Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды ревизий






Как отмечается в экономической литературе, в настоящее время в Республике Беларусь при подготовке, составлении и реализации планов экономического и социального развития страны в основном проводят жесткое управление экономическими и социальными процессами через прямые связи. Процесс реализации управленческих решений проходит, как правило, без использования информации о фактическом состоянии объекта управления в данный момент, и без информации о внешних воздействиях на условия его деятельности. Следовательно, контроль за эффективностью хозяйственной деятельности объекта управления можно отнести к самостоятельному направлению государственной деятельности, в процессе которой обеспечивается соблюдение законодательства в сфере экономических отношений, обеспечивается экономическая безопасность государства, жизненно важные интересы общества, выявляются внутренние и внешние угрозы экономическому комплексу государства.

Эффективность обеспечения экономической безопасности страны во многом зависит от четкого взаимодействия всех субъектов государственной системы экономического контроля, и прежде всего, от координационной деятельности по управлению этой системой Совета Безопасности Республики Беларусь и Комитета государственного контроля.

В монографии «Управление системой обеспечения экономической безопасности» авторы Мясникович М.В., Полоник С.С., Пузиков В.В. на с. 148 отмечают, что «оценка состояния экономической безопасности в основном проводится по ее составляющим, условно объединенным в четыре основных сферы:

- производственная (способность экономики к устойчивому развитию);

- социальная (обеспечение приемлемого уровня жизни населения);

- информационная (информационная безопасность);

- экологическая (среда обитания).

Производственная сфера включает следующие составляющие экономической безопасности: энергетическую, научно-техническую, инновационную, инвестиционную, технико-производственную, внешнеэкономическую, финансовую. Социальная – социальную, продовольственную, демографическую безопасность и правопорядок».

По нашему мнению, правопорядок в государстве состоит из многих составляющих элементов, в том числе и из таких как правопорядок в сфере экономики, в банковской отрасли, в промышленности и сельском хозяйстве, в финансовой отрасли, коммунальном хозяйстве и т.д. Следовательно, за организацию, поддержание и обеспечение правопорядка в отраслях экономики прежде всего отвечают отраслевые министерства, через свои системы ведомственного контроля, а затем система Государственного контроля, и общественный контроль в лице профессиональных союзов, т.е. система контроля за экономическим правопорядком состоит из трёх уровней.

Правовое обеспечение функционирования ведомственной системы экономического контроля решается Указом Президента Республики Беларусь «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» № 325 от 22.06.2010 г. (НРПА РБ, 24.06.2010, № 1/11133), и Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.01.2000г «Об общих требованиях к правилам внутреннего контроля» (в ред. Постановления СМ Республики Беларусь от 21.09.2010г. № 1356). А функционирование в целом государственной системы контроля обеспечивается Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь от 16. 10. 2009г. №510 (в дальнейшем Указ №510). Кроме того, п.3 Указа №510 указывает на то, что в государстве существует общественный контроль, который может осуществлять контроль в форме проверок, это профессиональные союзы и их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры. Для реализации своих функций и поставленных задач данные органы экономического контроля используют такие методы как проверки, ревизии, инвентаризации, анализ и т.д.

Большой бухгалтерский словарь под редакцией А.Н. Азрилияна, институт новой экономики, 1999 г., на с. 390 определяет, что «ревизия – проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, служебных действий должностных лиц, документов, записей уполномоченными на это органами на предмет контроля соблюдения законов, правил, инструкций, достоверности и объективности отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных товарно-материальных ценностей».

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10 2009г. №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» не даёт определения, что такое ревизия (ревизия как контрольное мероприятие не упоминается в указе, за исключением в гл.11 «Особенности проведения проверок по поручениям органов уголовного преследования и судов», в п.93 указано, что проверки в отношении субъектов хозяйствования входящих в состав (систему) государственных органов управления подчинённых Совету Министров, государственно-общественных объединений, проводятся контрольно – ревизионными службами этих органов, т.е. ведомственным ревизионным аппаратом), в месте с тем в указе №510 дано определение проверки, в п.1, «под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершённых финансово – хозяйственных операций, а также действии (бездействий) их должностных лиц и иных работников».

