Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УТВЕРЖДАЮ. Заместитель начальника Московского университета МВД России

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника
Московского университета МВД России

(по учебной работе)
генерал-майор милиции

Жевлакович С.С.

____________________________________

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

по учебной дисциплине «Методология и методы социально-психологического исследования» для проведения контроля остаточных знаний с курсантами факультета подготовки психологов в 2011/2012 учебном году по специальности 030301 - «Психология служебной деятельности»

Москва – 2011 г.

Тема № 1. Методология и методы социально-психологического исследования

Вопрос № 1. Какому понятию соответствует следующее определение – «определенные акты поведения личности, в которых проявляются особенности тех или иных сторон психики»?

1. Артефакты;

2. Методологические принципы;

3. Переменные;

4. Психологические факты.

Вопрос № 2. Особенности какого уровня методологического анализа представлены в следующей характеристике – «Совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте»?

1. Уровень общей методологии;

2. Уровень частной (специальной методологии);

3. Уровень конкретных методик и процедур исследования;

4. Когнитивный уровень.

Вопрос № 3. Какому методологическому принципу соответствует следующая характеристика – «Основан на идее причинной обусловленности любого психического процесса»?

1. Принцип развития;

2. Принцип детерминизма;

3. Принцип системности;

4. Принцип единства теории и практики.

Вопрос № 4. При помощи какой литеры Раймонд Кеттэлл обозначил в своей классификации исследования такие методы, которые позволяют получить «жизненные данные» человека?

1. Q;

2. T;

3. L;

4. H.

Вопрос № 5. Выберете неправильный ответ. Существуют следующие направления работы методиста образовательного учреждения:

1. Организационно-методическая;

2. Учебно-методическая;

3. Научно-методическая;

4. Административно-методическая.

Вопрос № 6. Пожалуйста, вставьте слово, пропущенное в следующем высказывании - «Любой метод исследования всегда несет на себе печать той или иной …, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов».

1. Практики;

2. Теории;

3. Классификации;

4. Гипотезы.

Вопрос № 7. Какому методологическому принципу соответствует следующая характеристика – «означает, что явления, рассматриваемые теорией и практикой, являются частью одной большой психической реальности»?

1. Принцип развития;

2. Принцип единства сознания и деятельности;

3. Принцип системности;

4. Принцип единства теории и практики.

Вопрос № 8. Выберете неправильный ответ. Детерминантами психического развития являются:

1. Обучение и воспитание в процессе формирования личности;

2. Степень сформированности головного мозга и нервной системы в целом;

3. Влияние предыдущих психических этапов на последующие;

4. Процессы адаптации и социализации.

Вопрос № 9. При помощи какой литеры Раймонд Кеттэлл обозначил в своей классификации исследования такие методы, которые фиксируют некоторые показатели достижений?

1. Q;

2. T;

3. L;

4. H.

Вопрос № 10. К какому направлению работы методиста образовательного учреждения относится следующий пример – «участие в проведении аттестации педагогических работников и анализ ее результатов, выработка предположений по совершенствованию аттестации педагогических кадров»?

1. Организационно-методическая;

2. Учебно-методическая;

3. Научно-методическая;

4. Административно-методическая.

Вопрос № 11. Особенности какого уровня методологического анализа представлены в следующей характеристике – «Общий философский подход, общий способ познания явлений действительности. Предусматривает рассмотрение явлений и процессов в развитии, во всем многообразии связей и отношений»?

1. Уровень общей методологии;

2. Уровень частной (специальной методологии);

3. Уровень конкретных методик и процедур исследования;

4. Когнитивный уровень.

Вопрос № 12. Какому методологическому принципу соответствует следующая характеристика – «предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения»?

1. Принцип развития;

2. Принцип детерминизма;

3. Принцип системности;

4. Принцип единства теории и практики.

