Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, предмет, объекты и методы судебно-экономической экспертизы.






Экспертиза, исследование специалистом (экспертом) каких либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. анализ следственной и судебной практики показывает, что наиболее часто проводятся такие экспертизы как финансово-экономические, бухгалтерские, производственно-экономические, налоговые, врачебно-трудовые, криминалистические. Заключение судебной экспертизы рассматривается как одно из доказательств по делу, (Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред.А.М. Прохоров.-изд.4-е – М.: 1987.- с.1545). Анализ литературы по судебной бухгалтерии свидетельствует, что при использовании специальных бухгалтерских, финансовых, экономических знаний в юридической практике на первом месте стоит назначение и проведение инвентаризаций, на втором месте ревизий и налоговых проверок, и только потом судебно – экономическая экспертиза.

В соответствии с сложившейся практикой следственной и судебной работы, судебно-экономическая экспертиза как правило назначается после проведения ревизии по расследуемому уголовному делу или рассмотрении дела в суде. Это связано прежде всего с тем, что акт ревизии на ряду с другими бухгалтерскими и финансовыми документами является объектом исследования судебно-экономической экспертизы а также то, что многие противоречия связанные с определением размера причинённого вреда и определения должностных лиц, ответственных за причинения вреда как правило решается в рамках проведения документальной ревизии.

Эксперт не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, которому поручено производство экспертизы (ст.61 УПК Республики Беларусь).

Необходимость вовлечения в процесс противодействия экономической преступности специалистов не юридической подготовки возникает тогда, когда собственных знаний и возможностей работников правоохранительных органов не хватает, что бы дать правильную квалификацию и оценку исследуемых фактов и следов, оставленных экономическим правонарушением в результате искажения информации в первичных и сводных документах, бухгалтерском учёте и отчетности, в результате совершения интеллектуального подлога.

Анализ практики работы правоохранительных органов позволят сделать вывод о том, что одной из причин не достаточно эффективного противодействия экономической преступности является существование определённых сложностей у работников правоохранительных органов при выборе форм использования бухгалтерских, финансовых и экономических знаний при предупреждении, выявлении и расследовании дел данной категории.

Всегда работник правоохранительных органов, работая по конкретному экономическому правонарушению, материалу или делу, сталкивается с необходимостью принятия решения о назначении инвентаризации, ревизии, налоговой проверки или судебно-экономической экспертизы, какого вида экспертизы, кому поручить её проведение, какие поставить вопросы для исследования, чтобы в последующем принять единственно правильное решение.

Получить ответы на данные вопросы в настоящее время практическим работникам правоохранительных органов весьма сложно из-за отсутствия методического обеспечения рекомендациями по использованию специальных бухгалтерских, финансовых, экономических знаний при противодействии экономическим правонарушениям в конкретных отраслях экономического комплекса государства, и слабой научной разработанности этой проблемы.

В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь ст.173 ч.2, до возбуждения уголовного дела могут быть получены объяснения, истребованы дополнительные документы, проведены осмотр места происшествия, трупа, местности, экспертизы, задержание и личный обыск при задержании. Следовательно, при проверке заявления или сообщения о экономическом правонарушении, когда из содержания имеющихся материалов затруднительно сделать однозначный вывод о наличии или отсутствии состава преступления, необходима дополнительная проверка этой информации с использование специальных знаний в области бухгалтерского учёта, экономики, финансов, выводы которой могут иметь существенное значение для принятия решения по материалу, работник дознания или следователь руководствуясь ст. ст. 173, 226, 227 УПК Республики Беларусь, другими законодательными актами, после того как использованы другие формы экономического контроля и не удалось устранить противоречия в материалах проверки может назначить судебно-экономическую экспертизу.

В соответствии с действующим законодательством, под судебно-экономической экспертизой понимается вид экспертизы, который включает бухгалтерскую, финансово – экономическую и производственно-экономическую экспертизы.

В процессе судебно-экономической экспертизы происходит системное исследование бухгалтерского учёта активов и обязательств, капитала, хозяйственных процессов, финансовых операций, показателей хозяйственной деятельности, выполнения программ развития которые нашли отражение в системе бухгалтерского учёта, с помощью специальных знаний в области бухгалтерского учёта, финансов, анализа, статистики и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью субъекта предпринимательской деятельности. Основанием для проведения экономической экспертизы, как и любой другой экспертизы, служит постановление следователя или дознавателя, а также постановление или определение суда принятое в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В Республике Беларусь экономическая экспертиза проводится в Государственном экспертно криминалистическом центре МВД Республики Беларусь или в экспертном центре Министерства юстиции Республики Беларусь. В соответствии с уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, хозяйственно- процессуальным законодательством Республики Беларусь а также указом Президента Республики Беларусь от 14.09.2003г. №407 «О некоторых мерах по совершенствованию судебно-экспертной деятельности», постановлением МВД Республики Беларусь от 14.11.2006 г. №303 «Об утверждении инструкции об особенностях проведения экономической экспертизы в государственном экспертном центре МВД Республики Беларусь», экономическая экспертиза проводится сотрудниками, имеющими соответствующее право (допуск) на ее проведение. Инструкция об особенностях проведения экономической экспертизы в государственном экспертно-криминалистическом центре МВД Республики Беларусь (далее Инструкция), также поясняет то, что экономическая экспертиза может проводиться сотрудниками не имеющими экспертной подготовки но находятся на обучении в центре под руководством начальника или наставника.

С помощью судебно-экономической экспертизы по многим уголовным, гражданским и хозяйственным делам собираются доказательства о нарушениях, злоупотреблениях, допущенных в процессе хозяйственной деятельности, или подтверждают законность и целесообразность тех или иных хозяйственных операций, т.е. собираются оправдывающие доказательства.

