Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстремальная прикладная социальная психология






Многие сферы жизнедеятельности в силу внутренних и внеш­них опасностей и угроз иногда становятся экстремальными. В на­стоящее время в России практически все сферы находятся в экс­тремальном состоянии. Поэтому есть все основания говорить не просто о действиях практических социальных психологов в экстре­мальных ситуациях, а о необходимости создания экстремальной прикладной социальной психологии как самостоятельной отрасли.

Экстремальные ситуации требуют спецификации социально-психологической диагностики, психотехники воздействия и про­ведения консультирования, т. е. всех основных направлений про­фессиональной деятельности практических психологов.

Диагностика социально-психологических явлений в экстремаль­ных ситуациях имеет свою специфику.

В этих условиях из-за цейтнота нельзя создать программу диаг­ностики. Действия практического психолога определяются пла­ном на случай чрезвычайных обстоятельств. Методы и методики в этих условиях вообще не применимы, за исключением видео­съемки, анализа социальной симптоматики, ретроспективного под­хода и т. д. Иногда сами экстремальные ситуации выполняют диаг­ностирующую роль. В этих условиях личность «обнажается». Надо только все это зафиксировать.

В экстремальных ситуациях работают не психотерапия и тре­нинги, а методы специальных операций контрпропагандистского характера. Именно они применяются во время боевых действий, в борьбе с преступностью. Допускается здесь и «шоковая терапия».

Большое значение в экстремальных ситуациях имеют и специ­альная психологическая помощь, и реабилитационная работа, и социальная помощь беженцам из «горячих точек» в целях их адап­тации, участникам боевых действий, получившим тот или иной синдром, а также специальные меры по поддержанию морально-психологического духа населения и специальных подразделений в условиях боевых действий, террористических актов, а также в при­фронтовой полосе.

Все зависит от целей социально-психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать человека, помочь; в другом - присечь, например, слухи, панику; в третьем -провести переговоры; в четвертом - развенчать, шокировать против­ника; в пятом - оказать содействие в адаптации к новой культуре.

Как известно, экстремальные ситуации возникают в силу раз­личных причин.

По источнику происхождения выделяют следующие экстремаль­ные ситуации:

1) природные (лесные пожары, наводнения, землетрясения, сели, ураганы, снежные заносы, цунами, засуха, экологические бедствия);

2) техногенные (аварии, катастрофы);

3) эпидемиологические (эпидемии, вспышки инфекционных за­болеваний);

4) социальные (терроризм, захват заложников, социальные кон­фликты (забастовки), гражданское неповиновение, гражданская война).

Данные экстремальные ситуации могут накладываться друг на друга и проявляться в различных формах социальной напряжен­ности.

Можно выделить следующие формы проявления социальной напряженности и типы реагирования на ее возникновение:

1) определенные социально-демографические процессы (рож­даемость, смертность, продолжительность жизни);

2) криминальные последствия;

3) психологические настроения, а именно: тревога, массовое недовольство или депрессия, паника, агрессия или надежда на чудо;

4) недоверие к власти, ее представителям;

5) поведенческий аспект, связанный с протестом.

Можно также выделить три уровня развития социальной на­пряженности: низкий - практически не влияющий на общественную стабильность и безопасность; средний - заметно влияющий на жизнедеятельность общества; высокий - дезорганизующий функ­ционирование социальных институтов и общностей. Опасность предъявляет особые требования к личности практического психо­лога, его профессиональной деятельности и готовности.

Чтобы действовать грамотно в экстремальных ситуациях, прак­тический социальный психолог должен быть адаптирован к ним, обладать стрессоустойчивостью и социально-психологической ком­петентностью [30].

В экстремальных ситуациях, возникающих в силу действия при­родных, техногенных и эпидемиологических факторов, практиче­ским социальным психологам приходится сталкиваться с такими явлениями, как паника, слухи, посттравматический синдром.