Поскольку Указ Президента Республики Беларусь №510 от 16.10.2009г. указывает на существование контрольно ревизионной службы в системе контроля государства, следовательно, и такое понятие как ревизия имеет право остаться в понятийном аппарате. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) - способ контроля, предусматривающий полное изучение финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершённых и совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также соответствие законодательству ведения бухгалтерского учета субъекта предпринимательской деятельности.

Ревизия как метод последующего контроля (т.е. проверка хозяйственной деятельности субъекта, которая была в прошлом времени) представляет собой определенную систему контрольных действий по проверке документов, иногда фактической проверке активов и обязательств, законности, целесообразности, обоснованности совершенных хозяйственных и финансовых операций в организации, а также правильности регистрации их в бухгалтерском учете и отчетности, законности управленческих решений руководителя, главного бухгалтера и других должностных лиц, которые в соответствии с бухгалтерским и другим законодательством отвечают за организацию деятельности хозяйствующего субъекта.

Анализируя основные положения Указ №510 можно сделать вывод, что при организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, основными задачами являются:

- проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;

- проверка соблюдения налогового законодательства;

- проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, соблюдения порядка распоряжения государственным имуществом и обеспечения его сохранности;

- своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;

- принятие мер по возмещению причиненного вреда;

- выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъектов хозяйствования.

В целом если суммировать задачи ревизии, то их можно обозначить как обеспечение реализации государственной политики в сфере экономической безопасности страны.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими процесс ревизионной деятельности в Республике Беларусь, являются:

- Указ Президента Республики Беларусь № 510 от 16.10.2009г. г. «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;

- Указ Президента Республики Беларусь № 325 от 22.06 2010 г. «О ведомственном контроле в Республике Беларусь»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 22 от 9 января 2002 г. «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» (в ред. постановления Совмина от 01.06.2007 № 736);

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 383 от 18.03.2010 г. «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510»;

- Приказ министерства финансов Республики Беларусь № 226 от 6 сентября 2000 г. «Об утверждении положения о порядке организации проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей министерством финансов Республики Беларусь» (в ред. постановления Минфина от 25.04.2007 № 64);

- Приказ министерства финансов Республики Беларусь № 391 от 30 декабря 1999 г. «Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения ревизий и проверок главным контрольно-ревизионным управлением министерства финансов Республики Беларусь и его местными органами» (в ред. от 26.09.2007);

- Постановление министерства промышленности Республики Беларусь от 22 апреля 2008 г. № 11 «Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций министерства промышленности Республики Беларусь»;

- Приказ министерства торговли Республики Беларусь от 2 июля 2002 г. № 71 «Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в системе министерства торговли Республики Беларусь» (в ред. постановления Минторга от 05.04.2007 № 24);

- Постановление министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 1 марта 2006 г. № 18 «Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, находящихся в подчинении министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь» (в ред. постановления Минсельхозпрода от 28.05.2007 № 41);

- Инструкция министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 февраля 2002 г. «О порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций государственной формы собственности, подчиненных или входящих в состав Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь»;

- Инструкция Концерна «Беллегпром» от 20 мая 2002 г. «О порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерна «Беллегпром»);

- Инструкция министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 5 декабря 2002 г. «О порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности объединений, предприятий, организаций и учреждений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»;

- Постановление министерства финансов Республики Беларусь, министерства экономики Республики Беларусь от 24 марта 2003 г. № 39/69 «Об утверждении инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц» (в ред. от 28.02.2007);

- Налоговый кодекс Республики Беларусь: (Общая и Особенная части) по состоянию на 1 января 2010 года. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2010 – 672 с., эти нормативно-правовые акты в области экономического контроля в 2010 году, должны быть приведены в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь №510 от 16.10.2009г.

В соответствии с п.п. 5 и 7 указа №510, проверки (ревизии), проводимые контролирующими органами, могут быть плановые и внеплановые. Плановые ревизии одного и того же субъекта хозяйственной деятельности могут проводиться в зависимости от того в какую группу риска входит тот или иной хозяйствующий субъект, высокая группа риска, не чаще одного раза в течении календарного года, средняя группа риска – один раз в течении трёх лет, низкая группа риска по мере необходимости но не чаще одного раза в пять лет по специальному плану ревизионной деятельности.

