Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обязанности и права налогоплательщика






В основе формирования правового статуса налогоплательщика лежит конституционная норма-принцип, которая закрепляет безусловную налоговую обязанность, реализация которой регулируется императивными методами.

Именно эта ссылка и должна составлять основу законодательного оформления обязанностей и прав налогоплательщика.

При этом важно иметь в виду, что в системе субъектов налоговых правоотношений плательщик налога занимает четко выраженное подчинено упорядоченное положение (в любом случае не основывается на организационно властном подчинении), которое характеризует его как обязанного субъекта. Именно поэтому правовой статус налогоплательщика строится за счет в первую очередь, а иногда и исключительно, обязанностей, и только потом прав, что их детализируют.

Это объясняется природой налоговой обязанности, которая регулируется властными, императивными предписаниями со стороны государства относительно реализации плательщиком налогов прежде всего обязанности по перечислению налога. Именно поэтому плательщик налога реализует преимущественно обязанность, которая определяет и некоторые права.

Налоговые правоотношения и реализация непосредственной обязанности плательщика по перечислению налога предусматривают определенное противостояние налогового органа и налогоплательщика. Изходя из этого, необходимо четко урегулировать пределы возможных действий, определить права, обязанности каждого из них.

Налоговым кодексом Украины (статье 16, 17, 19, 20, 21) урегулирован правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов. В этой ситуации идет речь об определенном соотношении субъектов, которые противостоят в налоговых правоотношениях и представляют властную и обязанную стороны этих отношений.

Именно из этих позиций следует сделать два замечания,

· Во-первых, правовые статусы плательщика налога и налогового органа должны быть согласованными. Возможно это сделать лишь в случае определенной коррекции поведения плательщика и налогового органа - когда обязанности плательщика противостоит право налогового органа контролировать выполнение этого долга и так далее

· Во-вторых, учитывая императивную природу налоговых правоотношений, когда идет речь о регулировании владельцем движения средств, которые формируются от перечисления налогов и сборов (государством и территориальными громадами), необходимо и соответствующее построение соотношения прав и обязанностей.

Если у плательщиков (как обязанных лиц) прежде всего должны быть четко определены обязанности (но производные от них права), то относительно налоговых органов детального закрепления необходимо требовать именно для прав, которыми государство их наделяет в отрасли управления отношениями налогообложения.

Уплата налогов является одной из основных обязанностей юридических и физических лиц. Реализация этой обязанности зависит как от оптимальных стимулов и их правового регулирования, так и от распределения прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений.

При регулировании необходимо учитывать, что права закрепляют пределы возможного поведения субъекта, тогда как обязанности очерчивают пределы его надлежащего поведения.

Важно учитывать, что конкретные обязанности плательщика возникают при наличии:

· объекта налогообложения у плательщика;

· юридических фактов, которые порождают обязанность из уплаты налога.

Такое акцентирование налогового законодательства при регулировании обязанностей налогоплательщика, конечно, является важным.

Обязанности и права налогоплательщиков закреплены в Налоговом кодексе Украины. Необходимо обратить внимание на логику законодателя при закреплении юридических обязанностей и субъективных прав плательщиков: сначала - обязанности, а затем - права.

Конкретные обязанности плательщика возникают при наличии объекта налогообложения у плательщика и фактов, которые порождают обязанность по уплате налога.

Это объясняется природой обязанности по перечислению налогов и сборов, что определяется властными, императивными предписаниями со стороны государства относительно реализации субъектом обязанности по перечислению налогов и сборов. Именно поэтому налогоплательщик реализует в первую очередь обязанность, которая определяет и права. Налоговые правоотношения и реализация непосредственной обязанности плательщика по уплате налога предусматривают определенное противостояние налогового органа и налогоплательщика. Выходя из этого, необходимо четко урегулировать пределы возможных действий, права и обязанности каждого из них.

