Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Идея о написании отечественной прикладной социальной пси­хологии витала буквально в воздухе






Идея о написании отечественной прикладной социальной пси­хологии витала буквально в воздухе. Интересы практики и учеб­ного процесса требовали создания соответствующего учебного по­собия.

Необходимо было собрать воедино, в систему все то, что имело отношение к прикладной социальной психологии, причем собрать материалы не в виде очередного альманаха методик, т. е. в одну бесформенную кучу, груду тестов, а с обоснованных в теоретиче­ском отношении позиций.

Если раньше отечественная социальная психология страдала от монополизма, то теперь возникла другая крайность - стихия. Поэтому сегодня необходимы сравнительная социальная психо­логия, «теоретический коридор», по которому должно идти раз­витие прикладной социальной психологии. Данное учебное посо­бие представляет собой в определенной степени одну из версий отечественной прикладной социальной психологии.

Так, до конца не выдержан теоретический подход, связанный с необходимостью учета специфики социально-психологических яв­лений. Видимо, в будущем будет создана «Прикладная социальная психология образования» и т.д. Это первое обстоятельство, вы­зывающее некоторую неудовлетворенность. Второе касается про­блемы специализации в области психодиагностики, консультиро­вания и психотехники воздействия в рамках какой-либо научной школы, ориентации. Упорядочение материала и профессиональ­ной деятельности с этой точки зрения крайне важно в будущем.

Кроме того, по соображениям объема пришлось, по существу, совместить две книги в одну - о прикладной социальной психоло­гии как социальной практике, учебной дисциплине и теории.

Разумеется, это не рядоположенные вещи. Задачи, стоящие пе­ред каждым из аспектов прикладной социальной психологии, со­вершенно разные.

Первая - практических социальных психологов вооружить зна­ниями о схеме изучения объектов, готовой надежной методикой и процедурой ее применения.

Вторая - дать знания о социально-психологической диагности­ке, консультировании и психотехнологиях и сформировать умения по их использованию.

Третья - научно, сервисно обслужить как практику, так и обу­чение.

Собственно, и литература должна быть соответствующей: науч­но-регламентирующей, инструктивной, учебно-методической и на­учной. Но сегодня возможно в силу различных обстоятельств лишь совмещение указанных разновидностей литературы о прикладной социальной психологии. Такой компромиссный подход позволяет

ее использовать и на практике, и в учебном процессе, и в научных целях. По мере накопления опыта, подготовки учебных изданий, разработки теории в области прикладной социальной психологии возникнут условия для издания работ, отвечающих всем требова­ниям мировых стандартов.

Тем не менее в данном учебном пособии освещен круг наибо­лее важных, узловых вопросов, относящихся к компетенции при­кладной социальной психологии. Создан каркас, несущая конст­рукция данной отрасли психологии. В нем раскрыты возможно­сти изучения конкретных социально-психологических явлений, а не просто методик; установлен баланс между организационным и психотерапевтическим подходом. Намеченный теоретический «ко­ридор» позволяет решать практические вопросы и проблемы обуче­ния основам прикладной социальной психологии более квалифи­цированно.

Таким образом, можно сказать, что в учебном пособии дан тот достаточный минимум, который позволяет практическим соци­альным психологам решать реальные проблемы в конкретных сферах, а профессорско-преподавательскому составу осуществлять их подготовку.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ТЕОРИИ

Предисловие............................................................................................................4

Раздел I. Введение в социально-психологическую теорию...................:.............8

Глава 1. Предмет социально-психологической теории, ее значение

и место в психологической науке.....................................................8

§ 1. Предмет социально-психологической теории..........................8

§ 2. Структура социально-психологической теории

и ее значение................................................................................14

Раздел П. Социальная психология личности.......................................................24

Глава 2. Социально-психологические теории личности..............................24

§ 1. Специфика социально-психологического подхода

к пониманию личности..............................................................24

§ 2. Характеристика социально-психологических

теорий личности.........................................................................25

Глава 3. Социально-психологические аспекты социализации личности......40

§ 1. Понятие стадий, институтов и механизмов социализации

личности......................................................................................40