Научно-обоснованное заключение эксперта-бухгалтера способствует установлению объективной истины, т.е. судебно-экономическая экспертиза рассматривается как одна из процессуальных гарантий обеспечения защиты интересов гражданина, юридического лица и государства. Судебно-экономическая экспертиза, как и любая другая экспертиза, это деятельность в определенной процессуальной форме сведущих лиц по разрешению вопросов поставленных перед ними следователем, дознавателем или судом.

Судебно-экономическая экспертиза исследует производственную, финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования с разными формами собственности, которые допустили убытки, потери, хищение, бесхозяйственность, уклонение от налогов и другие злоупотребления нашедшие отражение в бухгалтерском учете и отчетности и стали предметом расследования или судебного разбирательства правоохранительных органов. Особенностью для данного вида экспертизы является исследование первичных учётных документов и записей бухгалтерского учета и отчётности, актов инвентаризаций, ревизий, налоговых проверок с использованием специальных экономических, бухгалтерских, финансовых и статистических знаний. Использование специальных знаний эксперта-бухгалтера обосновывается необходимостью решения многих следственных и судебных ситуаций при обнаружении фактов несоответствия между информацией бухгалтерского учета, отражающей хозяйственную деятельность субъекта, и реальным содержанием хозяйственных операций, хозяйственной деятельности в целом, когда опыт и знания работника правоохранительного органа не позволяют ему объективно оценить имеющую информацию по экономическому правонарушению.

Эксперт-бухгалтер может, используя познания в бухгалтерском учете, экономике, финансах, статистике обнаружить искажение учетных данных, найти документальное подтверждение несоответствия учетной информации отраженной в первичных документах, сопровождающих хозяйственные операции и документах бухгалтерского учёта и отчётности реальным хозяйственным операциям. Установив эти неточности, эксперт обязан дать заключение о реальных характеристиках отдельных фактов, операций финансовой и хозяйственной деятельности, которые стали объектом расследования или судебного разбирательства, но это заключение он вправе дать только опираясь на информацию содержащую в первичных документах и бухгалтерском учете.

Исследование хозяйственных и финансовых операций минуя бухгалтерский учет относится к научной компетенции других экспертов (экономиста-технолога и т.д.).

Эксперт, опираясь на знание о бухгалтерском учете и закономерности отражения хозяйственных операций, защитные функции бухгалтерского учета, и информацию, полученную в объяснениях должностных и материально ответственных лиц, а также на результаты инвентаризаций, ревизий, налоговых проверок и аудита может определить методологические просчеты ревизоров, налоговых инспекторов, аудиторов, не позволившие им вскрыть те или иные нарушения, т.е. несоответствия учетных данных с реальным положением дел. Отличие судебно-экономической экспертизы от других видов экономического контроля состоит, прежде всего, в процессуально правовом и экономическом содержании.

Процессуально правовое положение судебно-экономической экспертизы определяется системой правил установленных законом (ст.ст. 61; 77; 85; 88; 95; 162; 173; 226; 227; 229; 230; 231-233; 236-239 УПК и ст.ст. 69; 70; 83; 92-96 ХПК Республики Беларусь). Эти правила регулируют порядок назначения и проведение экспертизы, условия оценки заключения следователем или судом, права и обязанности государственных органов, проводящих экспертизы, а также эксперта-бухгалтера.

Экономическое содержание судебно-экономической экспертизы включает систему знаний в области бухгалтерского учета и отчётности, статистики, финансов, инвентаризации, ревизии, налоговых проверок, экономического анализа и других областей знаний, регулирующих предпринимательскую деятельность в государстве.

Экономическая экспертиза, как правило, назначается после проведения ревизий и отличается от других форм экономического контроля, прежде всего от ревизии.

Ревизия как форма последующего контроля в основном направлена на совершенствование организации управления хозяйственной деятельности, выявления резервов, проверки правильности расходования бюджетных средств, использования государственного имущества, мер государственной поддержки, при проведении процедуры банкротства хозяйствующего субъекта, а также на предупреждение угрозы причинения или причинения имущественного вреда юридическим или физическим лицам или интересам государства.

Необходимо отметить, что в настоящее время, с вступлением в силу с 01.01.2010 года, Указа Президента Республики Беларусь №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», понятие ревизия отсутствует как в содержании Указа, так и в приложении к указу «О порядке организации и проведении проверок».

Но в пункте 59 данного приложения (О порядке организации и проведения проверок) указано, что по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения составляется акт проверки, по нашему мнению реквизиты акта проверки не отличаются от реквизитов акта ревизии. Далее в п.93 этого положения поясняется, что проверки в отношении субъектов, подчинённых и входящих в состав (систему) государственных органов и республиканских государственно-общественных объединений, проводятся контрольно-ревизионными службами государственных органов, а в отношении субъектов хозяйствования не имеющих собственной контрольно-ревизионной службы проверки проводятся Министерством финансов или его территориальными органами. Следовательно, исходя из этих положений Указа Президента Республики Беларусь №510, можно с полной уверенностью утверждать о существовании «ревизии» как метода последующего контроля, так как «проверка» хозяйственной (финансовой, экономической) деятельности, которая определена в данном указе, по предмету, целям, задачам, применяемым методам не отличается от ревизии.

Ревизия проводится по решению контролирующего органа, собственника или правоохранительного органа, и выявление ущерба, других нарушений является одной из задач плановых и внеплановых проверок. Отличие ревизии от судебно-экономической экспертизы обусловлено юридической природой, целями и задачами.

Судебно-экономическая экспертиза исследует недостачи материальных ценностей, денежных средств выявленных в ходе проведения ревизий, время образования этих недостач, установления лиц ответственных за совершение тех или иных противозаконных хозяйственных и финансовых операций, документальное обоснование исковых требований, поданных в судебные органы.