Проведение внеплановых ревизий может назначаться по поручению Президента Республики Беларусь, Президиумом Совета Министров Республики Беларусь, Председателем Комитета государственного контроля, его заместителями, председателями комитетов государственного контроля по областям, Генеральным прокурором и его заместителями в пределах их компетенции, а также руководителями иного контролирующего органа кроме территориального и одним из уполномоченных им заместителей при наличии информации о совершении экономического или финансового правонарушения на сумму превышающую 1000 базовых величин;

по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу или руководителей этих органов по находящимся в их производстве делах или материалах свидетельствующих о коррупционных преступлениях, легализации доходов полученных незаконном путём и финансирования террористической деятельности.

Национальный банк, как субъект экономического контроля также в праве проводить ревизии банковских и кредитных организаций.

Основанием назначения внеплановой проверки (ревизии) без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности в соответствии с п.9.1 указа №510 может быть:

наличия у контролирующего органа информации, в том числе полученной от государственного органа, иностранного государства, юридического или физического лица, свидетельствующей о нарушении законодательства и возникновении угрозы причинения или причинения имущественного вреда юридическим или физическим лицам или интересам государства. Данная информация должна быть подтверждена документально. Указ №510 в п.9.1 указывает на от, что если у заявителя отсутствуют документы подтверждающие представленную информацию о экономическом или финансовом правонарушении, то он (заявитель) должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний по представленной информации. Если заявитель в последующем откажется от своих показаний или сообщённые заявителем факты в процессе проверки (ревизии) не подтвердятся, то субъект хозяйствования в отношении которого проводилась проверка (ревизия) в праве обратится в суд с иском к заявителю о возмещении убытков, если происходило в процессе ревизии приостановление хозяйственной деятельности, а также возмещение убытков причинённых распространением сведений порочащих деловую репутацию хозяйствующего субъекта. В указе отмечается, что анонимные заявления не являются основанием для проведения внеплановой проверки (ревизии);

проверка правильности использования (расхода) хозяйствующим субъектом бюджетных средств, целевых средств бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;

существенное ухудшение показателей деятельности банков или небанковских кредитно-финансовых учреждений.

Также внеплановые проверки (ревизии) могут быть назначены в соответствии с п. 9.2 указ №510 руководителем контролирующего органа (в том числе и территориального) подразделения или его заместителем в следующих ситуациях:

при реорганизации хозяйствующего субъекта, при прекращении хозяйственной деятельности представительства иностранного предприятия;

при проведении процедуры банкротства хозяйствующего субъекта;

проведения дополнительной ревизии (проверки);

по поручению органов уголовного преследования по уголовным делам а также по материалам находящимся в производстве судов и органов уголовного преследования;

для получения доказательств по делу об административном правонарушении;

с возникшей необходимостью проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учёта или других документов;

с возникновением необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент совершения таких операций в торговых или в других местах хозяйственной деятельности;

при необходимости проведения встречной проверки хозяйственных операций;

при возникновении необходимости проверки факта неосуществлении хозяйственной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение последних шести месяцев подряд;

при возникновении необходимости проведения контрольной проверки;

при поступлении заявления от проверяемого субъекта.

Что касается внеплановых тематических оперативных проверок, то в соответствии с п. 10 указа №510 они могут проводиться Комитетом государственного контроля, Министерством по налогам и сборам, Национальным банком, подразделениями Государственной автомобильной инспекции в пределах их компетенции.

Кроме того, ревизии могут различаться в зависимости от того, каким органом государственного контроля она проводится: ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.

Вневедомственные ревизии проводятся субъектами государственного экономического контроля как правило в плановом порядке не чаще одного раза в два года не зависимо от того к какой группе риска отнесён хозяйствующий субъект и прежде всего направлены на защиту интересов собственника, государства, обеспечения экономической безопасности в стране. Наиболее часто такие ревизии проводятся специалистами Комитета Государственного контроля, Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам. Эти ревизии отличаются своей эффективностью, глубиной и объективностью ревизионной деятельности, поскольку отсутствует ведомственная заинтересованность.

Ведомственные ревизии проводятся контрольно-ревизионным аппаратом министерств и ведомств(правовое положение ведомственных ревизий было изложено выше). Основное назначение ведомственной ревизии – это совершенствование управления отраслью экономики, выявление резервов хозяйственной деятельности.