Вопрос № 13. К какому направлению работы методиста образовательного учреждения относится следующий пример – «изучение эффективности проводимой методической работы в образовательном учреждении с использованием мониторинговых исследовательских программ»?

1. Организационно-методическая;

2. Учебно-методическая;

3. Научно-методическая;

4. Административно-методическая.

Вопрос № 14. Завершите высказывание Э. Канта – «В любой науке столько истины, сколько в ней …»:

1. Знаний;

2. Математики;

3. Опыта;

4. Ученых.

 

 

Тема № 2. Этапы социально-психологического исследования

Вопрос № 1. На каком этапе психологического исследования определяется перечень методов и методик, которые будут использованы?

1. Подготовительный этап;

2. Исследовательский этап;

3. Этап обработки данных исследования;

4. Этап интерпретации данных и формулировки выводов.

Вопрос № 2. На каком этапе психологического исследования устанавливается правильность или ошибочность гипотезы исследования?

1. Подготовительный этап;

2. Исследовательский этап;

3. Этап обработки данных исследования;

4. Этап интерпретации данных и формулировки выводов.

Вопрос № 3. Если в психологическом исследовании итогом работы являются полученные результаты, в психодиагностической работе итогом является:

1. Диагноз;

2. Диагностический вывод;

3. Диагностическое заключение;

4. Постановка проблемы.

Вопрос № 4. Какому понятию соответствует следующее определение – «фрагмент психологической реальности, на который направлен исследовательский интерес»?

1. Предмет исследования;

2. Объект исследования;

3. Цель исследования;

4. План исследования.

Вопрос № 5. На каком этапе психологического исследования полученные результаты соотносятся с существующими концепциями и теориями?

1. Подготовительный этап;

2. Исследовательский этап;

3. Этап обработки данных исследования;

4. Этап интерпретации данных и формулировки выводов.

Вопрос № 6. К какому виду гипотез относится следующий пример – «Объем кратковременной памяти человека не превышает 9 символов»?

1. Гипотеза истинности;

2. Статистическая гипотеза;

3. Гипотеза причинных связей между явлениями;

4. Гипотеза связи между явлениями.

Тема № 3. Общие правила планирования и проведения эксперимента

Вопрос № 1. К какому виду гипотез относится следующий пример – «существует зависимость между интеллектом детей и родителей»?

1. Гипотеза истинности;

2. Статистическая гипотеза;

3. Гипотеза причинных связей между явлениями;

4. Гипотеза связи между явлениями.

Вопрос № 2. Выберете правильный тип артефакта, соответствующий следующему определению – «испытуемый убежден в эффективности предлагаемого ему препарата или техники поведения, что приводит к желаемым эффектам, хотя на самом деле ни препарат, ни техника не оказывают на него воздействие»:

1. Эффект плацебо;

2. Эффект Хоторна;

3. Эффект первого впечатления;

4. Эффект Пигмалиона.

Вопрос № 3. Какому виду эксперимента соответствует следующее определение – «активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания»?

1. Констатирующий;

2. Формирующий;

3. Лабораторный;

4. Естественный.

Вопрос № 4. Какой из представленных ответов не относится к классификации гипотез по содержанию?

1. Гипотеза истинности;

2. Статистическая гипотеза;

3. Гипотеза причинных связей между явлениями;

4. Гипотеза связи между явлениями.

Вопрос № 5. Какому виду эксперимента соответствует следующее определение – «проводится для установления фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения эксперимента»?

1. Констатирующий;

2. Формирующий;

3. Лабораторный;

4. Естественный.

Вопрос № 6. Выберете правильный тип артефакта, соответствующий следующему определению – «склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки претендуют на некоторую научность или мистичность»:

1. Эффект плацебо;

2. Эффект Барнума;

3. Эффект первого впечатления;

4. Эффект Пигмалиона.

Вопрос № 7. Какому виду эксперимента соответствует следующее определение – «осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений»?