§ 2. Влияние социально-психологических факторов

на социализацию личности........................................................46

§ 3. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация

личности......................................................................................51

Глава 4. Социально-психологическая компетентность личности...............56

§ 1. Понятие и факторы, определяющие социально-психологическую компетентность личности...........................56

§ 2. Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала............................................................60

Раздел III. Социальная психология отношений и общения................................62

Глава 5. Сущность, структура и функции социальных отношений

иобщения..........................................................................................62

§ 1. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь

с общением..................................................................................62

§ 2. Понятие и виды общения...........................................................73

§ 3. Функции и трудности общения.................................................84

§ 4. Характеристика профессионального общения........................98

Глава 6. Деформация социальных отношений и общений........................105

§ 1. Сущность и виды деформации социальных отношений.......105

§ 2. Деформации общения: криминогенный аспект.....................111

Раздел IV. Социальная психология общностей и социальных институтов.....116

Глава 7. Социально-психологическая характеристика общностей

и социальных институтов..............................................................116

§ 1. Социально-психологический анализ общества.....................116

§ 2. Понятие и классификация общностей и социальных

институтов................................................................................ 122

§ 3. Социально-психологическая характеристика

стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни.....128

Глава 8. Малые неформальные группы, их структура и динамика.........134

§ 1. Понятие и виды малых неформальных групп.......................134

§ 2. Возникновение и развитие малой неформальной группы......137

§ 3. Социально-психологические характеристики

сложившейся группы...............................................................140

Глава 9. Социальная психология семьи.....................................................145

§ 1. Социально-психологическая классификация

и функции семьи.......................................................................145

§ 2. Социально-психологические проблемы семьи......................150

Глава 10. Культура и климат социальных организаций...........................157

§ I. Понятие и составляющие организационной культуры........157

§ 2. Характеристика социально-психологического климата

различных социальных организаций.....................................162

Глава 11. Социальная психология производственных общностей............171

§ 1. Социально-психологические особенности производственных общностей при переходе

к рыночным отношениям.........................................................171

§ 2. Психология менеджмента........................................................181

Глава 12. Социально-психологическая характеристика преступных

общностей.......................................................................................188

§ 1. Социально-психологическое понимание организованной

преступности............................................................................188

§ 2. Общеуголовная преступность: социально-психологический

анализ........................................................................................194

Глава 13. Психология больших социальных групп и движений...............198

§ 1. Признаки больших социальных групп и движений..............198

§ 2. Характеристика массовых социально-психологических

явлений.....................................................................................202

Глава 14. Психология толпы.........................................................................211

§ 1. Социально-психологическая сущность толпы.......................211

§ 2. Характеристика различных видов толпы..............................213

Глава 15. Культура и образование как социальный институт..................221

§ 1. Культура как социальный институт......................................221

§ 2. Образование как социальный институт.................................227

Глава 16. Социальная психология безопасности.......................................231

§ 1. Социально-психологическое измерение безопасности.........231

§ 2. Безопасная власть....................................................................236

§ 3. Общественная безопасность...................................................238

Раздел V. Социальная психология напряженности и конфликтов..................243

Глава 17. Социальная напряженность........................................................243

§ 1. Понятие, уровни, причины и механизмы возникновения

социальной напряженности....................................................243

§ 2. Формы проявления социальной напряженности..................250

.

Глава 18. Социально-психологическая характеристика конфликтов.......254

§ 1. Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их

структура, функции, стадии протекания и виды...................254

§ 2. Конфликты в различных общностях......................................258

Глава 19. Техника снятия социальной напряженности и

урегулирования конфликтов: теоретический аспект...................263

§ 1. Техника снятия социальной напряженности..........................263

§ 2. Урегулирование конфликтов...................................................269

Глава 20. Теория социально-психологического воздействия....................279

§ 1. Сущность социально-психологического воздействия...........279

§ 2. Характеристика социально-психологическог-о воздействия.....287

Глава 21. Социальная психология моды и пропаганды.............................297

