Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководителей, кадров управления






№ эле­мента (шага) Описание элемента (шага)
  Вступление в контакт с клиентом
  Определение организационных ограничений для данной конкрет­ной консультативной встречи
  Выяснение первичной формулировки запроса на консультирование
  Формальное выделение, отграничение одной из проблем клиента
  Активное слушание клиента. Локализация запроса
  Констатация и конкретизация отдельной локализованной пробле­мы А
  Выбор из двух альтернатив в развитии консультативного процесса, осуществляемый клиентом в диалоге с консультантом. Выбор зави­сит от того, удовлетворены ли участники консультативного про­цесса конкретизацией отдельной локализованной проблемы А (главный критерий - субъективные впечатления участников)
  Моделирование образа желаемой будущей ситуации О, где бы от­сутствовала проблема А
  Определение степени влияния проблемы А на ситуацию О (возможны инсайты, связанные с тем, что для достижения ситуации О совсем не обязательно решать проблему А в полном объеме)
  Констатация особенностей образа желаемой будущей ситуации О, выявленных при обсуждении проблемы А (взаимосвязи с другими проблемами, побочные эффекты, нежелательные последствия, вы­званные решением проблемы А, и т.д.)
№ эле­мента (шага) Описание элемента (шага)
  Коррекция образа желаемого будущего состояния клиента и его деятельности с учетом предыдущих шагов
  Выбор направления дальнейшей консультативной работы. Если си­туация О противоречит общей картине образа желаемого будуще­го, плодит побочные затруднения, то от решения проблемы А отка­зываются (шаг 28), в ином случае переходят к следующему выбору (шаг 13)
  Выбор направления дальнейших усилий консультанта, обусловлен­ный результатами выяснения степени влияния проблемы А на же­лаемую ситуацию О (развитие шага 9). Консультант вместе с клиентом скрупулезно проясняет, как, каким образом проблема А влияет на интегральный образ желаемого бу­дущего О, могут ли быть такие случаи, когда подобного влияния нет, не возникает ли такое положение, когда проблема А существу­ет, досаждает клиенту сама по себе, вне зависимости от желаемого результата. При детальном рассмотрении может оказаться, что проблема А не является препятствием на пути достижения ситуации О. В этом случае весьма вероятно, что клиент неосознанно использует свое раздражение на проблему А как способ эмоциональной разрядки либо как самооправдание своей реальной бездеятельности, когда важные дела подменяются неотложными. Если А реально не влияет на О, то от ее решения отказываются (шаг 28). В ином случае пере­ходят к шагу 14
  Конкретизация субъективных ограничений долженствования, су­ществующих у клиента. Консультант в диалоге с клиентом выявляет управленческие, слу­жебные ситуации, в которых клиент ведет себя строго определен­ным, раз и навсегда избранным образом. Как правило, о таких си­туациях клиент говорит: «Я должен, я обязан, я не могу себе позво­лить не делать этого...» В служебных ситуациях, где клиент субъек­тивно ограничивает себя необходимостью действовать строго оп­ределенным образом, он лишает себя возможности анализировать другие варианты поведения и прогнозировать последствия своей измененной, нестандартной, лишенной ограничений долженствова­ния деятельностной активности. Методами парадоксальной интен­ции (В. Франкл), диалогической интерпретации (А. Ф. Копьев), проективного рассказа (Г. И. Марасанов) консультант помогает клиенту моделировать управленческие ситуации, в которых пове­дение клиента было бы нестандартным. Здесь же в диалоге с клиен­том прогнозируются возможные последствия выхода за рамки ог­раничений долженствования
  Клиент делает выбор из альтернатив своего управленческого пове­дения, появившихся на 14-м шаге. Если новый вариант служебных действий выбран, консультант переходит к шагу 17, если нет - к шагу 16
№ эле­мента (шага) Описание элемента (шага)
  Конкретизация субъективного восприятия внутренних запретов и ограничений клиента. Работа консультанта в диалоге с клиенто.м ведется теми же мето­дами, что и на шаге 14. Однако здесь в фокусе консультативного процесса оказываются не те ситуации, в которых клиент внутренне предопределен обязательно сделать нечто конкретное, а обратные им. Моделируются и анализируются служебные ситуации, прово­цирующие клиента на действия, которые он не может себе позво­лить. Консультант вместе с клиентом выявляют, проясняют все возможные прогнозы развития такой ситуации в случае преодоле­ния клиентом своих субъективных ограничений. Здесь от консуль­танта требуется способность создавать клиенту возможности для прочувствования, образного постижения моделируемых ситуаций и их предполагаемого развития
  Конкретизация нового способа решения проблемы, возникшего в результате предыдущих шагов
  Наращивание ключевых факторов успеха (К)
  Определение эффективности выбранной формы действования. Клиент в диалоге с консультантом определяет, достаточны для него нестандартные варианты поведения в проблемной ситуации А, вы­явленные на предыдущих шагах, или нет. Если есть необходимость детальнее сосредоточиться на долженствованиях и ограничениях, то консультативный процесс возвращается к шагу 17. Если нет, то переходит к следующему шагу
  Осознание клиентом субъективного восприятия причинно-следст­венных связей между различными компонентами проблемы А
  Выбор консультантом дальнейших действий в связи с возникши-ми/невозникшими изменениями восприятия клиентом причинно-следственных связей между различными компонентами проблемы А. Если изменения возникли - осуществляется переход к шагу 17. Если нет - к следующему шагу
  Проверка консультантом, не вышел ли процесс консультирования за рамки организационных ограничений, определенных в начале встречи
  Анализ проблемы А по параметрам ее важности и неотложности для клиента. Если проблема является не самой важной для клиента, проводится анализ того, почему именно эта проблема тревожит его. Затем осуществляется переход к шагу 28. В ином случае про­цесс переходит к следующему шагу
25-26 Моделирование развития служебной ситуации при нерешенной проблеме А. Анализируются и прогнозируются все возможные по­следствия. На эмоциональном и когнитивном уровне создается об­раз предполагаемых трудностей, возникающих как следствие нере­шенной проблемы А
№ эле­мента (шага) Описание элемента (шага)
  Локализация отдельных частных затруднений в общем поле пред­полагаемых проблем, выявленных на предыдущем шаге
  Проработка варианта выхода из алгоритма при нерешенной про­блеме А. Обоснованный отказ от решения первоначально выявлен­ной проблемы А, поскольку ее разрешение либо неактуально, либо порождает новые, более серьезные трудности
  Перед выходом на новый цикл разработки проблем клиента кон­сультант проверяет, не вышел ли процесс за рамки организацион­ных ограничений
  Вариант выхода из алгоритма в связи с тем, что решение проблемы А найдено