Постановление МВД Республики Беларусь 14.11.2006г. №303 «Об утверждении инструкции об особенностях проведения экономической экспертизы в государственном экспертно криминалистическом центре МВД Республики Беларусь» (далее постановление №303), указывает на то, что сроки проведения экспертизы определяются объёмом материала уголовного, гражданского, или хозяйственного дела, а также материалами оперативно розыскной деятельности, количеством поставленных вопросов и степени сложности исследования, до 10 суток по материалам объёмом до 250 листов, до 15 суток соответственно 500 листов, до 30 суток-1000 листов и более.

На практике данные сроки проведения экспертизы не выдерживаются, они значительно продолжительней, так как экономические экспертизы выполняются в порядке очерёдности поступления материалов. По информации заместителя начальника 2-го управления Государственного экспертно-криминалистического центра МВД Республики Беларусь Гринкевича Т.А., которая была доведена на лекции, курсантам 5-го курса факультета милиции Академии МВД Республики Беларусь 06.01.2010г., срок ожидания очерёдности проведения экономической экспертизы в ГЭКЦ МВД Республики Беларусь составляет в среднем 5 месяцев.

Это позволяет сделать вывод о том, чтобы не нарушать процессуальные сроки расследования экономических преступлений, экономические экспертизы по таким делам следует назначать, как правило, до возбуждения уголовного дела, уголовно-процессуальное законодательство позволяет проводить это мероприятие на стадии до следственной проверки материала.

Инструкция также поясняет, что в случаях, не терпящих отлагательств, по ходатайству субъекта назначившего экспертизу, и согласия руководства центра, очерёдность проведения экономической экспертизы может быть изменена, а также то, что данная экспертиза может быть проведена на возмездной договорной основе по гражданским и хозяйственным делам.

К предмету судебно-экономической экспертизы относятся события и факты хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, которые характеризуются следующими признаками:

- эти события и факты связаны с хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования;

- эти события и факты хозяйственной деятельности отражены в бухгалтерском учете;

- эти события и факты стали объектом расследования или судебного разбирательства;

- предел исследования этих событий и фактов определяется работником правоохранительного органа;

- заключение по исследованию этих событий и фактов дает специалист в области бухгалтерского учета.

Предметом судебно-экономической экспертизы являются события и явления хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, зафиксированные в бухгалтерских документах, учетных регистрах, которые стали объектом расследования или судебного разбирательства, в отношении которых эксперт-бухгалтер дает заключение в рамках вопросов, поставленных следователем или судом.

Судебно-экономическая экспертиза состоит в исследовании экспертом-бухгалтером представленных следователем или судом материалов уголовного или гражданского, хозяйственного дела, других документов имеющих отношение к этому делу, так, например, первичные и сводные бухгалтерские документы, финансовые отчеты о прибылях и убытках, акты инвентаризаций, ревизий, информация, содержащаяся в неофициальных документах, заключения экспертов других специальностей и т.д.

Цель исследования – установить фактические данные, доказательства законности или противоправности той или иной хозяйственной операции, которая стала объектом расследования или рассмотрения в суде.

Изучая заключения экспертов-бухгалтеров Государственного экспертно-криминалистического центра МВД Республики Беларусь, а также экспертов-бухгалтеров Института проблем криминологии, криминалистики и судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Беларусь можно определить какие задачи решались в ходе проведения судебно-экономических экспертиз, к ним относятся:

- определение несоответствия в учетных регистрах хозяйственной деятельности фактическому состоянию дел, их размеры и механизм образования, как это повлияло на результаты финансово-хозяйственной деятельности на взаимоотношение с бюджетом (налоги);

- установление и проверка фактов и размера места и времени образования недостачи или излишков товароматериальных ценностей, денежных средств, определение величины ущерба;

- проверка обоснованности списания сырья, материалов, готовой продукции, правильность применения утвержденных норм расхода сырья, соответствие их действующему законодательству;

- определение правильности или ошибочности ведения бухгалтерского учета и регистрации хозяйственно-финансовых операций, соответствие законодательству, регулирующему бухгалтерский учет;

- определение соответствия хозяйственно-финансовых операций законодательству, регулирующему предпринимательскую деятельность;

- выявление нарушения бухгалтерского учета и отчетности;

- установление действительного состояния расчетов между хозяйствующими субъектами, соответствие их законодательству;

- установление правильности или ошибочности методики проведения инвентаризации, ревизии, налоговой проверки, аудита, величины причинённого ущерба;

- установление условий, способствующих совершению экономических правонарушений;

- разработка рекомендаций, направленных на профилактику правонарушений в экономике государства.

Следовательно, эксперт-бухгалтер должен обладать знаниями в области бухгалтерского учёта конкретной отрасли экономики, знать правила проведения инвентаризаций, нормы естественной убыли и порядок их применения при инвентаризациях, правила определения дебиторской и кредиторской задолженности, методики ревизионной работы. Также эксперт-бухгалтер должен знать законодательство, регулирующее финансовые, трудовые, уголовные, административные, гражданские и хозяйственные правоотношения, уголовного, хозяйственного и гражданского процесса для того, чтобы быть компетентным при проведении судебно-экономической экспертизы.

При формулировке вопросов для эксперта необходимо придерживаться следующих правил, эти вопросы не должны выходить за пределы компетенции эксперта, для разрешения вопросов необходимы познания в области бухгалтерского учёта, анализа, контроля финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, вопросы должны быть конкретными, излагаться чётко и ясно исключающее различное толкование их, последовательно, не носить справочный характер и касаться тех сторон дела, в которых работник правоохранительных органов испытывает необходимость в помощи эксперта.