§ 1. Понятие и функции моды........................................................297

§ 2. Психология пропаганды..........................................................300

Заключение...........................................................................................................307

Часть II. ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предисловие.........................................................................................................310

Раздел VI. Введение в прикладную социальную психологию..........................313

Глава 22. Предмет, структура и задачи прикладной социальной

психологии......................................................................................313

§ 1. Структура и предмет прикладной социальной психологии.... 313 § 2. Теоретические основы прикладной социальной

психологии: состояние и перспективы развития....................323

§ 3. Функции и задачи прикладной социальной психологии......336

Раздел VII. Теоретические и методические проблемы социально-психологической диагностики............................................................342

Глава 23. Организация социально-психологической диагностики...........342

§ 1. Программное обеспечение социально-психологической

диагностики и воздействия......................................................342

§ 2. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики.................................................347

Глава 24. Характеристика основных методов социально-психологической диагностики, особенности их применения

в прикладной социальной психологии.........................................355

§ 1. Наблюдение и эксперимент как методы социально-психологической диагностики. Аппаратурные методы

диагностирования социально-психологических явлений.....355

§ 2. Использование опросов в социально-психологической

диагностике...............................................................................359

§ 3. Контент-анализ как метод социально-психологической

диагностики...............................................................................366

§ 4. Тестирование социально-психологических явлений.............370

§ 5. Нетрадиционные методы социально-психологической

диагностики...............................................................................374

 

 

Глава 25. Диагностика конкретных социально-психологических

явлений...........................................................................................386

§ 1. Социально-психологическая диагностика социальных

отношений и общения.............................................................386

§ 2. Диагностика массовых социально-психологических

явлений.....................................................................................401

Глава 26. Характеристика основных методов воздействия

на социально-психологические явления.......................................411

§ 1. Понятие, виды и организация социально-психологического

тренинга.....................................................................................411

§ 2. Понятие и основные техники социально-психологического

консультирования....................................................................434

Раздел VIII. Групповое и личностное развитие................................................453

Глава 27. Социально-психологическая диагностика группового

и личностного развития................................................................453

§ 1. Социально-психологическая диагностика проблем семьи.....453

§ 2. Социально-психологическая диагностика малых

неформальных групп...............................................................456

§ 3. Социально-психологическая диагностика личности............459

§ 4. Немедицинская групповая психотерапия: сущность,

этапы и методы проведения....................................................471

Раздел IX, Организационное развитие..............................................................492

Глава 28. Социально-психологические аспекты организационного

развития..........................................................................................492

§ 1. Функции и эффективность социальных организаций..........492

§ 2. Социально-психологическая диагностика социальных

организаций..............................................................................498

§ 3. Формирование имиджа социальных организаций...............502

§ 4. Социально-психологический тренинг делового общения......516

§ 5. Организационное консультирование, его сущностные

характеристики........................................................................543

§ 6. Базовый алгоритм организационного консультирования.....547

Раздел X. Сферы применения прикладной социальной психологии...............564

Глава 29. Практика использования социальной психологии

в различных областях....................................................................564

§ 1. Прикладная социальная психология и политика.................564

§ 2. Прикладная социальная психология в сфере экономики.....569

§ 3. Прикладная социальная психология в образовании............576

§ 4. Прикладная социальная психология в здравоохранении.... 582 § 5. Экстремальная прикладная социальная психология............587

Заключение..........................................................................................................595

 