В качестве ключевых психотехнических шагов алгоритм вклю­чает лишь техники активного слушания, конкретизации должен­ствования, субъективного восприятия внутренних ограничений и запретов, осознания субъективного восприятия причинно-следст­венных связей между различными частями проблемы. Кроме того, в алгоритме приведены два психотехнических приема, направлен­ных на переформирование запроса клиента. Это техника анализа проблемы по признакам важности/неотложности и техника моде­лирования и прогнозирования ситуации при нерешенной пробле­ме. Каждая из них непосредственно влияет на, индивидуальную психологическую культуру клиента, преобразовывая конкретные компоненты этой культуры.

Предложенный вариант развернутого программно-целевого представления процесса индивидуального психологического кон­сультирования служащих, руководителей, кадров управления по­зволяет легко обнаружить место иных психотехник, не вошедших в алгоритм, в общем ансамбле средств и методов работы консуль­танта.

2. Подсистема консультативной работы с организационной нор-мозадающей группой («Г»).

Важнейшим начальным этапом психолого-акмеологической ра­боты с нормозадающей организационной группой являются груп­повое построение и анализ общего проблемного поля, общего об­раза желаемого будущего состояния организации, а также конк­ретных способов его достижения, не являющихся взаимоисклю­чающими для отдельных участников. Это во многом определяет дальнейшие сюжеты развития группового процесса, его направлен­ность на продуктивное изменение групповой (корпоративной) культуры в консультируемой организации.

Запросы (как и соответствующие реакции консультанта) на ов­ладение инструментальными навыками поведенческих манипуля-

ций с людьми, прояснение межличностных проблем, безусловно, присутствуют и в этом групповом процессе. Но первоначальная квалифицированная проработка управленческих, организацион­ных, вроде бы «непсихологических» проблем, объединяющих груп­пу, является своеобразными «воротами», открывающими пути к совместному проживанию и переживанию (Ф. Е. Василюк) реаль­ного психологического опыта.