Основы правового статуса плательщика установлены в Налоговом кодексе Украины. Статья 16 «Обязанности налогоплательщика» этого Кодекса закрепляет необходимость определенных действий налогоплательщика.

Налогоплательщик обязан:

1) стать на учет в контролирующих органах в порядке, предусмотренном законодательством Украины;

2) вести в установленном порядке учет доходов и расходов, составлять отчетность, которая касается вычисления и перечисления налогов и сборов;

3) подавать к контролирующим органам в порядке, установленном налоговым и таможенным законодательством, декларации, отчетность и другие документы, связанные с вычислением и уплатой налогов и собраний;

4) платить налоги и сборы в сроки и в размерах, установленных законодательством;

5) подавать по должным образом оформленному письменному требованию контролирующих органов (в случаях, определенных законодательством) документы по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичные документы, реестры бухгалтерского учета, финансовую отчетность, другие документы, связанные с вычислением и уплатой налогов и собраний;

6) подавать контролирующим органам информацию, сведения о суммах средств, не оплаченных в бюджет в связи с получением налоговых льгот (суммы полученных льгот), и направлениях их использования (относительно условных налоговых льгот - льгот, которые предоставляются при условии использования средств, высвобожденных у субъекта ведения хозяйства в результате предоставления льготы, в определенном государством порядке);

7) подавать контролирующим органам информацию в порядке, сроки и объемах, установленных налоговым законодательством;

8) давать объяснение по вопросам налогообложения в случаях, предусмотренных законами, выполнять требования органов государственной налоговой и таможенной служб относительно устранения обнаруженных нарушений законов по вопросам налогообложения и таможенного дела и подписывать акты (справки) о проведении проверки;

9) не препятствовать законной деятельности должностного лица контролирующего органа во время выполнения ею служебных обязанностей и выполнять законные требования такого должностного лица;

10) сообщать органу государственной налоговой службы по месту учета такого плательщика о его ликвидации или реорганизации в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (кроме случаев, когда обязанность осуществлять такое сообщение возложена законом на орган государственной регистрации);

11) сообщать органу государственной налоговой службы об изменении местонахождения юридического лица и изменении места жительства физического лица - предпринимателя;

12) обеспечивать сохранение документов, связанных с выполнением налогового долга, в течение установленных сроков;

13) допускать должностные лица контролирующего органа во время проведения ими проверок к обследованию помещений, территорий (кроме жилья граждан), которые используются для получения доходов или связанные с содержанием объектов налогообложения, а также для проведения проверок по вопросам вычисления и уплаты налогов и сборов.

Целесообразно выделить определенные группы обязанностей плательщиков:

1 по налоговому учета (стать на учет или зарегистрироваться в налоговом органе (новое содержание приобрела эта обязанность с появлением в Украине государственных реестров физических и юридических лиц - налогоплательщиков); предоставлять компетентным органам необходимую информацию (налоговым органам - об открытии счетов; о решениях, принятых судом или владельцем) и т. д.)

2. по перечислению налогов (самостоятельно и правильно вычислять суммы налоговых платежей; вовремя и в полном объеме платить налоги; погашать недоимки);

3. по ведению налоговой отчетности (вести бухгалтерский учет и вносить исправление в отчетность; вовремя составлять отчеты и хранить их необходимо время; представлять в налоговые органы необходимы документы, объяснения, справки, выполнять их требования (или обосновывать отказ) и т. д.).

Сравнительно с Законом Украины «О системе налогообложения» права налогоплательщиков несколько расширены.

Но снова-таки целесообразно обратить внимание на то, что рядом с собственно налоговыми правами (именно которые и должны быть закреплены в Налоговом кодексе) Украины законодатель оставил и не совсем удобные конструкции.

Во-первых, для реализации некоторых прав необязательно быть налогоплательщиком (возможность обжалования действий и решений контролирующих органов или их должностных лиц, возможность обращаться в суд закреплена Конституцией Украины, и такое общее предписание не обязательно дублировать в налоговом законе).