Паника - реакция массового страха. В своем развитии она про­ходит несколько стадий. Практический социальный психолог обя­зан в случае необходимости дать рекомендации по ее пресечению.

Посттравматический синдром возникает как в период экстре­мальных ситуаций, так и после их окончания. Например, после землетрясения в Армении 86% обследованных, переживших зем­летрясение, первые 5-10 дней находились в состоянии заторможен­ности, с трудом осмысливали происходящее; 36% из тех, кто по­терял близких родственников, потеряли память на события пер­вых нескольких дней после землетрясения.

Психологические реакции на экстремальные ситуации различ­ны. Выделяют несколько типов стрессовых реакций, от дистрессо-вых состояний и даже психологических расстройств до состояния мобилизованности.

Психологическую помощь пострадавшим в экстремальных си­туациях в первую очередь должны уметь оказывать психологи, ра­ботающие в МЧС, МО, МВД РФ, здравоохранении. Главными прин­ципами оказания помощи являются: безотлагательность, приближен­ность к месту событий, ожидаемость восстановления нормального состояния, единство и простота психологического воздействия.

Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему долж­на быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет

со времени травматизации, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств (алкоголизм, наркотические средства).

Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи без смены обстоятельств и социального окружения, минимизации отрицательных последствий «госпитализма».

Ожидаемостъ: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным чело­веком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвраще­нии нормального состояния.

Единство психологического воздействия подразумевает, что его источником должно выступать либо одно лицо, либо унифи­цированная процедура обращения.

Психологическое воздействие направлено на то, чтобы отвести пострадавшего от источника травматизации, обеспечить безопас­ное окружение и возможность быть выслушанным.

Для снятия посттравматического стресса проводятся психоло­го-реабилитационные курсы, т. е. оказывается социальная и пси­хологическая помощь. Эти меры могут включать в себя психо­диагностику, консультирование, психотерапию, дибрифинги.

Дибрифинг - метод работы с групповой психической травмой (Дж. Митчелл). Цель дибрифинга заключается в сведении к мини­муму последствий патогенного источника на группу путем орга­низованного обсуждения происшедшего события.

При этом используют и групповые методики, и санаторно-курортное лечение, и восстановление в специальных центрах [16]. Такая помощь должна оказываться не только пострадавшему, но и его семье, близким родственникам и т. д.

В последнее время наиболее часто возникают экстремальные ситуации, являющиеся социальными по своему происхождению. Имеются в виду терроризм, в том числе политический, захват за­ложников, забастовки, гражданские формы протеста и неповино­вения, межнациональные конфликты, массовые беспорядки, очаги гражданской войны.

Важную роль в урегулировании социальных конфликтов, осво­бождении заложников могут сыграть практические социальные психологи. При этом неоценимое значение имеет их социально-психологическая компетентность. Последняя позволяет грамотно проводить переговоры; правильно составить обращение к толпе; использовать специальные мероприятия контрпропагандистского характера в условиях боевых действий, информационной борьбы, психологического противоборства.

Переговоры имеют различные цели: урегулирование трудовых конфликтов, освобождение заложников и т.д.

В настоящее время издана обширная литература об этапах, тех­нике проведения переговоров (Н.В.Гришина, М.М.Лебедева и др.), в частности, практика проведения переговоров подробно освеще-

на в книге «Основы социально-психологической теории» под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова (Рязань, 1995.-С. 100, 109, 236-240).

Весьма непростую задачу представляет собой обращение к толпе и психологическое воздействие на участников массовых беспорядков.

Психологическое воздействие в целях предотвращения и пре­сечения массовых эксцессов распадается на несколько этапов.

На первой стадии воздействие направлено на предотвращение перерастания социальной напряженности в эксцессе; сдерживание экстремальной ситуации посредством обращений к гражданам, ве­дения с ними переговоров, организации специальных мероприятий.

Следует иметь в виду, что в основе большинства экстремаль­ных ситуаций лежат социальная напряженность и конфликты. Поэтому практический социальный психолог должен быть гото­вым к участию в урегулировании социальных конфликтов.

