Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: морфемный анализ слова

ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

ЗАНЯТИЕ №1

Тема: МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА

1. Морфема, ее признаки.

2. Морфы, алломорфы и варианты морфем.

3. Виды морфем по их функции: словообразовательные и словоизменительные (формообразующие) морфемы.

4. Материально выраженные и нулевые морфемы.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

  1. Р.Н. Попов и др. Сборник упр. по соврем. Рус. языку. – М.: 1984.

Упр. 216 (письменно).

  1. Сборник упражнений по русскому языку (под ред. М.Л. Каленчук и Л.Л. Касаткина), М.: Academia. 2005. Упр. 314.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лекции.
  2. Попов Р.Н. и др. Соврем. рус. язык. - М.: 1986, с.144.
  3. Русский язык. В 2-х частях. Часть 2. (Н.В. Костромина, К.А. Николаева, Г.М. Ставская, Е.Н. Ширяев. Под ред. Л.Ю. Максимова – М.: Просвещение, 1989.) с. 6-9.
  4. Русский язык (под ред. Л.Л. Касаткина). М.: Academia, 2005. С. 453-454.
  5. Тихонов А.Н. и др. Школьный словообразов. Словарь русского языка.

ЗАНЯТИЕ №2

Тема: МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА

 

1. Виды морфем русского языка:

а) корневые морфемы (свободные и связанные),

б) аффиксальные морфемы: префиксы, суффиксы, постфиксы, интерфиксы, флексии.

2. Составить конспект статьи Линк Н.А. Теоретические основы изучения морфемики в курсе русского языка в начальной школы//Н.шк. плюс до и после. - №5. – 2004. – С. 51-56.

 

Практическое задание

1. Р.Н. Попов и др. Сб. упр. Соврем. русский язык. – М., 1984. Упр. 211, 214

2. Сборник упр. по русскому языку (под ред. М.Л. Каленчук и Л.Л. Касаткина), М.: Academia. 2005. Упр. 317, 319, 320.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Лекции.

2. Попов Р.Н. и др. Соврем. рус. язык. - М.: 1986, с.144.

3. Русский язык. в 2-х частях. Часть 2. (Н.В. Костромина, К.А. Николаева, Г.М. Ставская, Е.Н. Ширяев. Под ред. Л.Ю. Максимова – М.: Просвещение, 1989.) с. 6-9.

4. Русский язык (под ред. Л.Л. Касаткина). М.: Academia, 2005. С. 454-457.

5. Тихонов А.Н. и др. Школьный словообразов. словарь русского языка.

ЗАНЯТИЕ №3

Тема: ОСНОВА СЛОВА

  1. Понятие основы слова.
  2. Типы основ:

1) непроизводная основа; 2) производная основа; 3) производящая основа.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

  1. Попов Р.Н. и др. Сборник упражнений по современному русскому языку. – М.: Просвещение, 1984. Упр. №202, 203 (письм.).
  2. Распределите данные слова по типам основ: непроизводные и производные. К производным подберите производящую основу (письменно).

Пейзаж, репортаж, экипаж, пилотаж, гараж, листаж, тоннаж, вояж, саботаж.

Белочка, бабочка, вазочка, кофточка, листочка, веточка, строчка.

Льдинка, рябинка, горбинка, Иринка, кислинка, корзинка, тропинка.

  1. Сборник упр. по русскому языку (под ред. М.Л. Каленчук и Л.Л. Касаткина), М.: Academia. 2005. Упр. 313, 318

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лекции.
  2. Попов Р.Н. и др. Современный русский язык. М., 1986, с. 150-151.
  3. Костромина Н.В. и др. Русский язык для педфака, часть 2, М., 1989, с. 12-20.
  4. Русский язык (под ред. Л.Л. Касаткина). М.: Academia, 2005. С. 459-461.
  5. Словообразовательные словари.

 

ЗАНЯТИЕ №4

Тема: МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА

1. Сопоставьте различные подходы к морфемному анализу, используя учебные пособия:

1) Русский язык (в 2- частях), Костромина Н.В. и др. часть 2; М.: Просвещение, 1989, с. 26.

2) Попов Р.Н. и др. Современный русский язык, М.: Просвещение, 1986, с. 151-152.

2. Законспектируйте статью Н.М. Шанского «Как разбирать слово по составу» в книге Н.М. Шанского «В мире слов». М.: Просвещение, 1978 (или др. издания), глава «Внутри слова».

  1. Выполните упр. № 203, 211. 214 (первые 2 строчки), 218.
  2. Перепишите и запомните схему морфемного анализа.

1) Определить часть речи.

2) Выделить основу и окончание. Охарактеризовать окончание: нулевое, материально выраженное, определить значения.

3) Если основа производная, разделить ее на морфемы (морфы), используя один из двух приемов:

а) подбор цепочки производящих основ;

б) подбор родственных и одноструктурных слов.

4) Определить тип основы: производная (непроизводная), членимая (нечленимая), свободная или связанная.

Образец:

1) Неистощимо – наречие. Основой является все слово, т.к. наречие - неизменяемая часть речи, окончания не имеет.

Основа неистощимо – производная: неистощим онеистощим ый

истощи ть – тощ ий (прием подбора цепочки производящих основ).

Следовательно: неистощимо, основа производная, членимая, свободная.

2) замкнуть – глагол в форме инфинитива, основа связанная, т.к. содержит связанный корень. В данном случае следует использовать прием подбора одноструктурных слов.

Замкну ть – отомкну ть – примкну ть - сомкну ть

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Японское государство между двумя мировыми войнами. | Пояснительная Записка. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.