Как недостаток этих ревизий необходимо отметить следующее:

- как правило, ревизии проводят одни и те же должностные лица (ревизоры);

- заинтересованность ведомства (ревизоров);

- отсутствует фактор внезапности;

- как правило, при подготовке к ревизии мало используется анализ экономических факторов, влияющих на хозяйственную деятельность, проверяется стандартный набор вопросов;

- для проведения ревизии составляются большие программы, ревизор не способен вникнуть в детали хозяйственной деятельности в ограниченные временные сроки. В подтверждение этого можно привести информацию распространённую Генеральной прокуратурой Республики Беларусь о том, что низкое качество ведомственных ревизий характерно для Госкомимущества, Минпрома, концерна «Белгоспищепрома», а правонарушения выявленные ревизионным аппаратом Минстройархитектуры в 2009г. по незаконной выплате заработной платы в строительно-монтажных трестах более чем на 300 миллионов рублей после оформления акта ревизии не были переданы в правоохранительные органы для оценки и принятия мер. (Д.Синенко «В ревизии прошла ревизия», Народная газета, 04.11.2009г. с.3). Это свидетельствует, что борьба с коррупционными преступлениями с использованием системы ведомственного экономического контроля для некоторых министерств и ведомств носит формальный характер, а иногда и скрывают эти проявления по разным причинам.

Внутрихозяйственные ревизии проводятся штатными ревизорами хозяйствующего субъекта. Их основное назначение – совершенствование организации и управления хозяйственной деятельностью предприятия, сохранность активов, выявление резервов, энергоэффективность хозяйственной деятельности, такие ревизии проводятся с использованием документального и фактического контроля, иногда используется встречная проверка.

По объекту проведения ревизии классифицируют на документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (тематические).

При проведении документальной ревизии проверяются документы, сопровождающие хозяйственные операции. В особенности много внимания уделяется первичным учетным документам, денежным документам, связанным с движением денежных средств по расчетному и другим счетам в банке, а также кассовые документы.

Фактическая ревизия предполагает проверку не только документов, но также активов и обязательств хозяйствующего субъекта.

Под полной ревизией в Большом бухгалтерском словаре (с.390) понимается проверка всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период.

Выборочная (тематическая) ревизия направлена на проверку каких-либо отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности (проверка командировочных расходов, операций с возвратной тарой, депонентской задолженности, закупку сельскохозяйственной продукции от населения, закупку лекарственного сырья и т.д.)

Необходимо отметить, что указом №510 в п.7 определено, что плановые проверки (ревизии) в отношении проверяемого субъекта, отнесённого к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесённого к низкой группе риска не назначаются при следующих обстоятельствах:

По результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего органа информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушение законодательства;

на дату назначения проверки имеется, безусловно, положительное аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчётности (информации книги учёта доходов и расходов субъекта хозяйствования, применяющего упрощённую систему налогообложения) и соответствия хозяйственных операций действующему законодательству. В такой ситуации плановые проверки (ревизии) могутнее назначаться за период и по вопросам не проверенным в ходе аудита, за исключением проверки выполнения налогового законодательства.

Указом №510 определено, что плановые проверки (ревизии) одного хозяйствующего субъекта несколькими контролирующими органами в течение календарного года могут проводиться только в форме совместной проверки (ревизии).

Необходимо остановиться над понятием «ревизор». Большой бухгалтерский словарь на с.391 поясняет, что ревизор – лицо, уполномоченное произвести ревизию, обследование деятельности какого-либо учреждения или должностного лица. Как отмечалось выше, в указе №510 не дано понятие «ревизор», вместе с тем в главе 1 Общие положения «Положения о порядке организации и проведения проверок» утверждённого этим указом, даны следующие понятия: проверяющий – должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, уполномоченное на проведение проверок по вопросам, отнесённым к компетенции этого контролирующего органа; руководитель проверки - должностное лицо контролирующего органа, возглавляющее группу проверяющих, представляющих один или несколько контролирующих органов; совместная проверка - проверка, проводимая несколькими контролирующими органами; эксперты, специалисты – не заинтересованные в результатах проверки физические лица, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, иной сфере деятельности, которые привлекаются контролирующими органами для проведения экспертизы, участия или оказания содействия в проведении контрольных мероприятий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.