1. Констатирующий;

2. Формирующий;

3. Лабораторный;

4. Естественный.

Вопрос № 8. Выберете правильный тип артефакта, соответствующий следующему определению – «экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение»:

1. Эффект плацебо;

2. Эффект Барнума;

3. Эффект Хоторна;

4. Эффект Пигмалиона.

Тема № 4. Использование метода наблюдения в социально-психологических исследованиях

Вопрос № 1. При каком виде наблюдения используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение, отчеты, магнито-, кино-, видеозаписи?

1. Включенное;

2. Опосредованное;

3. Внутреннее;

4. Открытое.

Вопрос № 2. При каком виде наблюдения исследователь ведет наблюдение извне?

1. Включенное;

2. Опосредованное;

3. Внутреннее;

4. Невключенное.

Вопрос № 3. Какой вид наблюдения протекает в условиях осознания экспериментатором и испытуемыми факта присутствия посторонних лиц?

1. Включенное;

2. Опосредованное;

3. Внутреннее;

4. Открытое.

Вопрос № 4. Какому признаку научного наблюдения соответствует следующее определение – «исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов»?

1. Целенаправленность;

2. Систематичность;

3. Регистрация результатов;

4. Оперирование однозначными понятиями.

Вопрос № 5. Какому признаку научного наблюдения соответствует следующее определение – «позволяет определить программу наиболее эффективного исследования»?

1. Планомерность;

2. Аналитичность;

3. Целенаправленность;

4. Систематичность.

Вопрос № 6. Какой из перечисленных примеров является единицей наблюдения?

1. Уходить;

2. Наблюдать;

3. Приветствовать;

4. Пожимать руку.

Вопрос № 7. Выберете неправильный ответ. Существуют следующие типы стандартных шкал наблюдения:

1. Описание признаков наблюдаемого явления;

2. Описание причинности наблюдаемого явления;

3. Описание степени выраженности наблюдаемого явления;

4. Описание частоты наблюдаемого явления.

Вопрос № 8. Какой из эмпирических методов отвечает следующей характеристике – «проводится с целью измерения изучаемого явления при исключительно субъектной схеме исследовании»?

1. Наблюдения;

2. Эксперимент;

3. Беседа;

4. Анализ продуктов деятельности.

Вопрос № 9. Какая из ошибок наблюдения связана с обобщением впечатлений наблюдателя и ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий?

1. Гало-эффект;

2. Эффект снисхождения;

3. Ошибка центральной тенденции;

4. Ошибка первого впечатления.

Вопрос № 10. Какой из перечисленных примеров является категорией наблюдения?

1. Смотреть;

2. Стоять;

3. Провожать;

4. Прыгать.

Тема № 5. Социометрия как основной метод получения информации о характере межличностных отношений в группе

Вопрос № 1. Какой из вариантов ответа не относится к целям социометрического исследования?

1. Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2. Обозначение того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследование;

3. Выявление лидеров группы;

4. Обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований.

Вопрос № 2. Какому методу соответствует следующее определение – «метод, при котором испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения членов группы друг к другу и к себе лично»?

1. Социометрия;

2. Референтометрия;

3. Аутосоциометрия;

4. Метод экспертных оценок.

Вопрос № 3. Социометрическое исследование может проходить в группе с численностью не выше:

1. 15 человек;

2. 20 человек;

3. 30 человек;

4. 40 человек.

Вопрос № 4. Какой тип социометрического статуса будет у испытуемого, если он по результатам исследования получит только отрицательные выборы?

1. Предпочитаемый;

2. Отвергаемый;

3. Изолированный;

4. Пренебрегаемый.

Вопрос № 5. Кто является автором социометрического метода?

1. Стенли Холл;

2. Саул Розенцвейг;

3. Джейкоб Морено;

4. Тимоти Лири.

