-то одним видом деятельности, являются скорее исключением, чем правилом. Обычно одни виды активности сменяют другие. Наиболее простой пример такого взаимодействия - подавление одних центров другими.

 

Глава 1.4. Приобретенные формы поведения.

Имитация. Особенности научения в разные периоды онтогенеза. Игровое поведение – трактовки, возрастные изменения. Виды игр. Исследовательское поведение. Реакция страха.

 

Э. Сетон-Томпсон считает, что у каждого дикого животного есть три источника познания. Первый источник - это опыт предков, инстинкт, переданный ему по наследству. Этот опыт накопился у целого ряда поколений за долгие века борьбы с опасностями. Второй источник познания - пример родителей и других взрослых животных того же вида. Детеныш перенимает все обычаи и повадки своего племени. Третий источник познания - собственный опыт. Можно говорить о двух типах опосредованного обучения, постоянно переплетающихся и дополняющих друг друга: обучение в несемейных группах животных и обучение в семейных группах.

В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Хорошо развитое игровое поведение наблюдается у животных с достаточно высоким уровнем развития психики. В полной мере его можно наблюдать у млекопитающих и у птиц с высоким уровнем психического развития.

Игровое поведение начинается у млекопитающих еще во время молочного вскармливания, и усиливается при переходе детеныша на другой пищевой рацион. Этот период предшествует половому созреванию, и часто игры, проявляющиеся в это время, называют " сексуальными играми", и имеют огромное значение для дальнейшего полового поведения. Во время игр животные уясняют правила поведения, где и как им предстоит существовать в течение всей дальнейшей жизни.

Игры могут быть групповыми и одиночными. Последние называются манипуляторными, и для них используются разнообразные «игрушки», с помощью которых совершенствуется моторика ротового аппарата и передних конечностей. У локомоторных игр их основное назначение состоит в формировании двигательных навыков и освоении законов движения. Они могут быть и одиночными, и групповыми. К играм такого типа относятся разные формы игровой борьбы, совместные пробежки, игры в " прятки", в " догонялки". Таким образом, тренируется будущее охотничье поведение. Групповое поведение у животных формируется в большой степени в процессе игры. Эту роль выполняют совместные игры: под ними следует понимать такие игры, при которых имеют место согласованные действия хотя бы двух партнеров. Совместные игры встречаются только у животных, которым свойственны развитые формы группового поведения. Согласованность деятельности игровых партнеров основывается на обоюдной врожденной сигнализации. Эти сигналы выполняют функцию ключевых стимулов игрового поведения. Это - специфические позы, движения, звуки, оповещающие партнера о готовности к игре и " приглашающие" его принять в ней участие.

Игровая активность прерывается другими стимулами, например, вызывающими страх. Страх – это реакция на ситуацию угрозы биологическому или социальному существованию индивида со стороны действительной или воображаемой опасности. Поведение, связанное со страхом, может проявляться в виде иммобилизации (неподвижности, замирания), медленного отступления или бегства.

 

Глава 1.5. Классификация форм поведения.

Классификация рефлексов. Классификации форм поведения по Крушинскому, Симонову, Дьюсбери. Развитие адаптивного поведения в онтогенезе.

 

Взаимопроникновение и различные сочетания безусловно- и условно-рефлекторных элементов в онтогенезе поведения побудили Л.В. Крушинского выдвинуть тезис об унитарных реакциях, под которыми он понимает акты поведения, имеющие сходное внешнее выражение при различных способах их формирования. Унитарные реакции представляют собой " единые, целостные акты поведения, в которых объединены, интегрированы условные и безусловные рефлексы", они направлены " к выполнению определенного акта поведения, имеющего разные пути осуществления и в то же время определенный шаблон конечного исполнения". Соотношение условных и безусловных рефлексов в унитарной реакции не строго фиксировано, а сама она направлена на выполнение одиночного приспособительного действия. В ходе онтогенеза унитарные реакции интегрируются, в форме многоактного поведения, связанного с обеспечением основных биологических потребностей организма. Эти формы поведения не являются простой суммой унитарных реакций, а обладают гибкой структурой, что позволяет животному приспосабливаться в процессе своего развития к самым различным условиям жизни

И.С. Бериташвили выделял следующие виды поведения:

o прирожденное (инстинктивное);

o индивидуальное поведение, направляемое образами;

o автоматизированное индивидуально-приобретенное (условнорефлекторное) поведение.

Л.В. Крушинский считает возможным выделить у животных следующие наиболее общие биологические формы поведения:

o пищевая;

o оборонительная;

o половая;

o родительская;

· поведение потомства по отношению к родителям.