ке на протяжении XII в., должны были сильно изменить внешний облик памятника. Действительно, текст Синодального списка но­сит уже все признаки памятника, отразившего на себе как свершив­шиеся основные процессы звуковой истории XII столетия и с ис­чезновением слабых редуцированных и с переходом сильных ъ, ь в гласные полного образования о, е. Свидетельств этого рода сколько угодно в тексте памятника, — нет нужды их указывать (см. соответ­ствующие данные у Карского). Но следует поставить вопрос о том, как отражаются в памятнике собственно последствия этой истории с редуцированными звуками. Мы имеем в нескольких случаях флек­сию -мъ, т. е. с признаками отвердения конечного губного за выпа­дением после него еря, в известных формах творительного и мест­ного падежей в склонении: твор. ед. кн& земъ 737, за моужемъ 636, отрокомъ 111, 606, 1059, р^домъ 113, 1120; болшимъ 474; нимъ 363, кымъ 1205, тъмъ 895; местн. ед. бгрестовомъ 515, сельскомъ 133. Обычно, однако, здесь написания старого типа с -мь: твор. ед. добытъкомь 1077, домомь 1078, кормомь 610, лицемь 257 и др., ме­чешь 173 и др., образомь 1026, рогомь 183, соудомь 617, товаромь 1082, тыномь 594, холопомь 1109, (н)имь 4 ел., инЪмь 610, кымь 359, 1025, самЪмь 1109, тЪмь 5 ел.; местн. ед. немь 4 ел., свошмь 256, томь 7 ел., чишмь 1154, чемь 1018; одиномь 288. Ср.описочные случаи дат. мн. онемь (вм. онЪмъ) 707, тъмь видокомъ 312 (вм. ожи­даемой формы дв. числа). В отношении срединного положения в сло­ве памятник не дает материала для предположения о начавшемся процессе отвердения согласных в положении перед исчезнувшим ерем: в подходящей лексике оказываются либо написания без ре­дуцированного гласного (не свидетельствующие об отвердении предшествующего согласного), либо нормальные написания исклю­чительно с ерем. Можно отметить написание въдеръ род. мн.ЮО, с неорганически развившимся е перед плавным в связи с исчезно­вением вслед за ним ера. Явления второго полногласия свидетель­ствуются написаниями Синодального списка: борътьноую 591, полъть и полоть 102, 609, пьрьсть 197. Возможно видеть в этих дан­ных след, оставленный рукой последнего переписчика Правды, черту севернорусскую; ср. слабое вообще отражение явления вто­рого полногласия в южнорусских (украинских) памятниках. Заме­чательно иное явление в показаниях Синодального списка — отражение в нем старшего е и Ъ. В исследовании В. В. Вино­градова, специально посвященном, судьбе Ъ в севернорусском наречии, можно прочесть характеристику данного списка Правды по употреблению в нем гиг. Синодальный список Правды при­числен автором исследования к группе «новгородских» памятни­ков, безразлично вообще употребляющих е и ъ 1. С этим заклю­чением нельзя согласиться. В памятнике есть несколько случаев с е вм. в, есть в нем и обратные случаи с ъ вм. е; но среди этих последних должны быть выделены два слоя фактов

1 Изв. ОРЯС, XXIV, 241.

Исследование языка Правды по древнейшему его списку имеет в первую очередь интерес со стороны выделения из него именно этих' с известным единством проявляющихся в памятнике его особенно­стей: анализ этих особенностей может дать известные нити и для суждения по отдельным сторонам вопроса о происхождении Правды и для характеристики собственно литературного русского языка в отправной момент первоначального его сложения.

Лингвистический анализ Синодального списка Русской правды не с точки зрения ему именно свойственных особенностей, а в инте­ресах определения черт, отразившихся в данном списке и перенесен­ных вместе с тем из предшествовавших ему списков, в конечной стадии из первооригинала Правды, представляет понятные трудно­сти: между нашим списком 1282 г. и предполагаемым его основным оригиналом лежит промежуток более чем в 250 лет, в который текст протооригинала также проходил через руки переписчиков. В этой последовательной смене писцов одни пласты языковых особенностей, изживавшихся в языке или чуждых данной литературной норме, изнимались из текста, с другой стороны, напротив, в него привно­сились новые языковые особенности позднейшего времени, иной литературной среды. Впрочем, если задаться вопросом, как много в основном тексте Правды было стерто под руками писцов или на­сколько широко влились в него новые черты языка, анализ Сино­дального списка обнаружил бы большие сдвиги лишь в фонетиче­ском облике памятника, в морфологическом же его строе и в осо­бенности в его синтаксисе и лексике следы новых явлений почти не заметны. Можно думать на этом основании, что посредствующих списков между первооригиналом Русской правды и данным Сино­дальным ее списком было не много: так, по наличности языковых особенностей Синодального списка, можно предполагать в каче­стве ближайшего его оригинала список второй половины XII в., а далее уже основной оригинал Русской правды.