Вопрос № 6. Закончите высказывание. Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическим методом является факт тяготения одного человека к другому, выражающийся в стремлении …:

1. Быть во всем похожим на объект привязанности;

2. Понравиться и добиться расположения объекта привязанности;

3. Быть поближе к объекту привязанности;

4. Искать защиты у объекта привязанности.

Вопрос № 7. Выберете неправильный ответ. Социограмма может иметь несколько вариантов:

1. «Мишень»;

2. Группировка;

3. Объяснительная;

4. Индивидуальная.

Тема № 6. Задачи применения референтометрии в социально-психологических исследованиях

Вопрос № 1. При референтометрии основным фактором выбора в системе межличностных отношений является:

1. Степень значимости другого человека;

2. Эмоциональное отношение к другому человеку;

3. Степень привязанности к другому человеку;

4. Сходство мыслей и чувств с другим человеком.

Вопрос № 2. Сколько выборов предусмотрено при проведении референтометрии?

1. 5;

2. 6;

3. 4;

4. 3.

Вопрос № 3. Как с латинского языка переводится слово «referens»?

1. Узнающий;

2. Помогающий;

3. Направляющий;

4. Сообщающий.

Тема № 7. Математические методы, применяемые при социально-психологических исследованиях

Вопрос № 1. К какому виду измерительных шкал относится перечень мотивов увольнения с работы?

1. Номинативная шкала;

2. Порядковая шкала;

3. Шкала отношений;

4. Шкала интервалов.

Вопрос № 2. Пожалуйста, вставьте слово, пропущенное в следующем высказывании - «Выборки называются …, если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства у испытуемых одной выборки не оказывают влияния на особенности протекания этого же эксперимента и результаты измерения этого же свойства у испытуемых (респондентов) другой выборки».

1. Зависимыми;

2. Корреляционными;

3. Независимыми;

4. Однородными.

Вопрос № 3. Какой уровень значимости используется при выполнении статистических расчетов на выборке более тысячи человек?

1. Меньше или равно 0, 01;

2. Меньше или равно 0, 001;

3. Меньше или равно 0, 05;

4. Меньше или равно 0, 005.

Вопрос № 4. В каком случае используются непараметрические критерии различия?

1. При нормальном распределении данных исследования;

2. При ненормальном распределении данных исследования;

3. При работе с небольшими выборками;

4. При работе с большими выборками.

Вопрос № 5. Кто ввел в науку термин «корреляция»?

1. Чарльз Спирмен;

2. Карл Пирсон;

3. Френсис Гальтон;

4. Чарльз Дарвин.

Вопрос № 6. Какой коэффициент корреляции еще называют ранговым?

1. Коэффициент Пирсона;

2. Коэффициент Спирмена;

3. Коэффициент ассоциации;

4. Коэффициент Кендалла.

Вопрос № 7. К какому виду измерительных шкал относится градация спортивных званий?

1. Номинативная шкала;

2. Порядковая шкала;

3. Шкала отношений;

4. Шкала интервалов.

Вопрос № 8. Пожалуйста, вставьте слово, пропущенное в следующем высказывании - «Выборки называется …, если процедура эксперимента и полученные результаты измерения некоторого свойства, проведенные на одной выборке, оказывают влияние на другую».

1. Зависимыми;

2. Корреляционными;

3. Независимыми;

4. Однородными.

Вопрос № 9. Каким символом в статистике принято обозначать гипотезу о сходстве?

1. H1;

2. H0;

3. HC;

4. HP.

Вопрос № 10. В каком случае используются параметрические критерии различия?

1. При нормальном распределении данных исследования;

2. При ненормальном распределении данных исследования;

3. При работе с небольшими выборками;

4. При работе с большими выборками.

Вопрос № 11. Выберете правильный ответ. Критерий знаков(G) используется:

1. При непараметрических исследованиях для несвязанных выборок;

2. При параметрических исследованиях для несвязанных выборок;

3. При непараметрических исследованиях для связанных выборок;

4. При параметрических исследованиях для связанных выборок.