Симонов П.В. выделил основные группы потребностей, на основе которых формируется поведение:

· направленное на удовлетворение витальных потребностей

· направленное на удовлетворение зоосоциальных потребностей

· направленное на удовлетворение потребностей саморазвития.

Дьюсбери выделяет индивидуальное, репродуктивное и социальное формы поведения.

При анализе любого проявления психической деятельности постоянно встает вопрос о врожденных и приобретаемых компонентах поведения. Что же получает особь в наследство от предыдущих поколений в генетически фиксированном врожденном виде и чему она должна научиться в порядке приобретения индивидуального опыта? Современное понимание взаимоотношений врожденного и благоприобретенного в онтогенезе поведения животных исходит из признания не только наличия, но и взаимообусловленности этих компонентов. Процесс онтогенеза поведения открывается нам во всей его сложности и противоречивости как подлинно диалектическое формирование качественно нового в результате количественных преобразований первичных функциональных состояний развивающегося организма.

 

 

1.6. Список литературы к модулю:

 

1. Вагнер В.А.. Психология размножения и эволюция. В кн. Сравнительная психология и зоопсихология. Хрестоматия по зоопсихологии. СПб., 2001.

2. Дольник В.. Непослушное дитя биосферы. М., 2002

3. Зорина З.А., Полетаева И.И. «Зоопсихология, элементарное мышление животных». М., 2001

4. Зорина З.А. Индивидуально- приспособительная деятельность животных. В кн. Сравнительная психология и зоопсихология. (Хрестоматия по психологии). СПб., 2001.

5. Правоторов Г.В. Зоопсихология для гуманитариев, Новосибирск, 2001

6. Эволюция полового инстинкта - В.А. Вагнер. Психология размножения и эволюция. В кн. Сравнительная психология и зоопсихология (Хрестоматия по зоопсихологии, СПб., 2001).

 

1.7. Блок самопроверки

1.7.1. Выберите из альтернативных слов правильные и подчеркните их:

 