Прежде чем назначить судебно-экономическую экспертизу, работники правоохранительных органов должны провести анализ всей имеющейся информации по делу и выяснить, что подлежащие исследованию обстоятельства и факты хозяйственной (финансовой) деятельности являются существенными для данного дела, без их выяснения невозможно принять объективное решение по делу;

используя общедоступные знания в бухгалтерском учёте, экономике, статистике, финансах – работник правоохранительного органа не может сделать объективные выводы по делу;

проведение судебно-экономической экспертизы не может быть заменено другими следственными действиями, что бы устранить противоречия;

в материалах дела отсутствует необходимость разрешения экспертом правовых вопросов;

поставленные вопросы эксперту, могут быть только им разрешены, как субъектом, обладающим процессуальными правами и обязанностями.

Сложившееся практика взаимодействия работников правоохранительных органов с экспертами-бухгалтерами свидетельствует о том, что для того чтобы качественно провести судебно-экономическую экспертизу по исследованию сложных хозяйственных и финансовых ситуаций, работнику правоохранительного органа, который назначает экспертизу, целесообразно проконсультироваться с экспертным учреждением по поводу хозяйственных и финансовых операций в отношении которых необходимо проводить экспертное исследование, выяснить какие документы необходимо представлять для исследования а также постановки вопросов для проведения экспертизы.

Перечень объектов исследования (бухгалтерских, финансовых, банковских, кадрового обеспечения и т.д.) необходимых для проведения экономической экспертизы определяется особенностями конкретного дела и отрасли экономики где происходили эти события и факты.

Метод судебно-экономической экспертизы – это способ исследования объектов, определение подхода к изучению, планомерный путь познания и установления истины. При проведении судебно-экономической экспертизы используются такие методы как:

- анализ – прием исследования с помощью мысленного или практического расчленения информации, заключенной в бухгалтерских документах, на составные части (элементы);

- синтез – изучение объектов исследования в целостности, единстве и во взаимосвязях;

- индукция – исследование составных элементов, части, вывода от частного к общему;

- дедукция – исследование объекта в целом;

- аналогия – научное исследование, познание на основе сходства с другими;

- абстрагирование (отвлекаться) – переход от конкретных объектов к общим понятиям и законам экономики, бухгалтерского учета;

- конкретизация – исследование объекта всесторонне, качественно, в связи с другими операциями хозяйственной деятельности, другими счетами и т.д.;

- информационное моделирование – построение модели объекта, исследование на основе информации зафиксированной в носителях информации;

- нормативно-правовое регулирование – исследования объекта относительно норм права, правил, регулирующих те или иные операции хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета;

- критерий достоверности документов бухгалтерского учёта (формальный критерий, критерий законности, критерий действительности, на основе альбомов унифицированных форм первичных документов бухгалтерского учёта утверждённых Министерством Финансов Республики Беларусь и отраслевых министерств и ведомств подчинённых правительству Республики Беларусь);

- счётная проверка информации первичных учётных документов и регистрация этой информации в регистрах бухгалтерского учёта;

- сличение информации содержащейся в первичных документах с учётными регистрами и правильностью бухгалтерских проводок;

- анализ правильности использования ревизорами методов фактического и последующего контроля;

- расчётно-аналитические методы;

- технико-экономические расчёты;

- нормативного контрольного сличения;

- группировка и обобщение;

- экономический анализ плановых, фактических и отчётных показателей.

Кроме перечисленных методов исследование также широко применяется при проведении судебно-экономической экспертизы приемы используемые в ревизионной работе субъектами экономического контроля, такие как логическая и арифметическая проверка бухгалтерских документов, встречные проверки и контрольное сличение. Вместе с тем, эксперт-бухгалтер не может использовать при проведении судебно-экономической экспертизы методы фактического контроля, т.е. инвентаризацию, контрольный обмер, взвешивание и т.д.

Вопросы разрешаемые экспертом-бухгалтером.

Инструкция об особенностях проведения экономической экспертизы в государственном экспертном криминалистическом центре МВД Республики Беларусь, утверждённая постановлением МВД Республики Беларусь 14.11.2006г. №303, обращает внимание работников правоохранительных органов на то, что при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

-подтверждаются ли выводы ревизии о недостаче денежных средств в кассе организации на конкретную дату?

-какими документами подтверждается недостача денег у кассира, в какой сумме, период образования недостачи?

-какая сумма денежных средств выданных из кассы документально не подтверждается;

-какие допущены нарушения учёта кассовых операций, контроля за движением денежных средств по расчётному счёту, к каким последствиям это привело? Какие факторы способствовали образованию недостачи денежных средств?

-подтверждается ли документально неоприходование выручки кассиром?

-соответствует ли информация аналитического учёта информации синтетического учёта по конкретным хозяйственным операциям?

-соответствует ли постановка бухгалтерского учёта материальных ценностей, денежных средств, система контроля за их сохранностью бухгалтерскому законодательству?

-кто из должностных лиц обязан был обеспечить учёт материальных ценностей и контроль за их сохранностью?

-подтверждается ли документально недостача материальных ценностей, за какой период она образовалась?

-подтверждаются ли выводы ревизии о наличии у хозяйствующего субъекта, на определённую дату, товаров, поступление которых не подтверждается документально?

-правильно ли отражена информация о поступлении материальных ценностей на определённую дату, на основании первичных учётных документов в регистрах бухгалтерского учёта?

-имеется ли в первичных учётных документах информация, свидетельствующая о бестоварности хозяйственных операций?

-правильно ли произведён зачёт излишков и недостачи при пересортице, выявленной инвентаризацией, какой размер недостачи после зачёта?

-правильно ли применены нормы естественной убыли для уменьшения недостачи?