Вопрос № 12. Задачами какого исследования являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными?

1. Корреляционный анализ;

2. Факторный анализ;

3. Дисперсионный анализ;

4. Регрессионный анализ.

Вопрос № 13. Вставьте, пожалуйста, пропущенное слово в следующей характеристике - «Измерение в самом широком смысле может быть определено как приписывание … объектам или событиям, которое осуществляется по определенным правилам».

1. Норм;

2. Чисел;

3. Кодов;

4. Понятий.

Вопрос № 14. К какому виду измерительных шкал относится шкала IQ?

1. Номинативная шкала;

2. Порядковая шкала;

3. Шкала отношений;

4. Шкала интервалов.

Вопрос № 15. Какой литерой принято обозначать в статистических исследованиях уровень значимости?

1. h;

2. p;

3. r;

4. l.

Вопрос № 16. Каким символом в статистике принято обозначать гипотезу о различии?

1. H1;

2. H0;

3. HC;

4. HP.

Вопрос № 17. При работе с каким критерием различия используются понятие «положительный сдвиг», «отрицательный сдвиг», «нулевой сдвиг»?

1. x2;

2. t;

3. U;

4. G.

Вопрос № 18. Выберете правильный ответ. Критерий Вилконсона-Манна-Уитни (U) используется:

1. При непараметрических исследованиях для несвязанных выборок;

2. При параметрических исследованиях для несвязанных выборок;

3. При непараметрических исследованиях для связанных выборок;

4. При параметрических исследованиях для связанных выборок.

Вопрос № 19. Какому виду исследования соответствует следующее определение – «согласованное изменение двух признаков, отражающее тот факт, что изменчивость одного признака находится в соответствии с изменчивостью другого»?

1. Факторный анализ;

2. Дисперсионный анализ;

3. Корреляционный анализ;

4. Регрессионный анализ.

Тема № 8. Исследования межличностных отношений в коллективе и семье

Вопрос № 1. Кто является автором методики изучения фрустрационных реакций?

1. Стенли Холл;

2. Саул Розенцвейг;

3. Джулиан Роттер;

4. Ганс Селье.

Вопрос № 2. Кто в рамках исследования межличностных отношений выделил два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность, - определяющие общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия?

1. Стенли Холл;

2. Саул Розенцвейг;

3. Джейкоб Морено;

4. Тимоти Лири.

Вопрос № 3. Кто является автором методики изучения личности ребенка при помощи картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также при помощи текстовых заданий, направленных на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми?

1. Рене Жиль;

2. Саул Розенцвейг;

3. Герман Роршах;

4. Тимоти Лири.

Тема № 9. Области применения метода фокусных групп

Вопрос № 1. Как в фокусных исследованиях называют ведущего группы?

1. Фасилитатор;

2. Модератор;

3. Фокус-мэйкер;

4. Фокус-лайнер.

Вопрос № 2. Как в фокусных исследованиях называется список с вопросами группового интервью?

1. Топик-гайд;

2. Шаблон;

3. Вопросник;

4. Тест-бланк.

Вопрос № 3. Как называется подбор участников фокус-групп?

1. Отсеивание;

2. Фокусное образование;

3. Рекрутирование;

4. Репрезентация.

Вопрос № 4. В каком диапазоне может колебаться величина фокус-группы?

1. 25-35 человек;

2. 3-5 человек;

3. 35-50 человек;

4. 6-12 человек.

Вопрос № 5. Обычная продолжительность фокусного исследования составляет:

1. 5 часов;

2. 4 часа;

3. 30 минут

4. 1, 5 часа.

Вопрос № 6. Какой группе последовательности вопросов в фокусных исследованиях соответствует следующее определение – «интервью начинается с широких вопросов, за которыми следуют более узкие»?

1. Воронка;

2. Перевернутая воронка;

3. Тоннель;

4. Пятиступенчатая последовательность.