Обозрение языковых особенностей Русской правды по Синодаль­ному списку сделано акад. Карским^ во введении к отмеченному выше его изданию памятника, но это обозрение, недостаточное само по себе, диктовалось задачами общей характеристики одного лишь данного списка Правды. В последующем изложении будет сосредо­точено внимание не на общей характеристике Синодального списка, а согласно с изложенным выше на обозрении отдельных его языко­вых явлений, таких, которые отражаются в нем сколько-нибудь цельным образом, таких, которые позволили бы судить о языковых чертах первичного текста Правды или дальнейшего с него списка, как непосредственного оригинала данного Синодального экземпляра памятника.

В фонетической стороне Синодального списка, согласно со ска­занным выше, меньше всего могло сохраниться черт предшество­вавших ему оригиналов и особенно черт первооригинала Русской правды. Достаточно сказать, что чреватые по последствиям явле­ния в области редуцированных звуков, протекавшие в русском язы-

I

\ед. воле 689, городне 1057, пЪволЪ 165, задницЪ 1065, продаже часто, им.-вин. мн. свиные 394, шажс 994, робьш д: вти 1064, чьт 771, HS 635, ceoS (свою) 172, 323 и др. Отклонение имеется в одном случае: без вс& коп свады 84 г. В области склонения имен существительных можно отметить употребление в памятнике живых русских форм род. и местн. ед. ч. на у от известных категорий слов мужского рода (род. ед. горохоу 109, рьдоу 659, 1112, 1118, 1120, сводоу 295, солодоу 100, 1045; местн. ед. домоу 670, 1069, пироу 76, търгоу 54, 240, 304, 313), также род. мн. на-овъ от тех же существительных (послоуховъ 499, 509, оуборокоьъ 108, 109, 1040, хлЪбовъ 106, 1040). Отклонениями здесь для род. мн. могли бы явиться случаи— колико боудеть возъ оукрадено975, акоуръ по двои на днь 105, но в действительности эти формы, без флексии, нормальны, та«как формы эти обусловлены положением после количественных слов2. От имени существитель­ного сынъ в дат. ед. имеется и форма сыноу 8, по основам на * о, и дважды форма сынови 10, 1101, по основам на *«, последний вари­ант может считаться перенесенным из ближайшего оригинала, как украинского по происхождению. Местоимения и числительные не вызывают замечаний. Впрочем, следует отметить постоянное в па­мятнике себе в род.-вин. (228, 922, 1171), но собъ в дат.-местн. (227, 585, 886, 1119, 1163). Имена прилагательные в образовании от­дельных падежных форм представляют смешанные образования. В им.-вин. ед. муж. рода известны только формы на -ыи, -ии (же-

лъзныи оурокъ 1017, дъчькыи 739, воискыи конь 808, мцныи* рЪзъ 492, дбубъ... знаменный или межьныи 397, истый товарищь 1085, клЪтъныи тать 279, коневыи тать 276, за тиоунъ за огнищьныи 131, холопъ объ(е)льныи 863, 876, ролЪиныи закоупъ 806, конечнии

тать 345, за тиоунъ... за конюший 131, передний гнъ 873); трудно ду­мать о книжной основе этой столь выдержанно проведенной чер­ты Синодального списка; может быть, побуждением к этой системе написаний послужила та же норма соответственных написаний ближайшего, южнорусского оригинала. В род. ед. муж. рода име­ются и формы на -ого (тыакчького 516, 519, 522, кьтвьского 522, бЪлогородьского 518), и чаще— книжные формы на -аго (Станислава перетславьского тысдчького 521, на ботрьскаго тиоуна 557, мйста ветхаго 1054, желЪзнаго платити. м. коунъ 1012, перекладного, е. коунъ 613, a w виры помоченаго. е. коунъ 155, на конечьнι κ ε ο, до конечь-нкго свода 298, 338) и даже единично представленная форма с нестя-женною флексией -ааго (оже не боудеть свободьнааго 554). В род. ед. ж. рода только русская флексия -ou (боргпьнои земли 729, 746, ролеинои земли 749, одинои 706, пьрвои 663). То же ожидалось бы в форме местного падежа; здесь, однако, встречается книжное обра-з ование на -Ъи (о задници боърьстш и о дроужинЪ 638), впрочем,