- какими документами подтверждается необоснованное начисление заработной платы, за определённый период, какой размер необоснованно выплаченной заработной платы, лица причастные к составлению нарядов (актов приёмки работ, особое задание и т.д.) послуживших основанием незаконного начисления заработной платы, размер необоснованно выплаченных денежных средств?

-соблюдено ли законодательство при проведении инвентаризации активов и обязательств у хозяйствующего субъекта, размер обнаруженной недостачи при её проведении?

-правильны ли выводы ревизии по ущербу, причинённому недостачей, порчей имущества, или в результате гибели имущества при воздействии аномальных явлений природы?

- какие факторы способствовали совершению экономического правонарушения?

Также в данной инструкции приведён примерный перечень вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертом при проведении финансово-экономической экспертизы, к ним относятся:

-имеются ли нарушения законодательства, регулирующего расчёты между хозяйствующими субъектами, хозяйствующими субъектами и банками и другими кредитными организациями;

-правильны ли выводы ревизии по расчётным и финансово-кредитным операциям проверенным в ходе ревизии?

-правильно ли сформированы цены, экономически обоснованы при товарообменных операциях?

-какая экономическая выгода получена от проведения определённой хозяйственной операции (сделки)?

-является ли договор (контракт) заключённый хозяйствующим субъектом заведомо убыточным?

-определить финансовое состояние хозяйствующего субъекта на определённую дату или за определённый период?

-как повлияло на финансовое состояние организации заключение и реализация определённого договора?

-какая степень обеспечённости хозяйствующего субъекта оборотными средствами, как это влияет на образования кредиторской задолженности?

-какая дебиторская задолженность у хозяйствующего субъекта, как это повлияло на степень обеспечения оборотными средствами?

-имеются ли у хозяйствующего субъекта признаки ложного банкротства;

-имеются ли признаки сокрытия банкротства?

-имеются ли признаки преднамеренного уклонения от погашения кредиторской задолженности?

-имеются ли нарушения расходования бюджетных денежных средств или других государственных фондов поддержки товаропроизводителей?

-имеются ли нарушения при проведении тендера по покупке товаров, работ, услуг?

-какая сумма вклада в имущество хозяйствующего субъекта определённого учредителя или инвестора?

- правильны ли выводы ревизии о величине вреда (убытков) от реализации конкретного договора организацией?

Анализируя материалы и уголовные дела, связанные с расследований должностных преступлений, когда необходимо исследовать производственные процессы, выполнение плановых показателей, искажение бухгалтерской и статистической отчётности, приписок по выполнению плановых показателей можно сделать вывод о том, что работники правоохранительных органов по таким делам назначают производственно-экономическую экспертизу.

Работник правоохранительных органов при назначении производственно-экономической экспертизы на разрешение эксперта может поставить следующие примерные вопросы:

- правильно ли применяются нормы расхода сырья, материалов, энергоресурсов на производство продукции, оказания услуг, работ?

- соответствует ли количество произведённой продукции количеству расходования сырья на её производство?

- соответствует ли количество и качество произведённой продукции утверждённым бизнес планам?

- на каком этапе, и в каких бухгалтерских, отчётных и статистических документах произошло искажение показателей хозяйственной деятельности, и в какую сторону(увеличения т.е. приписки или уменьшения)?

- в обязанности каких должностных лиц входило формирование отчётной информации, соответствует ли подготовленная ими отчётная и статистическая информация законодательству, регулирующему эти процессы?

- по каким причинам произошло искажение бухгалтерской и статистической отчётности?

- правильно ли применены ревизором методы определения искажений бухгалтерской и статистической отчётности?

- правильно ли применены ревизором методы определения среднегодовой выработки на одного работающего?

- по каким причинам произошло снижение производительности труда на предприятии?

- правильно ли применены ревизором методы анализа факторов влияющих на экономию рабочего времени на единицу продукции?

- правильно ли применены ревизором методы анализа изменений структуры продукции и влияние этого фактора на финансовые результаты хозяйственной деятельности?

- правильно ли применены ревизором методы анализа системы управления и планирования хозяйственной деятельностью?

- правильно ли применены ревизором методы анализа диспропорций в соотношении автоматизации производственных процессов и динамики роста заработной платы трудового коллектива?

- правильно ли применены ревизором методы анализа фактов увеличения доходов хозяйствующего субъекта за счёт недоплаты за труд наёмным работникам?

- правильно ли применены ревизором методы выявления в системе информации по управлению организацией, экономической дезинформации, направленной на получение доходов от фиктивных результатов хозяйственной деятельности (приписки, снижение норм и расценок др. действия)?

- выявление причин и условий способствующих совершению должностных правонарушений?

Необходимо отметить, что хотя этот перечень вопросов (за исключением вопросов по производственно-экономической экспертизы) приведён в Инструкции об особенностях проведения экономической экспертизы в Государственном экспертно-криминалистическом центре МВД Республики Беларусь от 14.11.2006г. №303, эти вопросы являются примерными.

Основными факторами влияющими на постановку вопросов на разрешение экономической экспертизы являются собранные материалы дела и та отрасль экономики в которой осуществляет хозяйственную деятельность организация, деятельность которой проверяется или расследуется правоохранительными органами а также компетенция работника правоохранительного органа занимающего проверкой или расследованием данного материала или уголовного дела.

Объектами исследования судебно-экономической экспертизы являются только материалы дела, другие документы, представленные на исследование инициатором экономической экспертизы. Эксперт-бухгалтер не вправе самостоятельно исследовать документы, которые не приобщены к делу и находятся в той или иной организации. К объектам экономической экспертизы, как правило, относят, бухгалтерские и финансовые документы в которых отражены хозяйственные операции, ставшие предметом расследования или рассмотрения в судах (первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта, бухгалтерская отчётность, материалы инвентаризаций, ревизий, налоговых проверок, хозяйственные договоры, сметы расходов, бизнес планы, справки бухгалтерских, экономических, производственных и кадровых служб организации), объяснения, протоколы допросов обвиняемых, свидетелей, специалистов, заключения экспертов других специальностей, а также материалы иных следственных действий.