Основные шаги (элементы) алгоритма психолрго-акмеологической работы с организационной нормозадающей группой

№ эле­мента (шага) Описание элемента (шага)
  Вступление в контакт с группой
  Прояснение целей и задач предстоящей работы
  Процедуры обновления взаимовосприятия участников
  Принятие правил групповой работы
  Анализ общего поля проблем
  Выбор способа диагностики проблем
  Диагностическая, психодиагностическая работа (подсистема «Д»)
  Констатация трудностей в принятии групповых решений
  Тренинг принятия групповых решений
  Констатация проблем взаимовосприятия
  Тренинг взаимовосприятия
  Выявление трудностей во взаимодействии членов группы
  Тренинг взаимодействия
  Обнаружение в обмене информацией проблем, искажающих ин­формационные потоки
  Тренинг коммуникаций
  Проявление иных социально-психологических трудностей
  Специализированные виды тренинга
  Построение непротиворечивого образа желаемого будущего орга­низации, формулирование генеральной цели, предназначения орга­низации, образа желаемого руководителя и методов управления организацией, осознание системы ценностных ориентации, реально действующей в группе
  Групповой поиск путей решения проблем, выделенных группой в качестве главных источников имеющихся затруднений
  Оценка группой качества найденных ею решений
  Моделирование гипотетической ситуации, возникающей при нере­шенной проблеме
  Построение общего поля новых трудностей, которое может воз­никнуть из-за нерешенной наличной проблемы
№ эле­мента (шага) Описание элемента (шага)
  Проектирование возможных путей выхода из предполагаемых за­труднений
  Групповая дискуссия о причинах появления «проблемных тупи­ков», т. е. проблем, над которыми принято работать в данной орга­низации, но решение которых не ведет к ощутимому улучшению положения
  Осознание реальной корпоративной культуры нормозадающей группы
  Групповое обсуждение итогов. Составление каждым участником индивидуальных планов развития своих подразделений, вверенных участков работы и их «защита» на общегрупповом собрании
  Эмоциональный выход группы из процесса психолого-акмеологи-ческой работы. Завершающие процедуры социально-психологиче­ского тренинга

Таким образом, описание основных шагов алгоритма психоло-го-акмеологической работы с организационной нормозадающей группой показывает, как конкретно реализуется концепция про­граммно-целевого подхода в психолого-акмеологическом консуль­тировании на данном этапе.

Эффективность консультативного процесса наиболее четко про­ясняется для его участников в шаге 26. Здесь каждый член группы, используя результаты групповой работы, полученные на преды­дущих шагах, выстраивает свой план, свою программу дальней­шей служебной деятельности. Все программы, созданные участ­никами, докладываются группе. После этого происходит аноним­ное групповое оценивание каждой программы. Продуктивность психолого-акмеологической работы с группой будет тем выше, чем более подробными и конкретными окажутся индивидуальные программы служебной, управленческой деятельности, подготов­ленные участниками.

Если в программах участников содержатся недвусмысленные ответы на вопросы о том, что начиная с ближайшего рабочего дня не будет больше выполняться то, что выполнялось раньше, а будет выполняться то, чего раньше не делалось; что работа в общей сис­теме будет строиться иначе, то эффект от деятельности группы и ее консультанта будет, как правило, максимальным. При этом наи­менее уязвимой для влияния побочных переменных, разрушающего воздействия психологических защит и сопротивлений участников остается реализация шагов 5, 19. Именно здесь может происходить потеря эффективности консультативной работы. Следовательно, именно эти шаги алгоритма, будучи детально проанализированы, позволят подойти к решению проблемы его оптимизации в зави­симости от конкретных условий и факторов.

3. Подсистема психодиагностического обеспечения общего про­цесса консультирования («Д»).

Эта подсистема отражает часто возникающую в ходе консуль­тирования служащих, руководителей необходимость специально сосредоточивать усилия на следующих задачах: определение осо­бенностей и уровня развития личностно-деловых и профессиональ­но необходимых качеств служащих, ответственных работников разных уровней; изучение состояния их межличностных отноше­ний, уровня взаимной совместимости служащих в конкретных ра­бочих группах; выявление внешних и внутренних проблем функ­ционирования и развития консультируемых организационных групп.

В общем базовом алгоритме продуктивного психолого-акмеоло-гического консультирования подсистема «Д» носит вспомогатель­ный характер, обеспечивая подсистемы «И» и «Г».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.