Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эвристическая роль метафизики в науке






В настоящее время, когда антиметафизическая кампания классического позити­визма сошла на нет и выродилась в ослабленные и модифицированные варианты ло­гического эмпиризма, в некоторых современных исследованиях по истории и филосо­фии науки появились первые осторожные попытки открытия заново роли метафизики в науке. Я говорю " открытия заново" потому, что тезис о важности метафизики для науки далеко не нов, и отдельные твердые духом мыслители поддерживали его в том или ином варианте даже во времена полного господства верификационизма и редук­ционизма. Поэтому в настоящей статье не будет ничего радикально нового. Я склонен рассматривать ее, скорее, как попытку частично реконструировать отношения между метафизикой и наукой в рамках логического эмпиризма или даже просто как защиту достаточно очевидного тезиса относительно истории науки, утверждавшего, что в ис­тории мысли метафизика всегда имела значение для науки, - тезиса, который изве­стен каждому серьезному студенту.

Воззрения на роль метафизики в науке, которые я буду анализировать, принадле­жат К. Попперу, Дж. Агасси и Т. Куну. Я попытаюсь обосновать утверждение, что ни один из них в своих рассуждениях о метафизике не идет достаточно далеко. Я буду далее не просто утверждать, что метафизика исторически была и продолжает быть эвристическим средством для научного исследования и построения теорий, а поста­раюсь показать, что она необходима и для тех ученых, которые ее признают, и для тех, которые ее отвергают. Затем я покажу, почему метафизика является эвристикой и каким образом она функционирует. Коротко говоря, я буду утверждать, что метафи­зика представляет собой наиболее общий метод критического и систематического формирования альтернативных концептуальных структур, только в рамках которых возможно теоретическое познание, и буду защищать тезис, что эвристическая сила метафизики заключается в ее тесной связи с нашими исходными способами понима­ния и объяснения: посредством речевого рассказа, изображающего природу средства­ми языка. Я буду защищать тезис, что эти исходные способы понимания метафизика изображает в совершенно ясной (и, следовательно, допускающей критику) форме в виде трех фундаментальных свойств: референции, структуры и абстракции, а эти свой­ства в свою очередь являются условиями создания научной теории.

Таким образом, выдвигаемый мною тезис должен объяснить научное образование


А. Койре

(Каире А., 1892-1964, французский историк науки, философ)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.