Во-вторых, реальное закрепление субъективного права плательщика в определенном противостоянии с налоговым органом обусловливает наличие соответствующей обязанности у налогового органа и основания ответственности в случае невыполнения последних. Так, у налогоплательщиков есть право получать информацию в органах государственной налоговой и таможенной службы, но ст. 21 «Обязанности и ответственность должностных лиц контролирующих органов» Налогового кодекса Украины не только не определяет последствия невыполнения ими обязанности из предоставления информации, но и вообще не закрепляет такую обязанность.

 

Права налогоплательщика также можно объединить в группы:

1) по налоговому учету (представлять свои интересы непосредственно (или через представителя) в налоговых органах); быть присутствует при проведении налоговых проверок);

2 ) по перечислениию налогов (использовать налоговые льготы; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит);

3) по налоговой отчетности (получать в налоговых органах необходимую информацию; избирать метод ведения налогового учета; представлять налоговым органам объяснения, обоснованные отказы; обжаловать решение налоговых органов; не разглашать налоговую тайну и т. д.).

 

Важность такого акцентирования украинского налогового законодательства заключается преимущественно в двух моментах.

· Во-первых, при закреплении правового статуса налогоплательщика законодатель выделяет в первую очередь обязанности, а затем - права, которое в полной мере отображает правовую природу статуса обязанного лица в налоговом регулировании.

· Во-вторых, принципиально важно значение использования в этом случае исчерпывающего перечня как обязанностей, так и прав. Подобная однозначность позволит избежать систем коллизий и противоречий при применении норм налогового законодательства, когда якобы презюмирует разные виды обязанностей плательщиков, отдельно не закрепленные законом.

 

В соответствии со ст. 7 «Права налогоплательщика» Налогового кодекса Украины плательщик налога имеет право:

1) безвозмездно получать в органах государственной налоговой службы и таможенных органах, в том числе через сеть Интернет, информацию о налогах и собраниях и нормативно правовых актах, что их регулируют, порядок учета и уплаты налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, полномочий контролирующих органов, и их должностных лиц относительно осуществления налогового контроля;

2) представлять свои интересы в контролирующих органах самостоятельно, через налогового агента или уполномоченного представителя;

3) избирать самостоятельно, если другое не установлено этим Кодексом, метод ведения учета доходов и расходов;

4) пользоваться налоговыми льготами при наличии для этого оснований;

5) получать отсрочку, рассрочку уплаты налогов или налоговый кредит;

6) присутствовать во время проведения проверок и предоставлять объяснение по вопросам, которые возникают во время таких проверок, знакомиться и получать акты (справки) проверок, проведенных контролирующими органами, перед подписанием актов (справок) о проведении проверки, в случае наличия замечаний относительно содержания (тексту) составленных актов (справок) подписывать их с предостережениями и подавать контролирующему органу письменные возражения в порядке, установленном этим Кодексом;

7) обжаловать решение, действия (бездеятельность) контролирующих органов (должностных лиц), предоставленные контролирующими органами разъяснения;

8) требовать от контролирующих органов проведения проверки сведений и фактов, которые могут свидетельствовать в интересах налогоплательщика;

9) право на неразглашение контролирующим органом (должностными лицами) сведений о таком плательщике без его письменного согласия и сведений, которые составляют конфиденциальную информацию, государственную, коммерческую или банковскую тайну и стали известны во время выполнения должностными лицами служебных обязанностей;

10) на зачет или возвращение излишне оплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов, пени, штрафов в порядке, установленном этим Кодексом;

11) на полное возмещение убытков (вреда), причиненных незаконными действиями (бездеятельностью) контролирующих органов (их должностных лиц), в установленном законодательством порядке;

12) по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает' формирование государственной финансовой политики, вести учет временных и постоянных налоговых разниц и использовать данные такого учета для составления декларации налога на прибыль. Плательщик налога имеет также другие права, предусмотренные законом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.