Специалисты в области конфликтов должны опираться на спе­циальную теорию.

В этом контексте особое значение приобретают прогнозирова­ние, картография социальных конфликтов, анализ их причин воз­никновения, практики разрешения.

При возникновении межнациональных конфликтов с примене­нием оружия можно спровоцировать ситуацию и привести к эска­лации конфликтов путем дезинформации, запуска слухов. Поэто­му особая ответственность ложится на средства массовой инфор­мации в условиях не только чрезвычайного положения, но и со­циальной напряженности. Здесь предельно остро встает вопрос об объективности информации и корректности подачи материала. И здесь особая роль принадлежит практическим психологам. Ра­зумеется, речь не идет об особом режиме работы средств массовой информации, и тем более об их ограничениях.

Экстремальная прикладная социальная психология связана не только с практикой, но и с общением, профессиональной подго­товкой специалистов.

Главная цель экстремальной прикладной социальной психоло­гии как учебной дисциплины должна состоять в формировании безопасного поведения личности и групп. При этом можно с успе­хом опираться на курсы «Безопасность жизнедеятельности» и «Безопасность человека» [2].

В то же время следует осуществлять специальную подготовку специалистов по действиям в экстремальных ситуациях, по фор­мированию у них стрессоустойчивости и других свойств.

Одним из экстремальных факторов в условиях социальной на­пряженности и конфликтов является проблема адаптации «бе­женцев» из «горячих точек», переселенцев, эмигрантов и вообще межкультурного взаимодействия.

Процесс приспособления к новой культурной среде довольно часто сопровождается невротическими и психосоматическими

расстройствами, девиантными и деликвентными отношениями, «культурным шоком», «культурной утомляемостью», «шоком пе­рехода».

Процесс адаптации к новой культуре включает три основных этапа. Первый характеризуется энтузиазмом и приподнятым на­строением, второй - фрустрацией, депрессией и чувством замеша­тельства, переходящим в чувство уверенности и удовлетворения (Т. Г. Стефаненко).

Степень конфликтности и продолжительности адаптации к но­вой культуре зависит от социально-психологических характери­стик переселенцев и особенностей своей и чужой культур.

С. Боккер описал четыре варианта адаптации к новой культуре с учетом последствий межкультурного взаимодействия: 1) гено­цид, т. е. уничтожение противостоящей группы; 2) ассимиляция, т. е. постепенное добровольное или принудительное принятие тра­диций до полной идентификации с другой ментальностью; 3) сегре­гация, т.е. курс на раздельное развитие групп; 4) интеграция, т.е. сохранение группами своей культурной идентичности при объе­динении в единое сообщество.

Исходя из этого, выделяются следующие типологии пересе­ленцев:

1) «перебежчики», отбрасывающие собственную культуру;

2) «шовинисты», не признающие чужой культуры;

3) «маргиналы», колеблющиеся между двумя культурами;

4) «посредники», синтезирующие обе культуры.

В настоящее время имеются различные программы, способст­вующие адаптации к новой культуре. Среди них выделяют про­свещение, ориентирование, инструктаж, тренинг и «культурный ассимилятор».

Цель просвещения - приобретение знаний о культуре, этниче­ской общности и др.

Межкультурный тренинг решает две главные задачи:

- знакомство с межкультурными различиями;

- повышение социально-психологической компетентности в сфере культурных различий.

Цель «культурного ассимилятора» - научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их кар­тины мира. Поэтому данный метод предлагают называть техникой межкультурной сенситивности.

«Культурные ассимиляторы» состоят из описаний ситуаций (от 37 до 100), в которых взаимодействуют персонажи из двух куль­тур, а также представлены четыре интерпретации поведения пер­сонажей каждой ситуации.

