Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогнозы и перспективы развития мирового туризма






 

Анализируя тенденции, сложившиеся в туристской деятельности в 60-90-х годах XX века, следует выделить наиболее значимые факторы, которые благоприятствуют международному туристскому обмену, это:

· социально-экономические;

· демографические;

· экономические и финансовые;

· политические.

Значение социально-экономических факторов в развитии международного туризма постоянно возрастает. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств явились важной материальной предпосылкой развития туризма.

Положительное воздействие на развитие международного туризма оказывает расширение социального состава туристов, что стало возможным благодаря улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий и профсоюзов.

К социально - экономической группе предпосылок развития международного туризма можно отнести также повышение культурного уровня, стремление людей к познанию, к ознакомлению с бытом, культурой, историей других стран и народов.

Развитие внешнеэкономических связей, стремление к использованию передового опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей в расширении научных и деловых контактов, выражением которого является развитие новых видов туристских связей - научного и делового туризма.

Демографические факторы также оказывают существенное влияние на развитие международного туризма. В результате роста народонаселения планеты увеличивается мировой туристские потенциал, а в туристскую деятельность втягиваются новые людские ресурсы.

Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристического рынка, как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста.

Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Растущий уровень жизни в развитых странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает значительное влияние на развитие туристической отрасли.

Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества.

За четыре десятилетия (1950-1990 гг.) число прибытий в мире росло в среднем на 7.1% в год. К 1990 году ежедневно число людей, находящихся в заграничной поездке, насчитывало более 1 млн. Если в 1950 году число прибытий международных туристов составило свыше 25 млн., то к 1990 году их число достигло 455 млн. За этот период на международный туризм воздействовали факторы, которые могли значительно помешать его развитию. Но желание людей путешествовать оказалось сильнее этих факторов.

Особенных и наиболее значимых успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет. Изменение политической карты мира, которое произошло в конце 80-х - начале 90-х годов, существенно повлияло на развитие туризма. Например открытие границ и переход к рыночной экономике стран СНГ предопределили увеличение туристских потоков из этих стран на Запад.

В целом 90-е годы характеризовались спадом темпов роста международного туризма, которые составляли около 4% в год.

В 2008 году международные туристские прибытия достигли 925 миллионов, увеличившись в течение 2007 года на 17 миллионов, что составляет рост в 2%.

Общий 2-х процентный рост в 2008 году зиждется на высоких результатах первой половины года, предшествовавшего коллапсу финансовых рынков. Во второй половине года произошел резкий сдвиг в тенденциях, когда в каждый из последних шести месяцев 2008 года в международных туристских прибытиях наблюдалось затишье или происходил негативный рост. В целом, 6-и процентный рост между январем и июнем привел к одно процентному спаду во второй половине 2008 года. Несомненно, ухудшение мировой экономики бросает вызов международному туризму. Хотя никто, безусловно, не защищен от экономических бед, туризм с самого начала сопротивлялся экономическому спаду лучше, чем другие экономические сектора, такие как строительство, операции с недвижимостью или автомобилестроение.

Туристский спрос в целом сильно замедлился под влиянием исключительно неустойчивой мировой экономики (финансовый кризис, рост цен на товары и нефть, резкие колебания валютных курсов), что подорвало доверие как потребителей, так и мира бизнеса и привело к сегодняшней глобальной экономической рецессии. Так же необходимо отметить, рост цен на нефть влияет не только на авиаперевозки, но и провоцирует увеличение стоимости размещения в гостиницах, поскольку современный отель является энергоемким объектом. В связи с этим появилась тенденция перехода отелей «долларовых» направлений к расчетам в евро, что фактически является удорожанием предлагаемых услуг. Все эти факторы приведут к увеличению цен на туристские услуги во всем мире в среднем на 25-30%.

Во второй половине 2008 года, как уже было сказано, рост остановился, и число международных прибытий слегка снизилось, причем ожидается, что эта тенденция продолжится и в нынешнем 2009 году.

Отправной прогноз ЮНВТО состоит в том, что показатели будут еще более скромными. Согласно январскому выпуску 2009 года Всемирного барометра туризма ЮНВТО, в международном туризме ожидается стагнация (0%) или даже легкий спад (от -1% до -2%).[3] Присутствует, тем не менее, к тому же и высокая степень неопределенности, и многое зависит от эволюции экономических условий. Если в экономике появятся признаки скорого восстановления, то международный туризм может показать небольшой рост, но если положение в экономике будет и далее ухудшаться, тогда сегодняшние прогнозы могут быть пересмотрены в сторону снижения.

В течение всего 2008 года все регионы имели положительные результаты, исключая Европу, где наблюдалась стагнация в прибытиях и в Азии (-1%). Спад был даже еще более заметным в Азии, учитывая двузначный рост там в 2007 году и высокие показатели в первой половине 2008 года (+6%). Самыми высокими были показатели на Ближнем Востоке (+11%), в Африке (+4%) и Американском регионе (+4%) – что касается Американского региона, то они обусловлены сильным движением в сторону США вплоть до августа месяца и благоприятными результатами, показанными большинством турцентров Центральной и Южной Америки.