Материалы, представляемые на экспертизу, должны быть систематизированы и сгруппированы по назначению в хронологическом порядке, а материалы дела подшиты и пронумерованы страницы. Конкретный перечень бухгалтерских, финансовых документов, форм отчётности, учётных регистров, других материалов (объектов экспертизы) определяется особенностью каждого дела.

Вопросы разрешаемые экспертом-бухгалтером в уголовном процессе

Доследственная проверка материала, возбуждение и расследование уголовного дела, рассмотрение уголовного дела в суде это строго упорядоченная деятельность уголовным процессом соответствующих правоохранительных органов.

Уголовный процесс эту деятельность разграничивает на несколько этапов, основными являются: первоначальная проверка материала по событию или факту; возбуждение или отказ в возбуждении уголовного дела; предварительное расследование или дознание по уголовному делу; передача уголовного дела в суд; судебное разбирательство по уголовному делу и вынесение приговора; обжалование, опротестование и пересмотр приговора определения суда.

Уголовно-процессуальное законодательство Республики Беларусь позволяет использовать специальные знания на этапе до следственной проверки, предварительного расследования и судебного следствия по первой инстанции. Следовательно, работник правоохранительного органа, руководствуясь ст.ст.173 ч.2; 226; 227; 228; 229; 230; 231 УПК Республики Беларусь может по имеющим в его производстве материалам и делам назначить экономическую экспертизу на этапе до следственной проверки, расследования уголовного дела или судебного следствия.

Ст. 226 УПК Республики Беларусь «Основания назначения экспертизы» не указывает конкретные основания назначения экспертизы, а указывает на то, что экспертиза назначается в случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия необходимы специальные знания в науке, технике, искусстве или ремесле.

По сложившейся практике противодействия экономической преступности, судебно-экономическая экспертиза на основании ст. 173 ч.2 и ст.226 может быть назначена до возбуждения уголовного дела для принятия более объективного решения по материалам до следственной проверки и с целью недопущения нарушения процессуальных сроков расследования преступления и нарушения законных прав граждан.

Судебно-экономическая экспертиза назначается в следующих случаях:

- вызывают обоснованное сомнение методы проведения ревизии, которыми установлен материальный ущерб, период, место его образования, лица ответственные за товарно-материальные ценности и денежные средства в период образования ущерба;

- выводы ревизии противоречат материалам дела, для устранения противоречий необходимы специальные познания в области бухгалтерского учета;

- имеются противоречия в выводах нескольких ревизий по одним и тем же фактам, без проведения экономической экспертизы их нельзя устранить;

- ревизором не приняты во внимание оправдательные документы, предъявленные материально-ответственными лицами или другим лицом;

- необходимо разрешать вопрос о размере материального ущерба с учетом выводов экспертов других специальностей (технолога, строителя, др.) и показаний обвиняемых и свидетелей;

- нельзя решить вопрос имелись или не имелись в организации бухгалтерского учета и контроля нарушение законов, приказов, инструкций, правил и положений, регулирующих порядок учета и контроля денежных средств и материальных ценностей;

- обоснованное ходатайство обвиняемого о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы;

- в иных случаях, когда для разрешения вопросов необходимы специальные познания в бухгалтерском учете.

Признав необходимым назначить экономическую экспертизу, следователь, дознаватель или судья на основании ст. 227 УПК Республики Беларусь выносит об этом постановление, в котором указывает основания назначения экспертизы, обстоятельства дела, фамилию эксперта или название учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза, определяет вопросы, на которые должен ответить эксперт, указывает материалы, которые направляются в распоряжение эксперта. Излагая обстоятельства дела, установленные ревизией и следствием, необходимо указывать название хозяйствующего субъекта, в котором совершено преступление, период образования и размер материально ущерба, способ причинения, круг причастных материально-ответственных и должностных лиц, другие сведения раскрывающие фабулу дела. Эта информация позволяет экспертному учреждению определить эксперта, которому будет поручено проведение экспертизы, а также примерный объем работы и срок проведения экспертизы. Инструкция №303 МВД Республики Беларусь поясняет, что постановление о назначении экономической экспертизы может быть направлено отдельно от бухгалтерских и других документов подлежащих экспертному исследованию по согласованию с экспертом, допускается представление объектов исследования непосредственно к началу проведения экспертизы. При назначении дополнительной или повторной экономической экспертизы, помимо постановления о назначении экспертизы и объектов, подлежащих исследованию, представляется заключение первичной экспертизы со всеми приложениями, а также новые материалы для исследования.

В ходе производства судебно-экономической экспертизы могут быть также решать вопросы профилактического характера, например: какие упущения и недостатки в ведении бухгалтерского учета могли способствовать совершению преступления или сокрытию следов преступления и т.д.