Проблема межкультурного взаимодействия не сводится к ак­культурации т. е. к культурным изменениям. Реально она сущест­вует в виде осложнений в межнациональных отношениях. Куль-

турные различия между этническими общностями нередко приво­дят к конфликтам. При этом межнациональные конфликты имеют не только социально-психологическую природу, но во многом объ­ясняются экономическими и политическими причинами. Поэтому их разрешение связано с государственным устройством России, обеспечением национальной безопасности всех граждан страны независимо от их культурной и религиозной принадлежности.

Литература

1. Абашкина Е.А., Егорова-Гантман Е.В., Косолапова Ю. и др. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. - М., 1993.-Т. 1, 2.

2. Безопасность человека / Под ред. Л.И.Шершнева. - М, 1994.

3. Государственная служба социальной, педагогической и психологической помощи: Концепции и точки зрения: Сб. рабочих материалов. - М., 1996. - Ч. 1.

А. Егорова-Гантман Е., Минтусов И. Политическое консультирование. -М, 1999.

5. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. - М., 1999.

6. Заславская Т.Н. Стратификация современного российского общества: Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения // Информационный бюллетень. - № 1. - 1996.

7. Зимичев А.И. Психология политической борьбы. -СПб., 1993.

8. Иванов В.И. Политическая психология. - М., 1990.

9. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков / Под ред. Е.В.Егоровой-Гантман. - М., 1994.

10. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диа­гностики и коррекции в клинике. - М., 1983.

11. Как приспособиться к технологическим изменениям // Как добиться успеха / Под ред. В.Е.Хруцкого. -М., 1992.

12. Как работают японские предприятия / Под ред. Я.Мондена, Р. Сиба-кавы.-М., 1989.

13. Квасенко A.B., Зубарев Ю. Г. Психология больного.-Л., 1980.

14. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт.-М., 1995.

15. Ковлер А.И. Основы политического маркетинга: (Технология органи­зации избирательных кампаний). - М., 1993.

16. Котенев И.О. Психологические реакции работников милиции в чрез­вычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных орга­нах. - 1966.- № 1(3).

17. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М, 1992.

18. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. -Л., 1991.

19. Кричевский Р.Л. Если Вы -руководитель. - М., 1996.

20. Магазаник H.A. Искусство общения с больным. - М., 1991.

21. Минделл А. Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии) / Пер. с англ. - М., 1993. - Ч. 1, 2.

22. Николаев В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М., 1987.

23. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным полити­ческим лидером / Под ред. Е.В.Егоровой-Гантман. - М., 1993. - Ч. 1, 2.

24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. - М., 1995.

25. Рощин С.К. Западная психология как инструмент идеологии и полити­ки. - М., 1980.

26. Сборник психодиагностических методик для психологов системы на­родного образования.-СПб., 1993.

27. Синк С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. - М., 1989.

28. Современная психология. -- М, 1999.

29. Сухов А.Н. Институт власти как объект социально-психологического исследования // Материалы научно-практической конференции «Интегратив-ная антропология в решении задач здорового образа жизни». - М., 1995.

30. Сухов А.Н. Социально-психологическая компетентность сотрудников ОВД как условие их эффективной деятельности в экстремальных условиях. Деятельность сотрудников ОВД в экстремальных условиях. - Ростов н/Д, 1995.

31. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. - Л., 1984.

32. Телешевский М.Э. Глазами больного. - Киев, 1985.

33. Урванцев Л.П. Психология в работе врача. - Ярославль, 1993.

34. Феофанова O.A. США: реклама и общество. - М., 1974.

35. Харди И. Врач-сестра-больной. - Будапешт, 1981.

36. Что такое современный маркетинг // Как добиться успеха / Под ред. В.Е.Хруцкого. - М., 1992.

37. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. - М., 1990.

38. Шнайдер Г. Криминология. - М., 1994.

39. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. - СПб., 1992.

40. Яковлева Н.В., Коновалов O.E., Гусева О.В. О социально-психологи­ческой готовности врачей к введению бюджетно-страховой медицины // Здра­воохранение Российской Федерации. - 1993. - № 7.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.