Несмотря на общее замедление, ряд турнаправлений повсюду в мире показали в 2008 году весьма позитивные результаты во всех регионах мира – в особенности Гондурас, Никарагуа, Панама, Уругвай, Республика Корея, Макао (Китай), Индонезия, Индия, Египет, Ливан, Иордания, Марокко и Турция.

Спад международного туризма, который ожидает ЮНВТО в 2009 году будет находится в диапазоне от 0% до 2%. Помимо Американского региона, более всего пострадает регион Европы с точки зрения общих результатов в туризме, поскольку большинство ее направляющих рынков уже испытывают рецессию или входят в нее. В Азии и Тихоокеанском регионе результаты, по прогнозам, будут позитивными, хотя рост значительно замедлится по сравнению с результатами, показанными регионом в последние годы; это же справедливо и применительно к Африке и Ближнему Востоку.

Независимо от этой оценки ЮНВТО подчеркивает тот факт, что ослабление роста международного туризма происходит после четырех лет беспрецедентно сильного роста - +7% в год в среднем между 2004 и 2007 гг.

Существующие на сегодняшний день прогнозы развития туризма остаются, тем не менее, оптимистичными в стратегическом плане. По оценкам ВТО в 2010 г. число туристов составит 937 млн. человек, а к 2020г. – 1млрд. 600млн.. Численность населения мира приблизится к отметке 7 млрд. Нагрузка на все сферы Земли колоссальнейшая, объемы потребляемых ресурсов очень высоки.

Повсеместно все старания человечества направлены на активное внедрение принципов устойчивого развития, устранение или смягчение социально - экономической напряженности в ряде стран. Большое внимание уделяется туризму как одной из наиболее эффективных сфер деятельности человека в области экономического и (сейчас уже можно сказать) экологического развития.

ВТО прогнозирует бурное развитие выездного туризма. Крупнейшими странами – поставщиками туристов в 2020 г. будут: Германия (около 163 млн поездок), Япония (141 млн), США (123 млн), Китай (100 млн) и Великобритания (96 млн). Россия, жители которой получили возможность массовых выездов за рубеж только в 1991 г., поставит на международный рынок путешествий к 2020 г. около 30 млн туристов.

Рост выездного туризма из стран Европы и Средиземноморья будет замедляться, тогда как темпы увеличения числа поездок за границу в странах Юго-Восточной Азии останутся довольно высокими, несмотря на экономические трудности в регионе.

В прогнозе развития туристских направлений, сделанном ВТО по результатам исследования «Tourism: 2020 Vision», определены самые перспективные направления и виды туризма XXI столетия. Наиболее популярными видами туризма к 2020 г. станут: приключенческий, экологический, культурно-познавательный и тематические круизы.

ВТО также прогнозирует, что время, которое люди будут выделять на свой отдых, будет сокращаться. Согласно исследованиям путешественники XXI в. будут «богаты деньгами, но бедны временем». В результате они будут искать туристский продукт, включающий в себя максимум удовольствий в минимальный отрезок времени. Будут процветать тематические парки и круизные путешествия, поскольку люди смогут посетить несколько мест за короткий срок.

За последние пятьдесят лет на туристскую индустрию неблагоприятно воздействовали проблемы достаточно широкого диапазона: природные бедствия, серьезные социальные конфликты, войны, экономические кризисы и терроризм. Накопилось достаточно опыта, чтобы индустрия туризма смогла приспособиться и пережить сложности, не останавливаясь в поступательном развитии. Как и предыдущие кризисы, этот является катализатором для туризма, предлагая возможность устранить неэффективные структуры. Кризис также может, ускорит процессы (модернизации и прочие), находящиеся уже в стадии реализации.

Особенность туристской отрасли в том, что со стратегической точки зрения туризм имеет возможности для очень быстрого роста вакансий и расширения секторов влияния, что необходимо учитывать в тех регионах, где сфера туризма является практически единственным работодателем, но, тем не менее, сейчас приходится идти на сокращение штата. Важно понять, что сокращение рабочих мест, уменьшение неприбыльных составляющих залог будущего успеха и дальнейшего роста.

Анализируя развитие туризма, специалистами отмечены две тенденции, существующие в туризме и влияющие на его развитие: влияние внешних экономических и политических факторов и быстрое восстановление объемов туризма в неблагоприятной обстановке. Нельзя сказать, что туристская индустрия не пострадала наряду с другими отраслями экономики от разразившегося финансового кризиса, ясно только то, что туризм, тем не менее, находит силы для выхода из сложившейся ситуации. В целом развитие и рост туризма в мире в конце XX и начале XXI века можно признать устойчивым.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.