В зависимости от того, какие учетные данные вызывают сомнение, какие обстоятельства свидетельствуют о возможном подлоге или сокрытии в системе счетных записей, эксперту-бухгалтеру предоставляются такие объекты экспертизы и материалы, которые обеспечивают решение экспертных задач на основе всестороннего анализа всех взаимосвязей и зависимостей в структуре бухгалтерского учета интересующих следствие (суд) данных. При получении постановления о проведении экономической экспертизы, эксперт обязан определить, достаточно ли его знаний для исследования поставленных вопросов, либо имеется необходимость в привлечении специалистов других экспертных специальностей. После изучения содержания и полноты материалов, представленных на экспертизу, эксперт определяет методику исследования и предположительные сроки проведения экспертизы, при необходимости составляет расчёт времени на проведение экспертизы. Если у эксперта нет возможности немедленно преступить к проведению экспертизы, он готовит мотивированное уведомление о предположительных сроках проведения данной экспертизы и направляет лицу назначившему проведение экспертизы. При заявлении экспертом ходатайства о получении сведений, которые могут быть получены экспертами других специальностей, проведения ревизии, встречной проверки или инвентаризации, проведение экономической экспертизы приостанавливается, ходатайство может быть заявлено на любой стадии проведения экономической экспертизы. В последующем эксперт обязан направить письменное уведомление субъекту назначившему экспертизу, о дате возобновления проведения экспертизы. Инструкция №303 МВД Республики Беларусь поясняет, если лицо назначившее экспертизу, в течении 30 суток не ответило по существу заявленного ходатайства, эксперт выносит заключение по имеющим материалам, а в ситуации не возможности проведения экономической экспертизы, составляет мотивированное сообщение о невозможности дачи заключения.

При недостаточной ясности или неполноте заключения, а также в случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств – следователь, суд на основании ст. 239 УПК Республики Беларусь может назначить дополнительную или повторную экспертизу, проведение которой поручается тому же или другому эксперту. При необоснованности заключения эксперта, наличие сомнений в его правильности может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту. Основанием для назначения повторной или дополнительной экономической экспертизы могут быть: заключение эксперта не вызывает сомнения в его правильности, требуется более детальное освещение вопросов (эксперт не достаточно чётко ответил на поставленные вопросы или не ответил.); когда после дачи заключения появилась новая версия, для проверки которой необходимо исследование уже исследованных экспертом или новых бухгалтерских документов; когда обвиняемый ознакомившись с заключением, обоснованно ходатайствует о постановке перед экспертом дополнительных вопросов или предъявляет новые документы; первоначальное заключение противоречит учетным документам и материалам дела; первоначальное заключение дано не квалифицированным экспертом; применена не правильная методика исследования документов.

При неправильной методике исследования материалов дела или при необоснованности сделанных выводов экспертом, проведение экономической экспертизы в установленном порядке может быть поручено комиссии экспертов, о чём немедленно уведомляется лицо назначившее экспертизу.

 

Вопросы разрешаемые экспертом-бухгалтером в хозяйственном процессе

Правосудие с сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности осуществляется хозяйственными судами по правилам установленным законодательством о судопроизводстве в хозяйственных судах, путём разрешения хозяйственных (экономических) споров возникающих из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, рассмотрения иных дел, отнесённых к их компетенции Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь и другим законодательством.

Основными задачами судопроизводства в хозяйственных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц индивидуальных предпринимателей, а также законных интересов Республики Беларусь, органов государственного управления и местного управлении и самоуправления, иных органов и должностных лиц в сфере экономики, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в экономическом комплексе государства.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь регулирует общественные отношения возникающие в процессе рассмотрения и разрешения хозяйственным судом экономических (хозяйственных) споров.

При разрешении этих споров иногда возникает необходимость проведения экономической экспертизы.

В соответствии со ст.83 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее ХПК), доказательствами по делу являются полученные в соответствии с ХПК и иными законодательными актами сведения, на основании которых хозяйственный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Одним из таких доказательств является заключение экспертов.

Экспертом в хозяйственном суде может выступать лицо, обладающее специальными познаниями в области науки, искусства, техники или ремесла, необходимыми для дачи заключения, наделённого в порядке, установленном законодательством, полномочиями на проведение экспертизы и назначенное хозяйственным судом в порядке установленном ХПК (ст.70 ХПК).

Эксперт, как участник хозяйственного процесса, если это необходимо для дачи заключения имеет право:

- знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

- заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов для дачи заключения;

- участвовать в судебных заседаниях хозяйственного суда, задавать вопросы, относящиеся к предмету проводимой им экспертизы (ст.70 ХПК Республики Беларусь).

Если представленных материалов не достаточно для подготовки заключения, или поставленные вопросы на разрешение эксперту выходят за пределы специальных познаний эксперта, он обязан сообщить хозяйственному суду о невозможности дать заключение.

Эксперт, участвующий в хозяйственном процессе вправе отказаться от дачи заключения, если представленные на исследование материалы недостаточны или он не обладает знаниями, необходимыми для исполнения возложенных на него обязанностей.

За отказ либо уклонение без уважительной причины от исполнения возложенных на него обязанностей, а также за дачу заведомо ложного

заключения эксперт несёт ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь.

При рассмотрении дела в хозяйственном суде, для разъяснения возникших вопросов, требующих специальных познаний, по ходатайству участников процесса или по своей инициативе хозяйственный суд назначает экономическую экспертизу. Лица, участвующие в деле вправе представить в хозяйственный суд вопросы которые должны быть исследованы в процессе проведения экономической экспертизы, но окончательное решение о перечне вопросов, их содержание устанавливается хозяйственным судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Хозяйственный суд выносит определение о назначении экономической экспертизы и направляет эксперту или в экспертное учреждение.

Если одна из сторон по делу отказывается от участия в проведении экспертизы или чинит препятствие её проведению, а по обстоятельствам дела без участия этой стороны либо без представленных ею объектов исследования экономическую экспертизу провести невозможно, хозяйственный суд в зависимости от того, какая из сторон уклоняется от проведения экономической экспертизы и какое значение для неё она имеет, вправе признать факт, для выяснения которого экономическая экспертиза назначалась, установленным или опровергнутым (ст.92 ХПК Республики Беларусь).