1 Форме городьнх 1034 (во фразе — закладаче городьш. коуна взати) по сви­детельству иных списков ошибочна, вместо городьню, вин. ед.

2 С. П. Обнорский, Именное склонение, II, 161.

s Ср. мцны рЗзъ 498,

Заказ № 34

и иметь свое особое объяснение, за вычетом же их оставались бы скупые единицы написаний В вм. г, которые должны считать' описками. Выделению должны подлежать следующие факты: 1) слу^· чаи с Ъ вм. е в закрытом слоге, за которым исчез редуцированный гласный, — възмъть 453, 530, идъть 643, 740, налъзъть 836, поръвъть 563; 1 2) написание кдъ 267 и т. д. постоянно с S (8 ел.). Перед нами в первом ряде случаев факты со следами ясного удлине­ния е перед слогом с исчезнувшим редуцированным — явление, ха­рактерное для украинских памятников и встречающееся в них со вто­рой половины XII в. Мы должны на этом основании предполагать, что ближайшим оригиналом, с которого списывался текст Синодаль­ной рукописи, был оригинал киевского происхождения, притом не моложе второй половины XII в. К особенностям такого же ориги­нала должно возводиться и столь выдержанное написание вСинодаль-ном списке кдъ с Ъ обычное в старших украинских памятниках, в от­личие от написаний с конечным е, характерным для севернорусских памятников. Достойно замечания, что в данных Синодального спис­ка совершенно нет фактов с ассимиляцией, оказавшихся в смежном положении, звонкого и глухого согласных за выпадением между ними редуцированного звука (ср. постоянные в памятнике написа­ния бчелы 911, 913, въобч1 189, дъчери 724). Это явление также удов­летворительно объяснялось бы воздействием ближайшего ориги­нала, как оригинала украинского происхождения (ср. в современ­ном украинском сохранение звонкости в конце закрытых слогов). К тому же предполагаемому украинскому ближайшему оригиналу можно относить единичное написание Синодального списка с ки не кы в наречии паки (ср. 10 случаев написаний пакы); ср. ранее с XII в., образование ки, ги, хи в южнорусском и более позднее, с XIII и даже XIV в., свидетельство об этой черте из севернорусских памят­ников 2. Известна, наконец, диалектная черта Синодального спис­ка — цоканье, благодаря которой и закрепилось за Кормчей 1282 г. именование «Новгородской» Кормчей; явление это широко свиде­тельствуется памятником (примеры см. у Карского).

Морфологические данные Синодального списка содержат значи­тельно больший по своей характеристичности материал, чем фоне­тические его особенности. Двойственное число нередко в показаниях памятника и вообще употребляется в нем без нарушений, если не считать мест с порчею в тексте'. Замечательную особенность памятни­ка составляет исключительно выдержанное употребление в нем форм склоняемых слов с известною русскою флексией в (или ё) в соответ­ствии с древнеболгарским окончанием а; таковы, напр., формы род.

1 Может быть, сюда же следует присоединить и написание оувЪдеть 868, если видеть здесь описку вм. оуведгьть.

2 Впрочем, именно в данной Кормчей, к составу которой принадлежит иссле­дуемый список Правды, имеются случаи с ги, ки, хи (С о б о л е в с к и й, Лекции, 4 изд., стр. 130), отсутствующие в тексте Правды за исключением единичного от­меченного факта.

s Ср., напр., дат, мн, тЪмь еидокомъ 312 вм. ожидаемой формы двойственного числа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.