  1. Адаптация - приспособление организма, его органов и клеток к условиям среды. Адаптация. направлена на сохранение гомеостаза, рассматривается в зоопсихологии как сигнальная - несигнальная форма научения
  2. Адекватный раздражитель - соответствующий экологическим условиям внутривидовой конкуренции - существования вида.
  3. Ассоциативное обучение - тип обучения, при котором в головном мозге образуется временная связь между двумя раздражителями, один из которых для животного безразличен (условный раздражитель - безусловный раздражитель), а другой выполняет роль вознаграждения или наказания (условный раздражитель - безусловный раздражитель).
  4. Безусловный раздражитель - раздражитель, вызывающий у животного приобретенную – врожденную реакцию
  5. Безусловный рефлекс - Термин ввел Д. Уотсон - И.П. Павлов, наследственно закрепленная стереотипная - приобретенная в онтогенезе форма реагирования на биологически значимые воздействия, свойственному виду в целом.
  6. Внешнее торможение – термин Э. Торндайка - И.П. Павлова, вид безусловного торможения, лежит в основе рефлекса на новизну «что такое?» - рефлекса свободы и выражается в торможение текущего поведения животного.
  7. Врожденное узнавание - врожденная адекватная реакция детеныша на определенные важные - ключевые стимулы, т.е. биологически значимые объекты, свойственные виду.
  8. Врожденный разрешающий механизм – механизм растормаживания и торможения в головном мозге врожденных программ поведения под действием важных - ключевых стимулов.
  9. Высшая нервная деятельность - деятельность отделов коры больших полушарий и подкорковых центров, обеспечивающая поведение. Учение о высшей нервной деятельности создано И. П. Павловым - И.М. Сеченовым. В основе высшей нервной деятельности лежат условные рефлексы и сложные безусловные рефлексы (инстинкты, эмоции и др.) - условные рефлексы (инстинкты, эмоции и др.) и сложные безусловные рефлексы.
  10. Генетическая детерминация поведенияврожденность - приобретенность поведения, заложенная в генах и подверженная изменениям - не подверженная изменениям.
  11. Депривация - сенсорное обогащение – обеднение среды, которое может привести к потере ориентации, разнообразным поведенческим и эмоциональным нарушениям.
  12. Запредельное торможениебезусловное - условное торможение, возникающее в нервной системе в ответ на очень сильные - очень слабые раздражители. Оно возникает в тех случаях, когда наступает дефицит средовых стимулов - предел работоспособности нервных клеток. Этот вид торможения называется еще и охранительным.
  13. Зоопсихология и сравнительная психология – это наука о проявлениях, закономерностях и эволюции поведения на уровне живого организма - животного, наука о проявлениях, закономерностях и эволюции поведения на уровне живого организма - животного, наука о предпосылках и предыстории человеческого бытия - сознания.
  14. Имитация - подражательное поведение, которое обеспечивает передачу опыта от одного поколения к другому и лежит в основе реализации программ поведения - сигнальной наследственности
  15. Импринтинг - в этологии - бихевиоризме - специфическая форма инстинкта- научения животных, фиксация в их памяти отличительных признаков объектов, некоторых врожденных поведенческих актов, осуществляемая в строго определенные периоды онтогенеза.
  16. Инсайт - внезапное понимание " озарение"; понятие, введенное в гештальтпсихологию - бихевиоризм в 1925 г. В. Келером - Дж. Уотсоном. В опытах Келера - Уотсона с человекообразными обезьянами, когда им предлагались сложные задачи, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия - и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению.
  17. Инстинкт - совокупность сложных приобретенных - врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения, свойственных виду в целом.
  18. Импринтинг – это специфический вид обучения, которое заключается в том, что молодое животное или птенец начинает следовать за тем объектом, которое попало в его поле внимания в первые часы после выбора территории - после появления на свет.
  19. Инсайтэкстренное - постепенное решение новых задач на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями.
  20. Комплекс фиксированных действий – это определенная программа, набор двигательных актов, следующих друг за другом в строго определенной последовательности, в различной степени проявляющийся - одинаковый у всех представителей данного вида, пола, возраста.
  21. Критический период - это период низкой - высокой чувствительности к различным воздействиям.
  22. Необихевиоризм - направление в немецкой - американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в. Необихевиоризм дополнил принцип «стимул-реакция»- «сигнал-ответ» понятием промежуточных переменных (потребностей, мотиваций).
  23. Перцептивная психика - по А.Н. Леонтьеву – В.А. Вагнеру перцептивная психика характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью - в форме отражения вещей.
  24. Привыкание - устойчивое увеличение - ослабление реакции вследствие многократного предъявления раздражителя, без какого бы ни было подкрепления. Наиболее простой вид несигнального - сигнального обучения. Привыкание избавляет животное от необходимости реагировать - не проявлять активности на раздражители, не имеющие для него никакого значения.
  25. Проблемный ящик - экспериментальная клетка, в которое помещается лабораторное животное с целью изучения двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление. Автор - американский психолог Дж. Уотсон – Э. Торндайк. Весь процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Животное в проблемном ящике действует методом проб и ошибок - инсайта.
  26. Реакция следования - стремление детеныша зрелорождающихся видов - не зрелорождающихся видов следовать за объектом, запечатленным в качестве " матери". Особенно выражена у хищников - стадных животных.
  27. Рефлекс – это реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, опосредуемая гормональной системой - нервной системой.
  28. Сравнительная психология - отрасль психологии, изучающая биопсихологические предпосылки и закономерности происхождения и развития психики высших млекопитающих - человека, предпосылок - становления человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных, т. е. проблема социального и биологического в поведении животных - человека.
  29. Условный рефлекс - (временная связь) рефлекс, вырабатываемый при определенных условиях в течение жизни - критических периодов онтогенеза животного или человека; понятие, введенное И.П. Павловым – Дж. Уотсоном для обозначения динамической связи между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально основанной на безусловном раздражителе. Различают два вида условных рефлексов: классические, разработанные И.П. Павловым – Дж. Уотсоном и инструментальные (оперантные), разработанные И.П. Павловым – Дж. Уотсоном
  30. Фиксированные комплексы действий (ФКД) - видоспецифические (одинаковые у всех особей данного вида), приобретенные – врожденные, проявляются в " готовом виде", без предварительной тренировки – образуются в течение жизни и оттачиваются. ФКД шаблонные (т.е. стереотипные по порядку и форме исполнения) двигательные акты. К. Лоренц называл их приобретенными движениями - наследственными координациями.
  31. Элементарная сенсорная психика - по определению А.Н. Леонтьева – В.А. Вагнера является стадией развития психики, на которой деятельность животных отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения - восприятия.
  32. Этология - научная дисциплина, изучающая приспособления - поведение животных в естественных условиях обитания. Основателями этологии являются К. Лоренц и Н. Тинберген – В. Келлер и К. Рулье. Основу видоспецифического поведения в этологии составляют фиксированные комплексы действий (ФКД), форма которых является врожденной - приобретенной.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.