Вопрос № 7. Какому виду структуризации вопросов фокусного исследования относится следующий пример – «Что было для вас наиболее интересным на конференции?»

1. Неструктурированный вопрос;

2. Полуструктурированный вопрос;

3. Структурированный вопрос;

4. Закрытый вопрос.

Вопрос № 8. Какой вариант ответа не входит в перечень трех основных источников субъективных предубеждений, угрожающих объективности модератора?

1. Личное предубеждение;

2. Бессознательная потребность «угодить клиенту»;

3. Потребность в логичности;

4. Низкий профессионализм.

Вопрос № 9. Чем заканчивается работа фокус-группы?

1. Подписью участников под итоговым отчетом исследования;

2. Благодарностью модератора за работу всех участников исследования;

3. Прохождением участниками исследования заключительного тестирования;

4. Вопросами участников фокус-группы друг другу.

Вопрос № 10. Метод фокус-группы был изначально создан для решения задач в области:

1. Маркетинга;

2. Психологии;

3. Педагогики;

4. Политики.

 

Тема № 1. Методология и методы социально-психологического исследования

№ вопроса Ответ №1. Ответ №2. Ответ №3. Ответ №4.
  - - - +
  - + - -
  - + - -
  - - + -
  - - - +
  - + - -
  - - + -
  - - - +
  - + - -
  + - - -
  + - - -
  + - - -
  - - + -
  - + - -

Тема № 2. Этапы социально-психологического исследования

№ вопроса Ответ №1. Ответ №2. Ответ №3. Ответ №4.
  + - - -
  - - - +
  - - + -
  - + - -
  - - - +
  + - - -

Тема № 3. Общие правила планирования и проведения эксперимента

№ вопроса Ответ №1. Ответ №2. Ответ №3. Ответ №4.
  - - - +
  + - - -
  - + - -
  - + - -
  + - - -
  - + - -
  - - + -
  - - - +

Тема № 4. Использование метода наблюдения в социально-психологических исследованиях

№ вопроса Ответ №1. Ответ №2. Ответ №3. Ответ №4.
  - + - -
  - - - +
  - - - +
  - - + -
  + - - -
  - - - +
  - + - -
  + - - -
  + - - -
  - - + -

Тема № 5. Социометрия как основной метод получения информации о характере межличностных отношений в группе

№ вопроса Ответ №1. Ответ №2. Ответ №3. Ответ №4.
  - - + -
  - - + -
  - - - +
  - + - -
  - - + -
  - - + -
  - - - +

Тема № 6. Задачи применения референтометрии в социально-психологических исследованиях

№ вопроса Ответ №1. Ответ №2. Ответ №3. Ответ №4.
  + - - -
  - - - +
  - - - +

Тема № 7. Математические методы, применяемые при социально-психологических исследованиях

№ вопроса Ответ №1. Ответ №2. Ответ №3. Ответ №4.
  + - - -
  - - + -
  - + - -
  - + - -
  - - + -
  - + - -
  - + - -
  + - - -
  - + - -
  + - - -
  - - + -
  - + - -
  - + - -
  - - + -
  - + - -
  + - - -
  - - - +
  + - - -
  - - + -

Тема № 8. Исследования межличностных отношений в коллективе и семье

№ вопроса Ответ №1. Ответ №2. Ответ №3. Ответ №4.
  - + - -
  - - - +
  + -   -

Тема № 9. Области применения метода фокусных групп

№ вопроса Ответ №1. Ответ №2. Ответ №3. Ответ №4.
  - + - -
  + - - -
  - - + -
  - - - +
  - - - +
  + - - -
  + - - -
  - - - +
  - + - -
  + - - -

 

 

Составитель: Паршутин И.А., доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, майор милиции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прочитайте текст и найдите соответствующий перевод, подчеркните выражение. | Какого вида импринтинга не бывает?




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.