Порядок проведения экономической экспертизы по хозяйственным делам регулируется ст. 93 ХПК Республики Беларусь. Экономическая экспертиза проводится экспертами экспертного учреждения по поручению руководителя учреждения, также экспертиза может проводиться другими лицами которым она будет поручена хозяйственным судом. Экономическая экспертиза может проводиться одним экспертом или несколькими экспертами в зависимости от сложности дела и отраслей экономики, где происходили события, ставшие предметом судебного разбирательства.

Ст. 93 ХПК Республики Беларусь предусматривает возможность проведение экономической экспертизы в судебном заседании, как обычно данная экспертиза проводится в не заседания, так как это связано с проведением множественных исследований хозяйственных операций зафиксированных в документах бухгалтерского учёта, других объектов исследования по таким экспертизам, процесс трудоёмкий и требует больших затрат времени.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (ст. 93), разрешает лицам, участвующим в деле, присутствовать при проведении экономической экспертизы, но запрещает такое присутствие при проведении экспертизы вне судебного заседания, если оно может мешать нормальной работе эксперта-бухгалтера (группы экспертов).

После поступления в экспертное учреждение определения хозяйственного суда о назначении экономической экспертизы, руководитель этого учреждения поручает проведение этой экспертизы одному или нескольким экспертам-бухгалтерам, разъясняет их права и обязанности, предусмотренные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а также за отказ либо уклонение без уважительной причины от исполнения возложенных на него обязанностей, это подтверждается подписями экспертов.

Если экономическая экспертиза проводится вне экспертного учреждения то эксперт приглашается в судебное заседание, где хозяйственный суд удостоверяет его личность, специальность, выясняет, нет ли оснований для отвода эксперта, разъясняет его права и обязанности и под подписку предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ, либо уклонение без уважительной причины от исполнения возложенных на него обязанностей по производству экономической экспертизы.

После проведения экономической экспертизы, эксперт-бухгалтер обязан результаты экспертного исследования оформить заключением. Порядок оформления результатов экспертного исследования по хозяйственным делам регулируется ст.94 ХПК Республики Беларусь, в частности требуется заключение эксперта-бухгалтера излагать в письменной форме, тем экспертом, которому было поручено проведение экономической экспертизы. В целом порядок оформления заключения эксперта – бухгалтера по хозяйственным делам мало чем отличается от составления заключения экспертом-бухгалтером по экономической экспертизе, проведённой по уголовным делам экономической направленности.

Заключение эксперта-бухгалтера исследуется в судебном заседании хозяйственного суда наряду с другими доказательствами, при возникновении вопросов в отношении заключения, эксперт-бухгалтер может быть по ходатайству одного из участников в деле лица, или по инициативе хозяйственного суда приглашён в судебное заседание.

Эксперт-бухгалтер, прибывший в судебное заседание, после оглашения его заключения, обязан дать исчерпывающие объяснения на вопросы хозяйственного суда и лиц участвующих в деле. Ответы эксперта-бухгалтера должны быть занесены в протокол судебного заседания.

Если при оценке заключения эксперта-бухгалтера по проведенной экономической экспертизе в хозяйственном суде выяснится, что эксперт-бухгалтер, проводивший экономическую экспертизу, в заключении не чётко или не полно дал ответы на поставленные судом вопросы, хозяйственный суд вправе назначить в соответствии со ст.95 ХПК Республики Беларусь дополнительную экономическую экспертизу, проведение которой поручите тому же или другому эксперту.

При возникновении необходимости, когда заключение эксперта-бухгалтера не достаточно обоснованно отвечает на поставленные вопросы, выводы вызывают обоснованное сомнение, представленные эксперту-бухгалтеру материалы признаны недостоверными, а также имеются противоречия между заключениями нескольких экспертов, или при проведении экономической экспертизы были нарушены процессуальные правила проведения экономической экспертизы, хозяйственный суд, на основании ст.95 ХПК Республики Беларусь может назначить повторную экономическую экспертизу, её проведение поручить другому эксперту.

Хозяйственный суд, в соответствии со ст. 96 ХПК Республики Беларусь, при необходимости может назначить проведение комплексной или комиссионной экономической экспертизы.

Комплексная экономическая экспертиза назначается в той ситуации, когда сделать какой-либо вывод, имеющий значение для дела, можно лишь путём проведения нескольких исследований с использованием разных отраслей знаний либо разных научных дисциплин в пределах одной отрасли знаний. Комплексная экономическая экспертиза проводится не менее чем двумя экспертами-Бухгалтерами разных специальностей.

Каждый эксперт-бухгалтер проводит исследование самостоятельно, несёт ответственность за него, даёт заключение в пределах своей компетенции.

По результатам проведённой комплексной экономической экспертизы, составляется заключение, в заключении указывается какие исследования, и в каком объёме проводил каждый эксперт, какие факты он установил в процессе исследования и к каким выводам он пришёл. Каждый эксперт-бухгалтер, участвовавший в проведении комплексной экономической экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведённых им исследований, и несёт за них ответственность. Эксперт-бухгалтер не вправе подписывать ту часть заключения комплексной экономической экспертизы, которая не относится к его компетенции.

Общий вывод делают эксперты-бухгалтеры, которые компетентны в оценке полученных результатов и формулировании выводов. При возникновении разногласий между экспертами-бухгалтерами, каждый из них делает отдельное заключение по вопросам, которые вызвали разногласия.

Ст.96 ХПК Республики Беларусь указывает на то, что сложные экономические экспертизы могут проводиться комиссиями экспертов-бухгалтеров одной специальности.

Если по результатам исследования экономической экспертизы мнение экспертов-бухгалтеров по поставленным на исследование вопросам совпадают, эксперты-бухгалтера составляют единое заключение, при возникновении разногласий, каждый из них, участвующий в проведении экономической экспертизы, даёт отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия (ст.96 ХПК Республики Беларусь).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.